Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушения аутистического спектра (РДА), множественными нарушениями развития.
Отсюда возникла дифференциация ФГОС для учащихся с ОВЗ.
Приказами Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1598 и №1599 утверждены федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Разработка данных стандартов позволяет эволюционно перейти от двух параллельных к единой системе образования, обеспечивающей механизм взаимодействия общего и специального образования, и делает регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся учащихся и учащихся с ОВЗ в школах, работающих в режиме инклюзивного образования. А коррекционная школа готовится к работе с учащимися с различными категориями нарушений развития, сочетанными с умственной отсталостью.
Процесс внедрения стандарта будет поэтапным и долгосрочным. С 01.09.2016 г. стандарт будет действовать для первых классов, на следующий год - уже и для вторых и т. д.
Стандарт задает высокую планку содержанию образования, меняет отношение к результату образования учащихся с ОВЗ, исключает необучаемость, открывает двери инклюзии.
Инклюзия - возможность развития общего образования на ценностном и содержательном уровнях. «Основное отличие инклюзивного образования - адаптация образовательной среды под индивидуальные особенности ребенка» (государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы» на 2012-2018 годы (далее - Программа) утверждена постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. №450-ПП).
Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов в декабре 2015 года провел заседание Совета по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и обозначил ряд важных моментов во внедрении инклюзивного образования. Так, по его словам, коррекционные школы должны не только выполнять функции учебно-методических центров, оказывающих помощь школьным учителям, детям и их родителям, но и координировать работу в этом направлении. Минобрнауки России будет создан федеральный перечень таких коррекционных школ. Будет также сформирован реестр базовых школ, в которых созданы условия для инклюзивного образования.
В различных вариантах адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) для всех групп учащихся с ОВЗ специфично соотношение компонентов образования: академического компонента и компонента жизненных компетенций.
Четко определено также цензовое и нецензовое образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Данная категория учащихся - контингент ГБОУ «Школа №567».
Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) для учащихся с умственной отсталостью будут представлены в школе в двух вариантах: для учащихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и АООП обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2).
Несколько отличается структура АООП для учащихся с умственной отсталостью. В содержательный раздел включены:  программа коррекционной работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью, умеренной, тяжелой (интеллектуальными нарушениями), множественными нарушениями развития (варианты 1, 2);  программа работы с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);  для учащихся по варианту 2 адаптированная программа индивидуализируется в СИПР (специальную индивидуальную программу развития), и в нее включаются условия присмотра и ухода.
Обучающийся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование по АООП (варианты 1 и 2), которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья.
На основе стандарта создается АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития, далее - СИПР), к которой может быть создано несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с умственной отсталостью.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
Пролонгированы сроки обучения. Сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет 9 -13 лет. В реализации АООП могут быть выделены два или три этапа: I этап - (дополнительный 1-й класс) 1-4-й классы; II этап - 5-9-й классы; III этап - 10-12-й классы.
В проектах АООП дана емкая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с различными видами умственной отсталости (интеллектуальных нарушений).
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Согласно требованиям стандарта по завершению реализации АООП (вариант 1) проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний: первое предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни; второе  направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда.
Мониторинг индивидуальной динамики по усвоению АООП (варианта 2) представляет качественную оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребенка. Для организации аттестации обучающихся рекомендуется применять метод экспертной группы (на междисциплинарной основе).
За прошедший 2015-2016 учебный год проделана большая работа по подготовке введения ФГОС. Уже понятно, какие организационные, кадровые изменения необходимо учесть в составлении Программы развития школы.
Введение ФГОС образования обучающихся с ОВЗ серьезный вызов общему образованию. Оно требует серьезной динамичной профессиональной трансформации педагогического сообщества. И кадровый вопрос становится приоритетным направлением работы для образовательных организаций, коррекционной школы в том числе. Для того чтобы передавать опыт профессиональных компетенций педагогам общеобразовательных организаций, в которых, по статистике сегодняшнего дня, обучается значительное количество учащихся с ОВЗ, специалистам коррекционной школы необходимо вести работу стажировочных площадок по вопросам обучения индивидуализации, вариативности, специальной технологичности образовательного процесса ученика с особыми потребностями.
Несомненно, и многие другие изменения необходимо провести и в специальной (коррекционной) школе. Доступную среду, качество предоставляемых образовательных услуг необходимо обеспечивать для учащихся с умеренной, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития, которые пополняют количественный состав школы. Планируется расширение штата тьюторов, дополнительных специалистов. Серьезного внимания требует программа взаимодействия с семьей вышеназванной категории обучающихся и т. д. Практика специального образования всегда строилась на уважении достоинства всех, идущих по образовательной «лестнице». Вопросов введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ на ценностно-смысловом уровне нет. Организационные вопросы готовности школы к новому учебному году решаются и реализуются планово на основании нормативных и законодательных актов в сфере образования.
Все то лучшее, что было накоплено в специальном образовании, - уникальные технологии, авторские методики, традиции и, главное, эффективная команда специалистов школы -  не только сохранено, но получило новый импульс дальнейшего развития. Богатейший опыт системы коррекционного образования становится основой для ее вывода на качественно новый уровень.

Марина КАЗАКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №567