Найти «на отпуск»!

- В соответствии со ст. 136 Трудового кодекса РФ оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Если оплата отпуска не была произведена своевременно - не позднее чем за 3 дня до его начала, то согласно ч. 2 ст. 124 Трудового кодекса РФ работодатель обязан по письменному заявлению работника перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой согласованный с ним срок.
Но даже когда работник не пишет такое заявление и соответственно не собирается использовать свой отпуск в другое время, работодатель несет материальную ответственность. Он обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией). Минимальный размер процентов составляет одну трехсотую действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (с 1 января 2016 г. размер ставки рефинансирования 11% годовых, приравнен к ключевой ставке Центрального банка РФ) от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным или трудовым договором. Причем обязанность выплаты такой компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (основание: ст. 236 Трудового кодекса РФ).
Обращаем ваше внимание, что если денежная компенсация выплачивается в минимальном размере (из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ), то налог на доходы физических лиц с нее не удерживается (п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ).
Если же на основании коллективного или трудового договора проценты за задержку отпускных были начислены в повышенном размере, то налог на доходы физических лиц не удерживается только с суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ (то есть из минимального размера). Часть денежной компенсации, превышающая указанный минимальный размер, должна облагаться налогом на доходы физических лиц.
Кроме того, и у организации, и у руководителя возникает риск привлечения к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства. Так, согласно ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


- В январе было объявлено, что Президент РФ поручил принять меры по уменьшению нагрузки школьных учителей, связанной с составлением ими отчетов и ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций. Какова судьба этого поручения? Ведь было объявлено, что ответственными за поручение являются лично премьер-министр и высшие должностные лица субъектов РФ, был установлен и срок исполнения поручения - 15 июня 2016 г.

- 16 мая 2016 г. письмом №НТ-664/08/269 Минобрнауки РФ совместно с Профсоюзом работников образования и науки РФ со ссылкой на поручение Президента РФ направили Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей, в которых, в частности, разъяснено следующее.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) школа должна иметь (предоставлять) следующие основные документы:
- основную образовательную программу, включающую результаты освоения образовательной программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы;
- программу развития школы (по согласованию с учредителем);
- список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ школы;
- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг и (или) работ;
- план финансово-хозяйственной деятельности школы;
- ежегодный отчет учредителю и общественности о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчет о результатах самообследования;
- коллективный договор, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка;
- штатное расписание;
- распорядительные акты о приеме на работу работников, трудовые договоры, должностные инструкции;
- распорядительные акты о приеме обучающихся в образовательную организацию;
- договоры об образовании в случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц, предшествующие изданию распорядительного акта о приеме лиц на обучение в школу;
- документы, отражающие осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (журнал и дневник);
- распорядительные акты школы о поощрении обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения;
- документы об организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
- бланки документов об образовании и (или) о квалификации, медали «За особые успехи в учении»;
- учредительные документы школы: устав, лицензию, свидетельство об аккредитации, свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельство о государственной регистрации права.
Ведение указанных документов, размещение их на сайте школы, создание и ведение сайта школы является обязанностью администрации школы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона учитель должен иметь утвержденные рабочие программы по предметам, модулям, дисциплинам для реализации образовательных программ.
Участие учителей в формировании отчетной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения которых не могут противоречить Закону, трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям.
В качестве основы для разработки должностных инструкций учителей до вступления в силу соответствующих профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
В соответствии с указанными квалификационными характеристиками должностные обязанности учителя предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
Помимо этого при выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности учителя формирование документации, связанной с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы.
Особо отмечено, что выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой определяется по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного согласия учителя.
Кроме того, для устранения избыточной отчетности и документооборота даны следующие рекомендации:
актуализировать и утвердить на уровне школ номенклатуры дел (документов) со сроками их оборота и хранения, с определением ответственных должностных лиц;
исключить дублирование документов и информации на электронных и бумажных носителях.
Органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования: провести мониторинг официальных сайтов школ, актуализировать информацию в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 г. №582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и приказом Рособрнадзора от 29.05.2014 г. №785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем»; реализовать информационные и обучающие мероприятия для лиц, ответственных за работу с сайтами, информацией и документами.
Органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителям школ: реализовать меры по исключению собственных запросов информации, находящейся в открытом доступе, используя автоматизированные средства сбора информации с сайтов школ, использование информационных систем с «персональными кабинетами» школ для снижения информационной нагрузки.
Органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, администрациям школ: исключить запросы информации и документов от учителей в связи с прохождением ими аттестации, не предусмотренных приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее - Порядок аттестации).
Для исключения требований о составлении учителями отчетной документации при проведении аттестации систематизировать и обновлять для самостоятельного использования аттестационными комиссиями и (или) специалистами необходимую информацию, на основе которой в соответствии с пунктами 36-38 Порядка аттестации устанавливаются квалификационные категории педагогическим работникам, а также осуществляется оценка профессиональной деятельности, соответствующая направлениям их работы.
Помимо этого на федеральном уровне принимаются следующие меры.
В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 г. №671-р, осуществляется модернизация отраслевой статистики: вместо 5 первичных форм, собираемых в настоящее время, из 11 формируемых на их основе сводных форм предполагается сбор только двух форм, включающих сведения о контингенте обучающихся и деятельности образовательных организаций.
Минобрнауки России приняты изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования в части снижения числа обязательных разделов рабочей программы по предметам, модулям, дисциплинам с восьми до трех.
Реализуется перевод государственных услуг в области лицензирования и аккредитации в электронный вид и внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) для снижения административной нагрузки на образовательные организации в целом, и в особенности на образовательные организации со стабильно высокими показателями качества образования.
Минобрнауки России для исключения внешних запросов информации и документов от образовательных организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации размещены в открытом доступе, направлены соответствующие письма в федеральные органы исполнительной власти.