Модернизация среднего профессионального образования - это создание условий и механизма устойчивого развития в обеспечении современного качества, доступности и эффективности профессионального образования по различным направлениям образовательной деятельности.
При этом важно иметь в виду возможность многоуровневой общественной поддержки студентов. Внимание, проявленное на муниципальном, республиканском  уровнях, не менее значимо, чем проявление внимания на региональном уровне. В то же время поддержка студентов администрацией и общественностью родного города, руководителями горнодобывающих предприятий служит социальным стимулом к саморазвитию и самосовершенствованию студенческой молодежи, важна она и для социально-педагогической деятельности учебного заведения  и общественных организаций.

В федеральном государственном образовательном стандарте четко прослеживается идея: любой выпускник независимо от уровня образования и направления подготовки должен обладать целым рядом общекультурных и профессиональных компетенций, формирование которых невозможно без воспитательных мероприятий при  изучении учебных дисциплин. Сегодня становится аксиомой утверждение о том, что образованность человека определяется его желанием и способностью самого себя образовывать. Поэтому основной задачей является подготовка обучающихся к самообразованию. Цель и основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Современное среднее профессиональное образование ориентировано на взаимодействие с работодателями по вопросам формирования содержания образования, развития системы заказа на подготовку специалистов для конкретных рабочих мест. Такое взаимодействие направлено на повышение качества профессионального обучения, следовательно, на подготовку специалистов такой квалификации, которая удовлетворяет не только требованиям государственного образовательного стандарта, но и требованиям рынка труда и позволяет быстро адаптироваться в изменяющихся условиях профессиональной среды.
Современный профессионал - это человек, ориентированный на личностное развитие, инициативу и инновации в области своей профессиональной деятельности, наращивание квалификации, способный к ответственным самостоятельным решениям. Это значит, что профессиональное образование уже не может ограничиваться созданием локальной, закрытой учебной среды, обеспечивающей прочные знания и умения. Оно должно предоставить обучающемуся опыт самостоятельной деятельности, в контексте которой формируются готовность к выбору, успешной социализации и активная личностно-профессиональная позиция.

Проблема воспитания и  обучения молодежи - приоритетная задача в современном образовании. От ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал нашего  города Черногорска, Республики Хакасия и России  в целом. Современные тенденции социального развития общества ставят перед системой образования новые задачи, поскольку не компьютеризация, не совершенное знание теоретического  материала дисциплин, а особый, более свободный, более интеллектуальный, креативный образ мышления, общие и профессиональные  компетенции станут залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При выборе направлений воспитательного процесса я  исходила  из таких критериев, как:
- значимость подготовки студентов для общества, для России: человек, получающий среднее профессиональное образование, может и должен готовить себя к профессиональной деятельности в соответствии с системой заказа на подготовку специалистов для конкретных рабочих мест, а задача государства вообще и  системы образования в частности - помочь в этом процессе;  
- повышение конкурентоспособности выпускников системы среднего  профессионального образования;   
- рост участия молодежи в управлении образованием, в жизни общества;
- содействие обеспечению профессиональной  самостоятельности молодых граждан, их социальной реабилитации и адаптации в будущей профессии;  
- будущие выпускники должны способствовать развитию экономики страны, уметь спокойно и по-деловому, не расталкивая коллег локтями, подниматься по карьерной лестнице.

Цель воспитательной работы: воспитание  конкурентоспособного  специалиста, востребованного на рынке труда, гармонично развитого, профессионально компетентного, обладающего высокой гражданственностью, патриотизмом и социальной культурой, готового к самореализации, самообучению и постоянному саморазвитию. А также повышение престижа Черногорского горно-строительного техникума Республики Хакасия, выпускающего специалистов и рабочих  массовых профессий горнодобывающей промышленности, занятых в основном секторе  экономики  города Черногорска и Республики Хакасия.

Основные задачи:
- выявление и развитие творческих способностей и интереса у студенческой молодежи к избранной профессии, формирование мотивации, развитие потребности в самообразовании и  профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, его активной профессиональной  позиции;
- создание  условий  для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное профессиональное, интеллектуальное и творческое развитие молодежи, на реализацию и совершенствование способностей. Важно скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении;
- развитие социальной деятельности в сфере воспитания, расширение пространства социального партнерства, привлечение внимания работодателей к подготовке рабочих кадров в системе среднего профессионального образования, к содействию в трудоустройстве выпускников;
- формирование позитивного общественного мнения в отношении учреждения среднего профессионального образования - Черногорского горно-строительного техникума Республики Хакасия, специальностей и профессий, наиболее востребованных на рынке труда города Черногорска и Республики Хакасия.

Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО третьего поколения ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной и  продуктивной деятельности. В стандарте третьего поколения СПО выделены две группы компетенций - общие и профессиональные.
На своих занятиях я использую:  ИКТ;  технологии проблемного обучения; обучение в сотрудничестве;  метод проектов, который  позволяет вносить новое во все компоненты урока, повышать информативность содержания материала, менять виды и формы урока; технологию проблемного обучения, позволяющую  активизировать учебный процесс; технологии перспективно-опережающего обучения; портфолио, что позволяет приблизить образовательный процесс к жизни, а материал адаптировать к реальным  производственным ситуациям.

Особое внимание уделяю реализации метода проектов для формирования общих компетенций студентов СПО. Проектное обучение - это полезная альтернатива обычной аудиторной работе. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае преподаватель разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую деятельность.  Использование метода проектов на занятиях позволяет студентам ощутить всю важность данного вида работы, почувствовать, что они способны заниматься научной деятельностью. Несмотря на сложность работы по методу проектов, использование указанного метода позволяет достичь результатов, важных не только для учебного процесса, но, главное, весьма значимых для студентов.
В группе студентов, обучающихся по профилю горной промышленности, под моим руководством были осуществлены проект по дисциплине «Горное дело» на тему «Моя профессия - мое будущее», исследовательские работы по темам «Динамические формы проявления горного давления», «Перспективы развития военизированных горноспасательных частей», «Исследование параметров угольной пыли в аэрозольном и отложившемся состоянии в угольной шахте». Данные работы имеют большое значение в профессиональном становлении будущих специалистов, исследования студентов отмечены сертификатами и призовыми местами на различных конкурсах и конференциях.
Особенностью использования в учебном процессе метода проектов является то, что центром деятельности становится самостоятельная работа студента, а преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу, в известной мере творчество. Студенты зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Студентов необходимо научить правильно усваивать информацию, то есть выделять главное, находить связи и структурировать данные. Научить надо и целенаправленному поиску информации.
К показателям успешности проекта можно отнести следующее:  качество усвоения студентами программы, сформированность потребности в продолжении образования,   сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности, высокий уровень интеллектуальных достижений студентов,  конкурентоспособность знаний студентов,  мотивация студентов на сотрудничество в учебном процессе,  демократизация взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Исследовательскую работу традиционно делят на несколько этапов: подготовка, планирование,  исследование, результаты или выводы, представление или отчет,  оценка результатов и процесса.
Проводится  работа  со  студентами 2-го курса (в количестве 100 человек)   специальностей 21.02.15 «открытые горные работы»,  21.02.18 «обогащение полезных ископаемых»,  13.02.11 «техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» на протяжении всего периода изучения дисциплин  «Горное дело» и «Геология».  
В процессе подготовки к исследовательской работе ребята  изучают  теоретический  материал как на занятиях, так и самостоятельно. Затем  составляют  план исследования. Студенты группы разделены  на 4 проектных бюро, каждое из которых занимается  исследованием своей части общей темы. Студенты внутри проектных бюро распределяют обязанности, определяя, кто занимается непосредственно исследованием, кто - оформлением отчета по работе в виде презентации. Проектные бюро проводят исследования самостоятельно, но под систематическим контролем со стороны преподавателя. Для представления результата исследования студенты готовят презентации. На защите проекта выступают  представители всех бюро. При этом оппоненты активно задают  вопросы. Каждая работа получает  оценку со стороны представителей других бюро: сначала качественную, а затем и количественную в виде баллов.  Оценка за проект выставляется с учетом оценок всех проектных бюро и оценки преподавателя.
Таким образом, происходит формирование общих компетенций при изучении специальных дисциплин, что является на сегодняшний день основной задачей в процессе реализации стандарта третьего  поколения ФГОС СПО для специальностей горного профиля.

Также внедряю производственные экскурсии как одну из форм внеурочной деятельности по оказанию помощи студентам в их профессиональном самоопределении. Будущие специалисты должны в совершенстве уметь применять полученные знания на практике, а не овладевать ими, лишь придя на горное предприятие после учебы. Поэтому при подготовке специалистов значительную часть учебного времени занимает изучение специализированных производственных процессов, и наш техникум прилагает все усилия, для того чтобы не отставать от уровня современных требований к специалистам. Ни для кого не секрет, что дидактический принцип наглядности наиболее успешно реализуется в преподавании  специальных дисциплин. Действительно, лучше один раз увидеть те или иные явления или производственные процессы, чем сто раз услышать об их существовании и условиях протекания.
Производственные или учебные экскурсии - это одна из многочисленных форм профориентационной работы со студентами. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение. Учебные экскурсии служат формой наглядного ознакомления студентов с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.
Основная цель производственных экскурсий - расширение технического образования учащихся. Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает учащимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.
В педагогической деятельности я использую два вида экскурсий: выезд на горные предприятия, виртуальные экскурсии по горному делу и геологии.

Организация и проведение экскурсий с выездом на горные предприятия. Экскурсионная работа требует четкого планирования: план самой экскурсии, ее место в учебно-тематическом  планировании учебного предмета с учетом того, что изучение теоретического материала должно предшествовать экскурсии.
На начальном этапе  преподаватель и студенты принимают почти равное участие в подготовке экскурсии. Я активно готовлю материалы по экскурсии, а студенты через естественный процесс обучения принимают эту информацию. Следующий этап - проведение экскурсии. Ведущая роль  при проведении экскурсии отводится мне как преподавателю. Я и представители горных организаций  знакомим студентов с производством в соответствии с планом:
- характеристика производства в целом (история возникновения, развития, задачи производства и перспективы дальнейшего развития);
- продукт производства, его хозяйственное значение;
- деление производственного процесса на стадии;
- важнейшие аппараты, в которых происходят технологические процессы, их устройство и принцип действия;
- сырье и его подготовка;
- производственные процессы, лежащие в основе переработки сырья в готовый продукт, условия их протекания и управления ими;
- массовые рабочие профессии горной промышленности, краткая характеристика основных трудовых функций работников;
- научно-технический прогресс в данной отрасли.
Студентам  в этом случае отводится роль пассивных слушателей и наблюдателей, они делают записи, задают уточняющие вопросы для более полного понимания и успешного выполнения заданных ранее преподавателем  заданий.
Наконец, на завершающем этапе подведения итогов экскурсии работу делают ученики, а не преподаватель, как на предыдущих двух этапах. На итоговых занятиях по экскурсии - урок-семинар, урок-конференция, внутритехникумовская конференция  - ведущая роль отводится студентам. Именно итоговые мероприятия показывают, насколько глубоко ребята поняли и осознали изучаемый материал. Прилежание студентов раскрывается в подготовке рефератов, презентаций, во время защиты студенты демонстрируют умение работать с полученной информацией.
Я организую и провожу экскурсии для студентов на предприятия ООО «СУЭК-Хакасия»: шахту «Хакасская», разрез «Черногорский», обогатительную фабрику; экскурсии в ЗАО «Хакасвзрывпром» и в отделение Новокузнецкого отряда «Военизированный горноспасательный отряд восточной Сибири» ФГУП «ВГСЧ». Данные предприятия оснащены современной техникой, применяют новейшие технологии, имеют наиболее передовую и совершенную организацию труда, располагают высококвалифицированным персоналом, к тому же они  расположены близко к техникуму.

В результате совместной деятельности с социальными партнерами я, как преподаватель специальных дисциплин,  ожидаю  положительную динамику по:
- формированию у студентов чувства ответственности за свои действия, осознанию их значимости в масштабах горного производства, формированию высокой гражданственности, патриотизма и социальной культуры, готовности к самореализации, самообучению и постоянному саморазвитию;
- созданию условий для совместного позитивного общения, способствующего духовному сближению студентов техникума с инженерно-техническими работниками горных предприятий путем  формирования  общих интересов в вопросах профессиональной деятельности;
- подготовке конкурентоспособного  специалиста, востребованного на рынке труда, гармонично развитого, профессионально компетентного;
- модернизации среднего профессионального образования, созданию условий и механизмов устойчивого развития в процессе обеспечения современного качества, доступности и эффективности профессионального образования по различным направлениям образовательной деятельности;
- повышению престижа Черногорского горно-строительного техникума Республики Хакасия, выпускающего специалистов и рабочих массовых профессий горнодобывающей промышленности, занятых в основном  секторе  экономики  города Черногорска и Республики Хакасия.

С оптимизмом глядя в будущее, мы с гордостью отмечаем, что сегодня наши студенты обеспечены местами производственных практик, а выпускники - местами для трудоустройства. Учитывая сложившийся в горной промышленности дефицит кадров, все это дает широкие возможности трудоустройства не только в Республике Хакасия, но и в Республике Тыва, и в Красноярском крае. Устойчиво высокий спрос на специалистов Черногорского горно-строительного техникума определяет и достойную заработную плату приходящих на горнодобывающие предприятия молодых специалистов. Выпускники нашего техникума имеют фундаментальную базу знаний горного производства и, получив среднее профессиональное образование, освоив общие и профессиональные компетенции, имеют все шансы для продолжения обучения в  горных институтах, по окончании которых они могут стать руководителями горных предприятий. Таким образом  реализуется ФГОС в Черногорском горно-строительном техникуме Республики Хакасия. Мы выпускаем студентов, обладающих общекультурными и профессиональными компетенциями, формирование которых было бы невозможным без  воспитательных мероприятий при  изучении учебных дисциплин.

​Анастасия СИРОТИНКИНА, преподаватель спецдисциплин Черногорского горно-строительного техникума Республики Хакасия