Вот уже два года подряд мне выпадает огромная честь быть приглашенным на Всероссийскую педагогическую школу, организованную Общероссийским Профсоюзом образования. Сегодня я рад возможности поделиться некоторыми своими наблюдениями за этим исключительным мероприятием на страницах газеты.
Но прежде всего позвольте мне сделать краткий обзор политики и работы Интернационала образования, а также усилий, прилагаемых другими профсоюзами образовательной сферы, в вопросах, связанных с молодыми преподавателями.
Интернационал образования - это международная федерация профсоюзов, объединяющая около 400 членских организаций в 170 странах по всему миру, которые, в свою очередь, охватывают более 32 миллионов человек. Ваша организация, Общероссийский Профсоюз образования, вот уже 20 лет входит в состав Интернационала образования. Галина Ивановна Меркулова является вице-президентом Европейского комитета профсоюзов образования и активным лидером Интернационала образования на протяжении многих лет.
Что представляет собой Интернационал? Это голос преподавателей всего мира, организация, целью которой является укрепление солидарности и взаимной поддержки между учительскими профсоюзами. Мы используем наши коллективные усилия, чтобы оказывать влияние на политику в области образования на национальном, региональном и мировом уровнях, защищать права человека и профсоюзов.
К примеру, сила и коллективное влияние Интернационала образования нашли свое отражение в переговорах, проводимых ООН в прошлом году в рамках программы «Цели устойчивого развития 2030» (Sustainable Development Goals). Интернационал образования смог добиться признания целей образования как отдельного компонента устойчивого развития, отражающего наши взгляды и политику. Мы добились этого вопреки некоторым организациям, открыто руководствующимся коммерческими интересами и не желающим признавать ключевую роль преподавателей в обеспечении качественного образования.
Другим немаловажным аспектом нашей деятельности является поддержка лиц, реализация прав которых находится под угрозой. Мы призываем членские организации работать с правительствами, выступая от имени нуждающихся в помощи учителей.
Наши усилия зачастую оказывают эффективное воздействие на враждебно настроенные правительства и диктаторские режимы, убеждая их соблюдать права отдельных граждан. Мы добиваемся их освобождения из тюрьмы или, по крайней мере, спасения жизней.
Например, в апреле после пятилетнего тюремного заключения был освобожден президент бахрейнской организации преподавателей, приговоренный к 10 годам лишения свободы. Суд привел ряд причин при определении меры наказания, однако все они были сфабрикованы - в действительности он был заключен в тюрьму за свою профсоюзную деятельность. К несчастью, подобные истории повторяются из года в год по всему миру, и мы делаем все возможное, чтобы помогать в данных ситуациях.
В последние годы Интернационал образования также предпринял значительные усилия по развитию глобальной политики в области образования, прав человека и профсоюзов. Эта политика, основанная на консенсусе между всеми членскими организациями, продвигает общие взгляды преподавателей по этим вопросам. Программные документы, отражающие взгляды и идеи 32 миллионов преподавателей, оказывают значительное влияние на межправительственные организации и учреждения ООН, развивающие направления политики в области образования и определяющие права человека и профсоюзов на международном и региональном уровнях.
Способность мобилизовать людей во всем мире является доказательством того, что профсоюзное движение играет весомую роль в современной жизни. Несмотря на попытки некоторых неолиберальных политиков понизить нашу значимость, мы все равно добиваемся успехов в области трудовых отношений и прав человека.
Это важное значение профсоюзов и их деятельности необходимо разъяснять и подтверждать на практике молодым коллегам, делающим первые профессиональные шаги.
В рамках работы Всемирного конгресса Интернационала образования, состоявшегося в прошлом году в Оттаве (Канада), прошло совещание молодых преподавателей и была принята резолюция, подчеркивающая, насколько преподавательская деятельность и качество образования зависят от профессионального статуса учителей в целом, и в первую очередь от поддержки и участия молодых учителей.
Деятельность Общероссийского Профсоюза образования в данной области показательна. Создание такой площадки, как Всероссийская педагогическая школа - для обмена мнениями и опытом, в целях взаимного обучения и профессионального развития, а также для взаимодействия с экспертами и профсоюзными лидерами, является идеальным способом привлечения молодых специалистов к работе профсоюза.
Генеральный секретарь Интернационала образования Фред ван Люэн любит называть этот аспект профсоюзной деятельности основой нашей работы: наши демократические структуры предоставляют право голоса учителям - профес­сио­на­лам с удивительным призванием. Это путь содействия будущему учительской профессии. Об этом прямо заявляет лозунг Общероссийского Профсоюза образования: «Вместе в будущее!»
Интернационал образования стремится содействовать этому будущему в международном масштабе, и, следовательно, опыт российских коллег станет очень полезным вкладом в мероприятия и семинары, запланированные по этому вопросу в ближайшее время. Как, например, заседание специалистов по внешним связям Интернационала образования, которое состоится в этом году в Белграде (Сербия), и намеченная в Роттердаме (Нидерланды) конференция по вопросам профессионального развития. Мы также приступили к развертыванию международной сети преподавателей, целью которой является профессиональное развитие и обмен. Эта сеть, созданная учителями для учителей, помогает им в рамках усовершенствования преподавания и участвует в совместных международных проектах, объединяющих классы с разных континентов. Вы скажете, что такие сети уже существуют, и будете правы. Вы, вероятно, слышали о сети iEarn, занимающейся подобной деятельностью с 1988 года и активно работающей в России. Мы не изобретаем велосипед, мы сотрудничаем с iEarn и рядом других сетей, объединяя их и расширяя их сообщества в интересах всех учителей.
Мне остается только призвать вас использовать эти возможности для собственного развития. Наши частично переведенные на русский язык веб-сайты (www.ei-ie.org и www.csee-etuce.org) и новостная рассылка, на которую можно подписаться на этих ресурсах, наши каналы Facebook (www.facebook.com/educationinternational) и Twitter (www.twitter.com/eduint) и наконец прямое обращение ко мне или моим коллегам в Брюсселе (по адресу электронной почты communications@ei-ie.org) доступны каждому педагогу, входящему в состав наших организаций, и, конечно же, вам, уважаемые читатели. Я с нетерпением жду от вас новостей и надеюсь, что вы, как и я, считаете международный аспект профессии учителя увлекательным и перспективным.
В сущности, одним из наиболее отрадных моментов работы учителя является тот факт, что большое количество коллег по всему миру разделяют общие интересы и приходят друг другу на помощь, особенно в начале профессиональной карьеры.
Я надеюсь, что на протяжении всей вашей преподавательской карьеры у вас будет много возможностей пообщаться с коллегами из других стран и разделить с ними чувство товарищества и дружбы, объединяющее людей одного призвания. Как учителя, в первую очередь мы учим других, но мы также учимся друг у друга. Именно этот обмен и развитие на протяжении всей жизни делают нашу профессию интересным и прекрасным выбором.
Профессия учителя представляет собой огромное всемирное сообщество, и существование Интернационала образования доказывает это каждый день. Общероссийский Профсоюз образования является неотъемлемой частью Интернационала образования, а российские преподаватели - неотъемлемой частью этого всемирного сообщества. Сегодня, в XXI веке, большое количество людей, даже из самых отделенных уголков планеты, имеют возможность собираться вместе виртуально и реализовывать свою мечту. На нас возложена радостная ответственность открывать нашим ученикам доступ к этому миру возможностей.
Один из выступающих, тренер из Центра толерантности Москвы, отметил, что после проведения учебного семинара с коллегами на сессии Всероссийской педагогической школы у него сложилось непоколебимое убеждение в том, что с такими учителями российская образовательная система находится в надежных руках. Я с этим полностью согласен. Более того, с союзом всех членов Интернационала образования и объединением их усилий в работе с молодыми учителями всемирная система образования будет в надежных руках. Как сказала Галина Ивановна, молодые учителя - будущее образования и нашего профсоюзного движения!

Из обращения участников V сессии Всероссийской педагогической школы профсоюза к молодым педагогам Российской Федерации

Участники V сессии ВПШ признают, что развитие кадрового потенциала является залогом устойчивого комплексного развития системы образования, а молодежь - это один из важнейших ресурсов и факторов формирования нового прогрессивного образа успешного педагога. Основываясь на выводах, полученных в ходе выступлений экспертов, гостей и участников, обмена опытом и обсуждения проблем, перспектив и наиболее важных направлений развития системы образования, считаем целесообразным рекомендовать советам молодых педагогов субъектов Российской Федерации:
    оказывать содействие региональным (межрегиональным) организациям профсоюза в расширении практики проведения форумов/слетов/школ молодого педагога с целью организации планомерного повышения уровня общей и профессиональной культуры молодых педагогов по направлениям, непосредственно связанным с их трудовой деятельностью, но выходящим за рамки традиционных курсов повышения квалификации (с освещением вопросов трудового законодательства и законодательства в сфере образования, практической психологии, культуры речи, делового имиджа и т. д.);
    уделять особое внимание налаживанию эффективной работы объединений молодых педагогов на районном/муниципальном уровне;
    принимать активное участие в работе по повышению правовой грамотности педагогов общеобразовательных организаций, организаций дошкольного и дополнительного образования и студентов выпускных курсов педагогических специальностей;
    во взаимодействии с региональными (межрегиональными) организациями профсоюза инициировать встречи с представителями исполнительной и законодательной власти по вопросам, касающимся мер социальной поддержки молодых педагогов на региональном уровне;
    содействовать закреплению молодых педагогов в профессии посредством создания максимально комфортного, творческого и адекватного стартовым профессиональным возможностям режима рабочего времени;
    инициировать создание тематических молодежных рубрик в печатных органах региональных (межрегиональных) организаций профсоюза и на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.