Елизавета АВДЮХИНА, старший методист Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы:
- Я думаю, оценка поведения могла бы стимулировать ребят как-то стараться вести себя лучше, способствовать их карьерному росту. Раньше человека с плохим поведением не могли выбрать вожатым, доверить ему ответственное дело. С другой стороны, для современных детей оценка утратила такое значение, школьники относятся к процессу оценивания их поведения весьма снисходительно, считая, что они выше этого. Поэтому если мы будем оценивать поведение не в виде баллов за что-то, а в виде коллективного отношения к твоим делам, эффект будет ощутимым. Я против двоек или пятерок за поведение, но за то, чтобы были определены правила поведения и их нарушение встречало бы общее осуждение.

Полина МЕЩЕРЯКОВА, ученица
8-го класса лицея №17, Северодвинск, Архангельская область:
- В моем лицее оцениваются не только знания, но и труд, то есть прилежание. Если у школьника не получается, но он старается, ему это зачитывают и ставят отметку выше. А за поведение ставят только единицы или снижают общую отметку по предмету. Мне кажется, если разделить эти две системы оценивания, то будет очень хорошо и справедливо. Тогда не пришлось бы мешать в кучу знания и поведение.

Ольга ХОЛКИНА, заведующая учебной частью школы дистанционного образования, Екатеринбург:
- Думаю, плохого в этом ничего не будет. Я застала времена, когда нам самим выставляли отметки за поведение. И считаю, что это только на пользу. Не думаю, что ученики из-за этого станут какими-нибудь забитыми и зашоренными. Современная молодежь и подростки довольно смело высказывают свою точку зрения, но им пора понять, что какие-то их слова и действия могут быть оценены негативно. И хорошо бы, если бы эти отметки за поведение учитывались в дальнейшем. С другой стороны, у школьника уже сегодня есть портфолио, в котором отражена вся его школьная и внешкольная деятельность. Это тоже определенного рода оценка его поведения. Другое дело, что сегодня по желанию можно приобрести или сделать себе какое угодно портфолио...

Никита БРАСАЛОВ, ученик 10-го класса школы №199, Москва:
- Нам ставят двойки за поведение, и эта оценка влияет на отметку по предмету. То есть тому, кто плохо себя ведет на уроке, никогда не поставят хорошую отметку, даже если он ее заслужил. Но это от учителя зависит. Если учитель решил, что твои знания компенсировали твое поведение, тогда он поставит то, что ты заслужил. А если нет, то получишь ниже заслуженного. Или вообще ничего не поставит. Я думаю, при поступлении в вуз комиссия имеет право ознакомиться с отметками за поведение, но чтобы это не влияло непосредственно на сам пропускной балл. Эти две плоскости не должны пересекаться. И вуз вправе решать, кого ему брать - умного, но  невоспитанного, или глупого, но примерного.

Никита УЛЬЯНКИН, ученик 11-го класса Бауманского лицея, Йошкар-Ола, Республика
Марий Эл:
- Учителя, выставляя оценки за знания, на самом деле относятся к ученикам предвзято и заодно оценивают поведение каждого. Хотя на самом деле надо оценивать только знания. Ученик должен иметь право вести себя плохо. А учитель не может наказывать его плохой отметкой за знания. Для этого нужна какая-то отдельная оценка. Отметку за поведение вообще надо ставить только по итогам года или четверти. Такой подход имеет место быть, например, в начальных классах. И в нашем лицее это все уже реализовано. У нас есть дисциплинарный журнал, и если ты получил три серьезных дисциплинарных взыскания, которые порочат честь лицеиста, тебя могут исключить. Но все эти отметки за поведение - наши внутренние взаимоотношения, которые никак и нигде вне стен лицея не учитываются. И это хорошо, потому что если бы они учитывались при поступлении в вуз, было бы ужасно. Люди ведь меняются, и в период взросления подростки бывают очень конфликтными. А если им в этот период наставят двоек, то это станет пятном на всю жизнь.

Нина ИВАНОВА, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Академии социального управления, Москва:
- Хочу напомнить, что помимо обучения и воспитания есть еще и развитие, оно еще более важно. А развитие идет по индивидуальной траектории. И в дошкольных организациях ему отдается высший приоритет. Человек начинается с этикета. Я как преподаватель учитываю это в личности каждого ребенка. Воспитание напрямую влияет на обучение, поэтому оно очень важно. Отметка по предмету зависит от того, как ребенок себя ведет. Но я не знаю, насколько необходимо ставить отметки за поведение. Лично я сегодня могу поступить так, завтра - иначе. Так же и ребенок. Впрочем, если все-таки примут решение оценивать поведение и воспитание, я буду это реализовывать.
Дмитрий САРЖАНОВ, соучредитель Центра семейного отдыха и обучения «НиКа-М», Краснодар:
- Я полностью согласен, необходимо вернуть отметку за поведение! У меня самого трое детей, сын ходит в 7-й класс, дочки вот-вот пойдут в школу. Сталкиваясь с проблемами образования, могу сказать, что школа упорно открещивается от воспитания. Отсюда мы имеем те проблемы, которые у всех на виду. Я уверен, что хотя оценивание - процесс субъективный, все-таки можно прийти к какому-то единому пониманию, что такое хорошо и что такое плохо при выставлении отметок за поведение.

Дмитрий СТАСЕНКО, студент 4-го курса Лермонтовского регионального многопрофильного колледжа, Пятигорск, Ставропольский край:
- Мне кажется, это было бы правильно. У нас в колледже немало учащихся, которые плохо себя ведут, игнорируют правила и нормы поведения. Но к ним не придерешься, они хорошо знают предметы и получают положительные отметки по ним. И при этом могут быть хамами и грубиянами. Я думаю, это можно было бы отразить в характеристиках, которые получает на выходе из колледжа каждый выпускник. Но если бы эти характеристики вообще были бы хоть кому-то нужны...

Ирина ПЕСТОВА, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо», Полевской, Свердловская область:
- Почему в системе образования оцениваются только знания? Это вопрос к нашим чиновникам. Полагаю, они руководствуются тем, что воспитание происходит в учебном процессе как-то автоматически, само собой. К тому же отсутствие четких критериев не позволяет оценивать воспитанность столь же эффективно, как обученность. Но это еще и веяние времени, не секрет, что воспитание в последние десятилетия было явно отодвинуто на задний план. Не надо забывать и о том, что семья в определенный момент самоустранилась от воспитания. И общество тоже. Но тогда непонятно, почему все шишки валятся на школу. Ведь если дело школы - обучать, то тогда пусть воспитывает семья, и никаких претензий к учителям, которые «неправильно воспитали» быть не может.

Евгений АСТАНИН, директор опытно-производственного предприятия «Ламифор», Бийск, Алтайский край:
- Не знаю, как сейчас, но когда я сам пришел в первый класс, нас несколько недель учили сидеть правильно, хорошо себя вести. И отметки за это выставляли, от «1» до «5». Думаю, это правильно. Может, не во всех классах, потому что старшие ученики уже должны уметь сами себя контролировать, но начинать с чего-то надо. И не нужно бояться, что учителя будут злоупотреблять возможностью поставить кому-то не ту оценку за поведение, ведь любая оценка, в конце концов, предполагает субъективный подход, и что же, надо подозревать всех? Нет, стоит больше доверять педагогам.

Илья ПАВЛЕНКО, студент 2-го курса филологического факультета Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина:
- Воспитание - прерогатива семьи. А поведение ребенка в школе не должно оцениваться, это однозначно. У нас уже есть система школьных замечаний, есть правила поведения, прописанные в уставе школы, там присутствуют права и обязанности, а также оговорены меры наказания и поощрения. В конце концов, есть административный и уголовный кодексы. Но это совсем уж крайности. Наказывать или нет ребенка за поведение - должны решать в первую очередь родители. Рассматривать отметку как стимул неправильно. У нас есть критерии оценки знаний. Но нет критериев оценки поведения. Поэтому дети вряд ли смогут четко понять, что от них хотят и за что их наказывают или поощряют. В воспитании огромное количество абстрактных моментов, которые можно расценивать и так и этак. Опять же, если ребенок в подростковом возрасте выражает свой протест, несогласие с какими-то требованиями, предъявляемыми к нему обществом, школой, учителем, классом, это могут оценить негативно. То есть человека лишают права выразить свое несогласие. Но протест не должен входить в противоречие с законом.

Кстати
    
Попытки разработать систему оценивания поведения и прилежания учащихся в разное время предпринимались не только в СССР, но и в других странах. Практика выставлять отметки за поведение в некоторых странах уже стала традицией.

В начальных школах Германии педагоги используют следующую шкалу: «sehr gut» - «заслуживают особого одобрения»; «gut» - «соответствует поставленным перед учеником требованиям»; «befriedigend» - «ограниченно соответствуют предъявляемым требованиям»; «unbefriedigend» - «не соответствуют предъявляемым требованиям».

В ряде учебных заведений США есть должности специальных педагогов, которые непосредственно следят за дисциплиной, фиксируют различные нарушения учеников, выставляя им особые отметки (в каждой школе существует своя собственная шкала критериев), которые имеют большое значение. В частности, при наличии трех опозданий на урок школьнику объявляется detention (в качестве наказания его оставляют на 1 час после уроков посидеть и подумать о своем поведении). При опоздании на 15 минут объявляется abscent (таким образом фиксируется пропуск занятия без уважительной причины). 10 abscents в рамках одного предмета равнозначны fail the class (школьнику не присуждается годовая оценка за конкретный предмет, и он обязан изучать его на следующий год еще раз). Если же ученик покинул школу без разрешения, ему присуждают 3 дня ISS - педагог определяет дни, в которые ребенок не будет иметь права приходить в школу, при этом непосещение будет засчитываться как abscent.

В Министерстве образования Израиля приняли решение включить в аттестаты старшеклассников отметку за поведение на уроках, чтобы контролировать школьников, «применяющих насилие и использующих оскорбления и ненормативную лексику, и поощрять тех, кто соблюдает чистоту, отличается вежливым обращением и желанием помочь своим одноклассникам».