Именно к Дню славянской письменности и культуры Московский городской Дом учителя приурочил торжественное закрытие ежегодного городского конкурса «Проба пера».
Конкурс возник несколько лет назад как живая форма привлечения детей и учителей к литературе. И не было уверенности, что конкурс по-настоящему состоится. Казалось, что взрослые стихи уже не пишут, а дети тем более. Время наступило непоэтическое, а в большей степени такое, которое словно предвидел Евгений Баратынский:

Век шествует путем своим железным;
В сердцах корысть, и общая мечта
Час от часу насущным и полезным
Отчетливей, бесстыдней занята.
Но жизнь бы остановилась, если бы человека поглотило стремление к «насущному и полезному». Стихи в оргкомитет стали поступать почти ежедневно. Нам же предстояло прежде всего серьезно разобраться в этих стихах и научиться их оценивать. Надо честно признать: умение оценить достоинство стиха - это умение, редко наблюдаемое.
Поэзия по своей природе представляет собой искусство, творчество. Это может показаться банальным, но в действительности это так.
Нередко говорят, что поэтами рождаются и, следовательно, никакое обучение, никакие сознательные усилия не помогут человеку стать поэтом. Это и верно, и неверно. Верно потому, что существуют наследственные задатки, особенности чувственного восприятия, врожденной поэтической одаренностью наделены многие дети, но уже к юности восприятие поэзии часто исчезает и стихи больше не пишутся.
Вот и пришлось решать сложную задачу - подобрать жюри, способное оценивать стихотворение как произведение искусства, а не как только выражение чувств автора текста, тем более автора-школьника. И членами жюри стали профессиональные поэты, литературоведы и лучшие учителя. Высокая квалификация членов жюри позволила объективно определить лауреатов конкурса и отобрать стихи для публикации.
Тематическое разнообразие представленных стихов открывает сложную и глубокую внутреннюю жизнь наших школьников и их наставников. Эти стихи разрушают схему соотношения ученика и учителя: одни в школе только учатся, а другие только учат. И те и другие как бы приоткрыли свой внутренний мир, в котором многообразные и бесчисленные впечатления: встреча со словом, с тайнами поэзии, с природой, с любовью, с Родиной, искусством. И у каждого автора эти переживания глубоко индивидуальны, неповторимы, уникальны. Почти удивительно и очень оптимистично звучат стихи Игоря Босикашвили, ученика10-го класса школы №1861:

Люблю тебя, моя Россия;
Земли роднее в мире нет...
Часто приходится слышать, что наши ученики утратили чувство слова. Но вот перед нами стихотворение пятиклассника, Всеволода Галанова из школы №1375:

Слова, как выраженье чувств,
Бывают разными порою:
Обидеть могут и взбодрить,
Согреть холодною зимою...
И действительно, заставляют строки стихотворения «Плач-причет», посвященного вдовам ВОВ учителем школы №630 Ириной Ноздрей, и наше сердце наполниться состраданием:

Замыкалась, замирала,
Загораживалась.
Глаз поднять, начать сначала
Не отваживалась...
Ученики и учителя, родители учеников и известные поэты не стали конкурентами на этом конкурсе, который и проходил под девизом «Душа и слово». Они, наоборот, услышали и рассмотрели друг друга, потому что те и другие способны глубоко мыслить и глубоко чувствовать. Может, такой конкурс и есть способ социализации учащихся, когда через любовь к поэзии устанавливается доверие между детьми и взрослыми.
В некоторых стихах не угадывается возраст лирического героя, который страдает в мегаполисе, тоскует, утратив гармоничную связь с естественным миром природы:

Из суетной Москвы в леса уйти!
В воде реки увидеть блики солнца!
Вот этой красотою мир спасется,
Когда сумеет сам ее спасти!
Кто это написал? Подросток? Девушка? А написала это умная и интеллигентная московская учительница школы №956 Светлана Кулешова.
- В наше компьютеризированное время особенно важна роль наставника, человека, передающего знание от сердца к сердцу, от разума к разуму, - сказал патриарх Кирилл на съезде Общества русской словесности. Вот таких учителей и открыл нам поэтический конкурс.
Конкурс завершился изданием сборника «Душа и слово», который может быть прочитан в каждой школе.
- В поэтическом конкурсе «Проба пера» я приняла участие вместе со своей ученицей Катей Турковой, - рассказывает учитель лицея №1574 Лидия Фитисова. - Я начала писать стихи примерно в ее возрасте, и тогда творчество понимала совсем по-другому, по-детски: «Я пишу, значит, я молодец, я талантливая, посмотрите, как у меня хорошо получается». Потом был период длиной в 6 лет, когда не было написано ни строчки, и тогда я стала говорить: «Я раньше писала». Я была не права, потому что кто однажды прочувствовал слово, тот всю жизнь будет с ним дружен. В 24 я снова стала писать, и тогда открыла в себе удивительное чувство, подобное любви, которое появляется с каждым стихотворением. Писать - и быть счастливым. Не известным и не цитируемым, а счастливым. Кто-то из лауреатов конкурса сказал, что «Проба пера» объединила много счастливых людей, и это действительно так. Очень хорошо, что пишущие дети получили возможность поделиться своими строками с неравнодушной публикой, которая не просто оценит их мастерство, а переживет стихотворение вместе с молодым автором. Это важно.
- Мне очень понравился сборник «Душа и слово», - восторженно горят глаза у Кати Турковой из лицея №1574, - в нем есть как шутливые, так и серьезные стихи. Было очень интересно читать и слушать стихотворения своих сверстников, я поняла, что меня вдохновляет их творчество. Оказывается, так красиво писать о Родине может не только Сергей Есенин, но и восьмиклассник из другой школы или учитель литературы. В следующем году я обещаю снова принять участие в конкурсе «Проба пера» с новыми стихотворениями.
- Очень приятно прочесть стихотворение своей дочери в таком проникновенном сборнике. Мне кажется, что такие конкурсы, как «Проба пера», не просто приобщают ребенка к миру искусства, - размышляет Александра Туркова (мама шестиклассницы Кати), - но дают ему пространство для творческой деятельности, развивают его духовные и творческие способности, помогают поверить в себя.
Сколько слов, прекрасных и нужных, уже сказано о поэзии, а тайна ее воздействия на умы и сердца наши до сих пор не разгадана - и хорошо! Когда-то, много лет назад, все существо мое вдруг затрепетало от удивления: «Это же я! Я ТАК чувствую!» Кажется, тогда это был Есенин... Позже, когда это восхитительное чувство сопричастности (строчке, образу, звуку) начинает переполнять, то и дело восклицаешь: «Ну почему не я ЭТО написала?!» Цветаева, Бродский, Ахмадулина, Пастернак, Высоцкий... родные мои... А потом - пишешь. По-своему. И не писать уже не можешь.
Нормальному человеку свойственно желание делиться - всем добрым, приятным, ценным. Нормальному учителю литературы, вся жизнь которого пронизана солнечным светом поэзии, очень хочется разделить это счастье с учениками. Все и вся (читай - формы и методы, компетенции и УУД) служат одному - помочь услышать, заметить... Открыть возможность сопереживания другому, другим и через других отыскать себя.
Одним словом, сначала учу быть читателями. Внимательными, вдумчивыми. А станут ли они, мои ученики, писать - не столь важно. Хотя... если этот «атом солнца» попадет им в кровь, то мы становимся почти родственниками, «посвященными», которым открывается свыше что-то такое, чего другие, непишущие, просто не поймут. «А ночью, поэзия, я тебя выжму во здравие жадной бумаги», - понимаете, о чем мы с Борисом Леонидовичем?
И вот однажды наступает момент, когда мнения мамы (сестры, лучшей подруги, учителя) становится мало - и это нормально! Юное дарование спешит осчастливить своими открытиями мир! И разве не для этого служат разного рода конкурсы?
Мы все помним первый бал Наташи Ростовой, а я видела, как мой мальчик, мой чудесный мальчик Асман Жумабаев, волею судьбы прикованный к инвалидной коляске, поднялся над залом - ах! - читая свои стихи о маме... А Андрей Калугин, впервые увидевший, что его стихи напечатаны в сборнике! Как дрожали его руки!
- Я уверена, - сказала учитель школы №1987 Ольга Божко, - что каждому ребенку важно понимать, что он нужен, что он ценность, даже драгоценность. Так пусть же будет в жизни наших ребят больше конкурсов, которые способствуют огранке талантов, которые учат вдумчивому отношению!
А вот что написал поэт Павел Савилов: «На фоне повального увлечения молодого поколения айпадами, айфонами и прочими достижениями современной технической мысли, более похожими на занимательные безделушки, нежели на средства повышения интеллектуального потенциала индивида, выход в свет сборника стихов школьников, их родителей и учителей, безусловно, является знаковым событием в культурной жизни не столько Москвы, сколько всей России. И за это огромное спасибо инициаторам данного проекта. Обращает на себя внимание не только полное соответствие содержания книги ее названию, великолепное оформление издания, но и размещение в ней наряду с произведениями юных талантов и их старших товарищей, только нащупывающих свой путь в русской литературе, стихотворений наших современников, безвременно ушедших из жизни, но оставивших заметный след в отечественной литературе. Сочетание в одном сборнике произведений маститых авторов и начинающих поэтов есть блестящая заочная школа для последних. В ней они могут воочию созерцать пример кропотливой работы над поэтическим словом. Не выделяя отдельные произведения начинающих литераторов, хотелось бы отметить то, что, на мой взгляд, объединяет их независимо от того, как одно смотрится на фоне другого. Это неподдельная искренность и открытость человеческой души, которым дышит каждое стихотворение».
- Поэзия как любовь к слову не знает возрастных и социальных границ, - заметил член Российского союза писателей Павел Савилов, - волнуя души и связуя их. Благодаря продуманной композиции стихи сборника образуют единое духовное пространство и перекликаются сходными переживаниями, несмотря на разный уровень технического мастерства. Для начинающего поэта, едва вступившего на новый путь, особенно важно быть услышанным, поддержанным и впервые напечатанным - и в этом неоценимая роль сборника, где стихи зрелых поэтов становятся одновременно и ориентиром для школьников, и репликой в диалоге на равных.
«Опять, как в годы золотые, три стертых треплются шлеи» - так Александр Блок начал в 1908-м свое знаменитое стихотворение «Россия». И в начале XXI века поэтические переживания и школьников, и состоявшихся авторов вращаются вокруг этой темы: «Мы с детства в Русь вколдованы...» (Леонид Бородин). На страницах сборника видно, как школьники при помощи поэзии формулируют свое отношение к родной стране, человеку, природе и мирозданию. Слово становится инструментом познания, дает форму чувству - и хочется верить, что в этой книге начинаются творческие судьбы, которые через некоторое время будут определять лицо современной русской поэзии.
Выступая на первом съезде Общества русской словесности, Президент РФ Владимир Путин говорил о роли русского слова и русской литературы: «Речь идет о сохранении ни больше ни меньше национальной идентичности, о том, чтобы быть и оставаться народом со своим характером, со своими традициями, со своей самобытностью, не утратить исторической преемственности и связи поколений».
Надеемся, что и городской открытый поэтический конкурс «Проба пера» под девизом «Душа и слово», проведенный Московским городским Домом учителя, этому поспособствует. Лауреатов конкурса поздравляем, читателей приглашаем на нашем сайте прочитать сборник «Душа и слово» или взять его в библиотеке своей школы. А школу №947 благодарим за гостеприимство и помощь в организации. А еще... ждем новых стихов.