Планируемые результаты
Предметные:
- учащиеся знают, что такое имена существительные, имеющие форму только множественного числа, определяют их принадлежность к тематическим группам, разграничивают омонимичные формы множественного числа;
- умеют находить в тексте имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно употребляют их в речи;
 - развивают чувство языка на основе работы с тематическими группами слов.
Метапредметные:
- ученики извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация), перерабатывают и преобразовывают информацию из одного вида в другой (в иллюстрацию, схему), владеют разными видами аудирования (выборочного, детального);
- высказывают предположения на основе наблюдений;
- формулируют тему и цели урока;
- пользуются словарем;
- осуществляют рефлексию;
- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;
- соотносят цели и результаты своей деятельности.
Личностные:
- ученики чувствуют выразительные возможности языка;
- ученики способны к самооценке своих действий, поступков.
Образовательные ресурсы: «Русский язык», ч. 2. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская; «Русский язык», книга 2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучёва, Н.А.Исаева; Словарь С.И.Ожегова; учебник «Русское слово» Е.А.Быстровой.                

Ход урока
I. Оргмомент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Эмоциональный настрой.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания
1. Слуховая разминка
Задание: прослушайте внимательно отрывок и после паузы закончите последнюю строчку.
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты
Называются ПРЕДМЕТЫ!
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Села, города, планеты -
Это тоже все ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные,
Называются они… (существительные).
Учитель: Мы продолжаем наше сотрудничество с именами существительными. Хорошо ли мы усвоили, как правильно образовать формы слова множественного числа в Р. п. и И. п.?
2. Тест (раздаются листочки на парты)
1) В И. п. мн. ч. окончание ы у существительного: а) доктор; б) конструктор; в) директор; г) профессор.
2) В Р. п. мн. ч. нулевое окончание у существительного: а) апельсин; б) грамм; в) носки; г) чулки.
3) Неправильно образована форма слова: а) договора; б) столяры; в) инженеры; г) повара.
4) Неправильно образована форма слова: а) носков; б) полотенцев; в) граммов; г) бананов.
Ключи: б, г, а, б.

III. Введение в тему урока
Цель этапа: вызвать интерес к получению новой информации, актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, подвести к  формулировке темы урока.
Ученикам демонстрируются рисунки: грабли - одна  штука и много граблей, наручные часы - одна штука и много часов.
Учитель: Запишите к каждому рисунку слово. Сравните рисунки. Чем отличаются? Имеют ли существительные ГРАБЛИ, ОЧКИ разные формы для единственного и для множественного числа?
Ученики делают вывод, что для обозначения одного и нескольких предметов используется одна и та же форма множественного числа.
Учитель: Может, попробуем образовать от этих существительных единственное число? Назовите тему урока. Откройте учебник на странице 58, сравните с темой в учебнике. Давайте запишем в тетради число, «Классная работа» и тему.
Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные фразы, записанные на доске.
1. Познакомиться с….
2. Учиться находить… и правильно использовать…
Цель урока: ознакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно использовать.

IV. Открытие новых знаний
Цель этапа: зафиксировать цели, проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания.
Наблюдение за словами, имеющими форму только множественного числа. Выявление тематических групп слов, имеющих форму только множественного числа. Работа в парах.
Учитель: Прочитайте слова и сделайте вывод: что их объединяет?
Сани, клещи, жмурки, Альпы, сумерки, очки, пятнашки, Карпаты, сливки, сутки, духи, горелки, макароны, каникулы. (Эти существительные имеют форму только множественного числа.) Запишите слова группами, продолжите ряд слов в группе, дополнив 1-2 своими примерами или из упражнения 509, 510.
Ученики записывают слова, заполняя таблицу, в тематические группы, подбирают примеры для каждой группы слов из упр. 509, 510.
Учитель:  Сравните с эталоном и оцените себя:
Учитель: Определите у существительных, записанных в нашей таблице, род, склонение и падеж.
Учащиеся отмечают, что все существительные стоят в именительном падеже, а род и склонение  у них определить невозможно.
Ученики делают вывод: У существительных,  имеющих только форму множественного числа, нельзя определить  род и склонение.
Правило: В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только во множественном числе. К ним относятся существительные, обозначающие составные (парные) предметы, вещества, явления природы, события, отрезки времени, игры и др.
Учитель: Сравните свои наблюдения с правилом. Запишите в тетради правило в любой символьной форме (рисунок, схема, текст, кластер). По желанию можете объединиться в группы.
Создайте на основе текста схему или модель. Озаглавьте ее.
Тематические группы имен существительных только мн. ч.
Примерная схема
Учитель: Что вы скажете о слове очки? Как вы определили, какое значение имеет слово очки в первом примере? А во втором? Почему слово очки (прибор для улучшения зрения) не имеет формы единственного числа? (Называет парные предметы.) Как называются такие слова?
Составление предложений со словами-омонимами «очки».
Учитель: Какой вывод можете сделать? (Слова, имеющие форму только множественного числа, могут иметь омонимы, имеющие формы единственного и множественного числа.)
Физминутка.

V. Развитие учебноязыковых и речевых умений
Цель этапа: закрепить полученные знания.
1.  Работа в группах с текстами «Из мира простых вещей»
Задание: прочитайте предложенный текст. Обсудите в группе, о каком предмете идет речь. Если у вас несколько мнений, обоснуйте свой выбор. Если сами не справились, предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Вставьте пропущенные буквы.

Карточка 1
Эту ткань изготавливали в XVI веке в городе Генуя, который итальянцы называли Дженовой. Из этой прочной ткани шили брюки для м..ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п..стухов и зол..тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр..стов. Это… (джинсы).

Карточка 2
Кто и когда их изобрел, неизвестно. В Древней Грец..и для них использовали о..шлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец..я - царица зеркал и стеклянной посуды. На Руси их стали н..сить с XV века. Это... (очки).

Карточка 3
На н..чном небе в созвездии Большого Пса есть зв..зда, которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т..жело из-за жары, и люди отдыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осенний отдых, и зимний, и весенний. Это… (каникулы).

2. Распределительный диктант
Учитель: Прослушайте слова и запишите их, распределив в два столбика: «Имеют единственное число» и «Не имеют единственного числа».
Алфавиты, библиотеки, ворота, заморозки, инструменты, встречи, проводы, шахматы, проценты, тефтели, клещи, хлопоты, чернила.
Проверьте, сверившись с эталоном на слайде, и оцените себя.

3. Выборочный диктант
Задание: Выпишите существительные, которые имеют только форму множественного числа.
Очки, удивление, молоко, тиски, погода, весы, опилки, ворота, керосин, макароны, горелки.

VI. Итог урока. Рефлексия
Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности.
Учитель: Прочитайте предложение. Что объединяет выделенные слова?
«Мне в жизни приходилось передвигаться на многих видах транспорта: на оленьих нартах по летней тундре, на сибирских санях и салазках, на собаках по зимней тундре, в розвальнях, на телеге, на самолете, на льдине». (В.Солоухин)
Ученики: Это существительные, имеющие форму только множественного числа; с точки зрения лексического значения вид транспорта.
Учитель: Что нового узнали на уроке? Что было важным? (Ознакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.) Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы  ученикам на основе их самооценки и по желанию (кто-то может захотеть улучшить результат).
Учитель: Ребята, у вас на столах лежит конверт. В нем вы найдете три картинки: изображения огня, орешка и корзины для мусора. Вы должны выбрать и оставить  у себя только тот рисунок, который считаете нужным. Рисунки эти обозначают следующее: огонь - на уроке чувствовал себя хорошо, полученные знания пригодятся в дальнейшем; орешек - не все понял на уроке, полученную информацию нужно дома переработать; корзина - ничего не понял, знания не пригодятся.

VII. Домашнее задание. «Перекресток»
1) Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.
2) Упражнение 512, стр. 59-60.
3) Найдите на карте России географические названия (топонимы) только множественного числа и составьте с ними 7 предложений.
4) Мини-исследование. В древнерусском языке было 3 числа: единственное, множественное и двойственное число. Какие слова вы бы отнесли к двойственному числу? Обоснуйте свой выбор.

​Светлана МОРОЗОВА, учитель русского языка и литературы Кодинской средней школы, Архангельская область