Н​о так бывает не всегда. Уже в этот период даже при огромной любви в собственной семье особый ребенок начинает чувствовать иное отношение окружающих. Взгляды соседей во дворе, частые походы в поликлинику и больницу, растерянность и слезы родителей. Это сложный период принятия реальности, когда становится понятным, что «как у всех» уже не будет. И тогда возникают вопросы «А как?» и «Где могут помочь?».
Работа с маленькими детьми требует особой профессиональной подготовки и личностного склада педагога, оказывающего коррекционно-педагогическую и психологическую помощь ребенку в возрасте от 1,5 до 3 лет. И конечно, особого внимания заслуживает работа с семьей. Это направление деятельности специалистов психолого-педагогической службы применимо ко всем возрастным категориям, но в период раннего детства ему придается особое значение, так как связь ребенка с матерью (или лицом, ее замещающим) неразрывна. Поэтому работа проводится не только с родителями, но именно в детско-родительских группах, когда взаимодействуют ребенок, педагог и мама, и, как определяют это специалисты, носит семейно-центрированный характер деятельности.
Необходимость оказания помощи в период раннего детства семьям с особыми детьми признана на самом высоком уровне и закреплена указом Президента РФ, заседанием Совета при Правительстве РФ, письмом МОиН РФ.
Стратегически основные задачи можно сформулировать так: раннее выявление нарушений здоровья у детей от полутора до трех лет (для медицинских организаций - от рождения до трех лет); создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, основанных на межведомственном и внутриведомственном взаимодействии, обеспечивающих наиболее полную компенсацию нарушений здоровья. То есть должна быть целая разветвленная сеть организаций, служб ранней помощи (СРП), оказывающих необходимую психолого-педагогическую, медицинскую, социальную помощь детям с ОВЗ, инвалидностью, из группы риска и их семьям. Участниками и социальными партнерами ГППЦ являются департаменты образования, здравоохранения, социальной защиты населения города Москвы, а также Координационный совет по делам детей-инвалидов при Общественной палате РФ и ряд других образовательных и общественных организаций.
И конечно, одним из условий обеспечения доступности услуг службы ранней помощи является ее максимальное приближение к месту жительства ребенка. В нашем Городском психолого-педагогическом центре такую помощь оказывают 16 территориальных отделений: Войковское, Отрадное, Останкинское, Соколиная гора, Северное Измайлово, Капотня, Выхино, Жулебино, Южное Бутово, Донское, Переделкино, Тверское, Хамовники, Ясенево, Люблино, Сокол. В этом учебном году 29 групп кратковременного пребывания (ГКП) посещали 215 детей и члены их семей. 85 специалистов различного профиля - педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, воспитатели, инструкторы АФК, музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования - проводили интересные занятия с детьми и их родителями.
Благодаря деятельности специалистов СРП происходит сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи. Родители знают, сколько обычно тратится времени, прежде чем пройдены все специалисты, получены результаты психолого-педагогического обследования, даны итоговые рекомендации, а дальше надо искать организацию и профессионалов, которые будут реализовывать необходимую программу развития ребенка. В рамках деятельности СРП все эти этапы проходят в нашем центре, специалисты ведут ребенка и его семью, отслеживают результаты продвижения, вносят соответствующие корректировки. Более того, в три года ребенка, который по ряду причин не сможет посещать дошкольное образовательное учреждение, не бросают, а передают на следующие этап воспитания и обучения по программам дошкольного образования в рамках деятельности ГППЦ, и так до семи лет.
За такой длительный период центр становится родным для детей и их семей. Здесь есть и родительский клуб, где мамы могут отдохнуть, задать волнующие их вопросы, получить эмоциональную поддержку, и курсы для родителей, позволяющие повысить уровень родительской компетентности, и обязательно проводятся многочисленные мероприятия для детей и их родителей, где в рамках совместной детско-родительской деятельности создаются поделки, рисунки, различные экспозиции.
Например, в мае в ТО «Донское» прошел праздник «Семья, здоровый образ жизни и устойчивое будущее», посвященный Международному дню семьи. Дети, родители и педагоги создали большое дерево, которое объединяет все семьи, успевшие подружиться в уходящем учебном году, посещая занятия в центре. А малыши из группы СРП «Колокольчики» вместе с родителями сделали коллажи «Моя здоровая семья».
И в итоге самое главное - создание системы ранней помощи позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальных условиях и поддержке для получения образования, социальной адаптации, сократить число детей в специализированных учреждениях. И период раннего детства останется в памяти семьи особого ребенка как этап обретения уверенности в завтрашнем дне и счастливом будущем своего малыша.

Мнение эксперта

Открытие СРП решает очень важную задачу в рамках московского мегаполиса: предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи, для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем.
Валерий ЯРЫГИН, руководитель лаборатории сопровождения деятельности СРП Городского психолого-педагогического центра ДОгМ

Документы, с которыми следует ознакомиться

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Заседание Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 25 февраля 2015 года (Голодец О.Ю.) (создана межведомственная группа с участием Министерства труда и социального обслуживания населения, Министерства здравоохранения, Министерства образования и науки РФ, членов совета, экспертов).

Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 13.01.2016 года №ВК-15/07 о направлении методических рекомендаций по созданию служб ранней помощи.