Коллектив редакции готов получать ваши вопросы и предоставлять на них ответы из компетентных источников, владеющих самыми достоверными сведениями о современных реформах в структуре образования. На ваши вопросы будут отвечать ведущие специалисты и эксперты вузов, психолого-педагогических и медицинских центров, образовательных организаций Москвы. И начинаем мы с ответов по одному из самых новых направлений в развитии образовательной системы - инклюзивному образованию.
Городской психолого-педагогический центр существует всего год. И в первых же числах сентября мы столкнулись с огромным количеством обращений педагогов, представителей администрации образовательных организаций, родителей, стремящихся получить информацию по безотлагательным для них вопросам. В преддверии начала следующего учебного года и вступления в силу ряда новых нормативно-правовых актов мы публикуем ответы на наиболее часто задаваемые и повторяющиеся вопросы от специалистов и родительской общественности.

Вопросы специалистов
Вопрос 1
В нашей школе на данный момент есть дети с ОВЗ, которым ЦПМПК рекомендованы специальные условия обучения, в том числе дети, которым рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП). Возможно ли открытие классов так называемого интегрированного обучения на базе образовательной организации (ОО), учитывая то, что в штате комплекса есть и логопеды, и дефектологи, и психологи? Какова последовательность действий администрации ОО? Существуют ли типовые положения об открытии подобных классов, которые бы не противоречили нормативно-правовым документам, регулирующим подобного рода вопросы?

Ответ эксперта (начальник отдела методического обеспечения деятельности специалистов Алена КРИВЕНКО):
- Руководствуясь ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана создавать необходимые специальные условия обучения и воспитания для детей с ограниченными возможностями здоровья/инвалидностью согласно заключению ЦПМПК. Обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с ОВЗ/ инвалидностью может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (пункт 4, статья 79). Решение о том, в какой форме происходит обучение детей с ОВЗ/ инвалидностью на базе образовательной организации, принимает руководитель, исходя из организационно-финансовых условий работы организации. Деятельность данных классов регламентируется внутренними локально-нормативными актами организации.

Комментарий
Современное законодательство предоставляет нам широкие возможности, но при соблюдении ряда условий. Если в вашей образовательной организации есть кадровый, материально-технический, учебно-методический потенциал и руководитель ОО имеет добрую волю такие классы открыть и закрепит свое желание в локально-нормативном акте учреждения, то такие классы будут.

Вопрос 2
Ребенок пяти с половиной лет посещает занятия у логопеда. Может ли логопед проводить 1 раз в неделю 2 занятия подряд общей продолжительностью один час вместо 2 раз в неделю по полчаса?

Ответ эксперта (методист отдела психолого-педагогических инноваций, учитель-логопед, кандидат педагогических наук Ольга ПРЕСНОВА):
- Для ребенка пяти с половиной лет по нормам СанПиН учитель-логопед может проводить два занятия в один день (каждое не более 30 минут с перерывом между занятиями 15 минут).

Комментарий
Нормативы позволяют выбрать любой вариант. Но он должен быть компромиссным, с учетом интереса всех сторон: индивидуальных возможностей ребенка, удобства родителей и графика логопеда. Учитесь договариваться!

Вопрос 3
В нашей организации два ребенка пришли на психолого-педагогический консилиум с бабушками. Доверенность была дана на них родителями и заверена руководителем структурного подразделения. Председатель консилиума попросил принести доверенность, заверенную нотариусом. Родители посетили две нотариальные конторы и в обеих получили отказ, объясненный тем, что данная доверенность выдается в случае лишения родительских прав. Подскажите, что в таких случаях нужно сделать?

Ответ эксперта (руководитель отдела психолого-педагогических инноваций, педагог-психолог, кандидат психологических наук Елена УШАКОВА):
- В соответствии с приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» до проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка. Если на комиссии ребенка сопровождает не родитель (законный представитель), то необходимо оформить нотариальную доверенность на представление интересов ребенка (ст. 185 Гражданского кодекса РФ).

Комментарий
Специалисты ППК не могут пойти на уступки в решении данного вопроса при всем своем уважении к замечательным бабушкам, которые столько времени посвящают своим внукам и заменяют вечно занятых родителей. Доверенность должна быть нотариально заверенной, иначе в случае возникновения конфликтной ситуации виноватой окажется образовательная организация.

Вопросы родителей
Вопрос 1
В прошлом году мы посещали логопедические занятия и проходили психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). В этом году мы хотим продолжить получать психолого-педагогическую помощь. Что для этого нужно?

Вопрос 2
После консультации психолога, нейропсихолога и логопеда выяснилось, что моему ребенку нужна психолого-педагогическая помощь. В детском саду есть психолог и логопед, но на индивидуальные занятия ребенка не берут без получения заключения ПМПК. На сайте ГППЦ написано, что ребенок может получить эту помощь на «основании заключения психолого-педагогического консилиума». Прошу уточнить, что мне надо сделать - пройти ПМПК или консилиум? Где и как я могу это сделать?

Ответ эксперта к вопросам 1 и 2 (методист лаборатории инклюзивных практик Татьяна ДМИТРИЕВА):
- Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных программ, своем развитии и социальной адаптации, реализуются на основании заключения психолого-педагогического консилиума (ППК) образовательной организации, которую посещает ребенок. Если он является ребенком с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в обучении по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, то ему необходимо получить медицинское заключение (приказ ДЗгМ №297 от 01.04.2013) в поликлинике по месту жительства и пройти обследование в Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Москвы (ЦПМПК г. Москвы) для получения заключения с рекомендациями по созданию специальных условий обучения и воспитания.

Комментарии
Уважаемые родители! Если ваш ребенок не имеет официального статуса «ребенок с ОВЗ» или «ребенок-инвалид», то вы обращаетесь на консилиум (ППК) вашей образовательной организации. Вы даете официальное согласие, и консилиум вашей ОО принимает решение о необходимости посещения в данном случае логопедических занятий вашим ребенком. Если по каким-то причинам в вашем образовательном учреждении ППК нет, то руководитель вашей образовательной организации заключает договор с другими структурами, которые такой консилиум могут провести. Если ваш ребенок имеет статус ребенка с ОВЗ/инвалидностью, тогда нужно обращаться в ЦПМПК города Москвы, чтобы специалисты оценили актуальное развитие ребенка и его потенциальные возможности, дали рекомендации и определили, нужны ли вашему ребенку специальные условия обучения и воспитания (специально оборудованные помещения, образовательная программа, учебники, пособия, дополнительные специалисты, класс/группа с меньшим количеством детей).

Вопрос 3
- В 4 года мы проходили ПМПК, и по заключению комиссии была рекомендована программа обучения сроком на три года. Нужно ли в новом учебном году снова проходить комиссию?

Ответ эксперта (руководитель лаборатории инклюзивных практик, учитель-логопед Ольга ЕГУПОВА):
- Заключение выдается на срок реализации образовательной программы в соответствии с уровнем образования. Повторное прохождение комиссии необходимо при уточнении/изменении ранее выданных рекомендаций, а также при переходе с одного уровня образования на следующий.

Комментарии
Уважаемые родители! Если срок реализации программы еще не закончился (а, как правило, ее расписывают на весь уровень обучения: дошкольный, начальную школу, среднюю школу), специалистов в образовательной организации все устраивает и вам самим не кажется, что ребенку что-то недодают (какие-либо образовательные и медицинские услуги), то повторно проходить ЦПМПК не надо. Если появилась необходимость что-то дополнить или, наоборот, отменить, срок реализации программы подошел к концу (ваш ребенок из дошкольного детства шагнул в школьную жизнь или из начальной школы перешел в средние классы), то повторно проходить ЦПМПК надо.

Подготовила Ольга ПРЕСНОВА

Документы и сведения, с которыми следует ознакомиться:

1. Новый адрес ЦПМПК: г. Москва, ул. Долгоруковская, 5 (вход со стороны ул. Фадеева, 2), метро «Маяковская», «Новослободская». Контакты ЦПМПК г. Москвы: 8 (499) 322-34-30; info.cpmpk@mcko.ru.
2. Приказ Департамента образования г. Москвы от 01.12.2014 №897 «Об организации работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии города Москвы».
3. Документы, необходимые для прохождения ЦПМПК г. Москвы. Приложение 3 к приказу Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 г. №297.