Центральное место в жизни ребенка с рождения занимает семья. Там у детей зарождаются самосознание и самооценка, усваиваются первые социальные нормы. Но уже с трехлетнего возраста к его воспитанию и образованию подключается образовательная организация. Дальше начинается соперничество - кто больше времени и сил вкладывает в подрастающего гражданина. Спорить можно долго, но если задать вопрос самому ребенку о его впечатлениях, то практически все они связаны не с семьей, а со школой. Папам и мамам такое положение вещей не должно казаться обидным, но должно служить сигналом: больше внимания уделяйте ребенку. Цель педагогического взаимодействия семьи и школы - создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребенка, для развития его индивидуальности в системе «Семья и школа».
С созданием комплексов школа еще больше затмила роль родителей. Не потому, что так хочется школе, а потому, что начинает действовать естественный закон. Вспомните сказку про великана, который в одиночку тащил огромное бревно, а хитрый портной, усевшийся сзади в ветвях, подгонял его упреками и рассказами о собственной силе. Или представьте, что подталкиваете автомобиль на раскисшей дороге: как только сцепление колес становится достаточным, от вас уже не требуется никаких усилий, но вы по-прежнему делаете вид, что вам очень тяжело и без вас машина так и сидела бы в западне.
Сейчас школы, объединившиеся не только с детскими садами, но и между собой, реально взяли преобладающую часть воспитательно-образовательной работы на себя. Какой должна быть в этих условиях роль родительской общественности? Возможны три сценария: самоустранение, помощь или откровенная постановка палок в колеса.
Школы, конечно, выбирают помощь. А что выбираем мы, родители? Из опыта знаю, что многие родители самоустраняются, оставляя за собой только функции одевания-обувания, а все остальное с радостью отдают профессионалам - воспитывайте, учите и даже кормите. Попытки договориться с родителями по вопросам воспитательного характера зачастую оказываются неудачными: люди ссылаются на занятость, неустроенность, бытовые и социальные проблемы, слабое здоровье. Взаимодействие семьи и школы оказывается в тупике. Назревает извечный вопрос: что делать?
Ответ один - то, что педагоги умеют делать лучше всего. Учить. Учить родителей быть родителями. Поясню мысль. Опять же из опыта не понаслышке знаю о родительском инфантилизме. Прошли те замечательные времена, когда человек, переваливший за четвертьвековую отметку, был зрелой личностью, способной воспитывать и вести за собой младших. В большинстве своем сегодняшние московские родители, которым на момент первого знакомства с образовательной организацией исполняется 22-25, демонстрируют инфантилизм, благо им позволяют это их родители - бабушки и дедушки сегодняшних школьников и детсадовцев.
Сдвинуть родителей с мертвой точки, растолкать их, активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер - основная задача педагогов в организации взаимодействия с родителями. Здесь неуместны общие рекомендации, инструкции, распоряжения. Нужно избегать поучений. В функции школы входит информирование, поддержка учащихся и родителей. В свою очередь хорошая семья реагирует и помогает школе. Главное условие взаимодействия школы и семьи - полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.
Родители молоды, остро реагируют на все новое, современное. Задача школы - находить такие методы работы, которые способны увлечь родителей. Среди них немало профессионалов своего дела. Только вот что это за дело? Родители, прячась за сохранением персональных данных, «шифруются». Никто под пыткой не признается, что он юрист, летчик или полицейский. Ведь могут загрузить проведением бесед с учащимися, напроситься на экскурсию на работу. Никому не нужна лишняя головная боль, хоть и приносящая пользу собственному ребенку, усиливающая его авторитет в коллективе. Дорогие родители, меняйте подходы! Вы нужны школе, вы нужны вашему ребенку, будьте с ним, не прячьтесь за отговорками. Идеалом, к которому стремятся семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты.
Однако, стремясь внести коррективы в воспитательные действия родителей, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство в дела семьи может вызвать протест и нанести вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку или другим детям.
Индивидуальное общение не только дает возможность учителю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь во многом помогает ему в выборе правильного подхода к детям. Преимуществом индивидуальной работы является то, что наедине с педагогом родители откровеннее рассказывают о проблемах внутрисемейных отношений, о которых никогда бы ни сказали при посторонних. Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. Во время нее не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого имеются все необходимые условия.
Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может просить поделиться результатами наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, классного коллектива и семьи, провозглашение принципа взаимодействия.
Взаимодействие с семьей - это не только общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебно-воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы.
Огромный эффект имеют коллективные дела, в которых принимают участие родители. Организуя такую работу, педагоги привлекают больше родителей в учебно-воспитательный процесс. В план работы педагога входят такие виды совместной деятельности школы и семьи, как организация экскурсий на предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу, проведение бесед о профессиях и их пользе для людей. Формы и методы работы с родителями разнообразны, но педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности конкретного коллектива родителей, особенности работы школы в целом. Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами воспитания.
Родители учащихся не меньше педагогов и своих детей заинтересованы в успешной работе школы. Но при этом остаются актуальными слова народного педагога Василия Александровича Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения».

Елена ЮНИЦКАЯ, директор Центра образования «Бескудниковский»