Чтобы предмет разговора был видимым, с сообществом профессионалов, среди которых были представители бизнеса, органов управления образованием, высшей школы, поделились данными исследования, проведенного специалистами рекрутингового сайта HeadHunter и детского города профессий «КидБург».
В опросе, который состоялся в мае 2016 года, приняли участие почти 7 тысяч респондентов, основная часть из которых - родители детей в возрасте от 2 до 18 лет. Как показали данные, большинство взрослых считает, что знакомство с профессиями необходимо начинать с раннего возраста, практически с 3-4 лет. Правда, львиную долю информации о различных профессиях (70%) ребенок получает в семье. На втором месте (56%) - школа и детский сад, на третьем (16%) - открытые источники, то есть Интернет, журналы и газеты. К последнему источнику, как правило, обращаются ребята с 14 до 18 лет. При этом существующую в образовательной организации систему профориентации родители оценивают на тройку. Многие из них даже не знают о том, что система профессионального просвещения может быть выстроенной, а мероприятия, проводимые в ее рамках, регулярными. Чуть выше взрослые оценили подход к знакомству с профессиями у вузов и колледжей.
В целом родительское сообщество беспокоит неизвестность в отношении того, какие профессии будут востребованы через 10-15 лет. Большинство опрошенных также не знают, куда обращаться за справками и прогнозами, касающимися рынка труда.
Увы, здесь как детям, так и взрослым помочь трудно. Как говорят эксперты, чрезвычайно сложно составить долгосрочный прогноз по востребованности профессий. Сегодня срок жизни профессии сократился, в среднем она живет 25 лет, тогда как ранее благополучно существовала 50 и более лет. Ныне, может статься, пока специалист грызет профессиональный гранит, его будущая профессия станет пережитком прошлого. Недаром же приведенный недавно прогноз Агентства социальных инициатив удалил за ненадобностью десятки таких «родных» профессий, как бухгалтер, почтальон, журналист и т. д., и предложил миру названия профессий, суть которых без специального словаря не расшифруешь.
Сегодня, как считает генеральный директор детского города профессий «КидБург» Максимилиан Пивоваров, на первый план выходит развитие у детей так называемых гибких навыков: умения принимать самостоятельные решения, нести ответственность, управлять временем, общаться, убеждать и т. п. Правда, эти способности формирует не школа, а семья. Поэтому важно приглядеться, к чему тянется ребенок, что ему более интересно, в чем он добивается успеха.
Стремиться наблюдать за склонностями ребенка призвала и начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга Анна Грубская. И по возможности их развивать, тем более что в городе на Неве для этого есть все условия. Кроме того, как пояснила представитель Комитета по образованию, в петербургских образовательных организациях ведется системная профориентационная работа: в 8-9-х классах проводится первичное профессиональное тестирование, в 10-11-х классах ребята знакомятся с практической стороной вопроса - ездят на экскурсии на производство, встречаются со специалистами в той или иной сфере и т. д. Любые проекты, инициированные самими школами и касающиеся профориентации, Комитет по образованию всегда поддерживает.
В то же время, как пояснил заведующий кафедрой эргономики и инженерной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Сергей Маничев, профориентационную работу должны отличать наглядность, яркость, интерактивность. Кроме того, она должна быть дифференцированной, поскольку есть различные категории детей: дети с ОВЗ, одаренные дети, дети-лидеры и т. д. Причем ребят нужно ориентировать не только на получение профессии, но и на выстраивание карьеры. Как отметил Сергей Маничев, сегодня наблюдается дефицит специалистов-лидеров. Ценности дрейфуют: то, что ценилось 20-30 лет назад, сегодня считается неэффективным. Например, молодые люди стали менее амбициозны, они хотят менять профессии в течение жизни, а также совмещать работу и жизнь.
К сожалению, сегодняшние выпускники школ не застрахованы от ошибок: 24% из тех, кто поступил в вуз и окончил его, недовольны выбранным направлением. И уж совсем тревожная цифра: почти 70% родителей не хотят, чтобы ребенок в будущем пошел по их профессиональным стопам.
Чтобы разговор о профессиях получился содержательным, нужно действительно больше общаться с детьми, уверены эксперты. Учитывать их интересы, поддерживать их увлечения. Ведь никогда не знаешь, какое хобби в будущем займет первое место на профессиональном пьедестале ребенка. Главное, чтобы это было его хобби, а не родителей. Иначе точек пересечения в видении своего профессионального пути у детей и родителей будет по-прежнему мало. По данным опроса того же АСИ, сегодня то, что хотят в плане будущей профессии от детей родители, и то, что хотят сами дети, совпадает лишь на 5%.