Киношкола знакома читателям «Учительской газеты»: ее преподаватели не раз выступали на газетных страницах с рассказом о возможностях кино для образования и о проектах школы. Но сейчас у школы день рождения.
Свое здание на Шаболовке - два корпуса, построенных в эпоху конструктивизма, - школа получила в 2012 году. С этих пор корпуса обжили, а перед школой выпускники высадили несколько вишневых деревьев.
Внутри - выставки рисунков школьников, макетов сценического оформления, индивидуальная фотовыставка. Одни дети вежливо спрашивают, чем вам помочь, другие носятся в балетных тапочках и длинных платьицах, третьи куда-то озабоченно тащат кастрюльки с водой. Все кипит. Вежливые старшеклассники останавливают каждого незнакомого взрослого, чтобы спросить, нужна ли ему помощь или программка: в школе праздник.
Родители в театральном зале перешептываются: вон, мой побежал, ну хоть здесь на него посмотреть! Школа полного дня - учатся здесь с 9 до 9, выходной один в неделю, на каникулах экспедиции, так что родители скучают. А дети заняты: они не только учатся, но еще снимают кино, ставят спектакли и участвуют в серьезных социальных проектах.
- Дети верны кинематографу даже тогда, когда говорится, что он, кинематограф, уже умер. То, что происходит на экране, они воспринимают как самое увлекательное дело на свете, - говорит Алла Степанова, основатель и художественный руководитель школы. - А дети в подростковом возрасте требуют серьезного дела. Кинематограф - большое и сложное дело, и если отнестись к этому процессу всерьез, это свойство кинематографа позволяет заполнить важными и нужными делами отрочество - самое сложное и самое опасное время в жизни человека.
В самом деле, когда дети приходят в киношколу, они занимаются не только предметами - математикой, русским или биологией - или даже актерским мастерством, вокалом и сценречью, но прежде всего большим делом: они стараются говорить с людьми языком искусства. Именно на этом основана школьная работа в области арт-волонтерства и арт-терапии. Ученики школы давно помогают нескольким детдомам, ездят в детские больницы и дома престарелых, и везде их задача - разговаривать языком искусства с людьми, которым трудно и больно.
Ольга Липман, заместитель директора киноколледжа, руководитель арт-волонтерской практики, говорит:
- Наша задача - добиться, чтобы студенты научились чувствовать других людей. В искусстве человеку необходимо сочувствовать, сострадать, сопереживать. Если в человеке что-то надломлено, нам нужно это восстановить, ведь они будут потом окружены другими людьми. Человеческое начало в наших студентах для нас - самое главное. Искусство, кино, театр, музыка очень помогают в развитии этого свойства человека. Внутри киношколы мы уже много лет развиваем направление арт-педагогики и сотрудничаем с профессионалами в области арт-терапии. Мы хотим, чтобы наши ученики, помимо профессиональной квалификации, имели еще диплом или сертификат в области арт-педагогики, чтобы для них это стало опорой в жизни.
Киношкола уже несколько лет занимается волонтерской работой в детских домах Кадникова (а в городе их несколько, и дети-сироты составляют почти пятую часть населения этого небольшого местечка под Вологдой). Но это не стандартные наезды шефов с концертами и шоколадками для бедных сироток: в киношколе считают необходимым дать кадниковским детям ощущение, что они сами могут взять свою судьбу в свои руки, сами могут что-то дать другим. Вместе с учениками киношколы дети из детских домов готовят концерты для домов престарелых и детей в интернатах для тяжелобольных, вместе с ними отремонтировали детскую площадку в городском парке, расписывают фасады городских зданий, проводят городские праздники. И постепенно в эту работу включается и городская администрация, и горожане - так что дети-сироты в самом деле становятся творческой силой, преобразующей город.
Сергей Шариков, руководитель инновационной площадки «Построение и внедрение образовательной среды для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях» (это проект, создающий школы в больницах), говорит о своем опыте сотрудничества с киношколой в области арт-волонтерства так:
«Ребенок, который оказался в больнице, в атмосфере, отличной от той, к которой он привык, оказывается в замкнутом мире, из которого, кажется, нет выхода. И конечно, мы обращаемся к ресурсу арт-педагогики. Но где взять людей, которые понимают, что такое арт-педагогика? Этот опыт есть у киношколы. Школа помогает детям понять многообразие мира через практику, через экспедиции, через встречи с другими людьми; здесь содружество взрослых с детьми на прочной основе киноискусства создало замечательную атмосферу. И этот педагогический опыт помогает нам сегодня устраивать школы в детских больницах».
Еще один важный проект киношколы - это «Скрытая история», посвященный сохранению исторической памяти о трагических событиях российской истории - памяти о репрессированных, о новомучениках и исповедниках. Школьники ездят с экспедициями на Соловки и в Лодейное Поле, где, возможно, был расстрелян второй соловецкий этап. Устанавливают поклонные кресты на местах захоронений, убирают мусор, готовят таблички для туристов. Прошлым летом помогали монахам из Свято-Вознесенского скита сделать водосток на Секирной горе: без него дорогу, ведущую на гору, каждый год размывало, так что ее постоянно приходилось ремонтировать. Это не столько помощь живым, сколько чувство долга перед ушедшими, ощущение личной связи с историей страны, со сложными, трагическими и прекрасными человеческими судьбами.
Есть, конечно, в школе и кино: ежегодный двухнедельный киноцикл, когда вся школа снимает кино. Есть и театр - традиционная театральная экспедиция, когда школьники уезжают в подмосковный пансионат, где за две недели ставят несколько спектаклей с нуля - пишут инсценировку классического произведения, распределяют и учат роли, делают декорации, костюмы, свет - и приглашают родителей на премьеру. И как-то так само собой получается, что к выпуску из школы они понимают, чего хотят, знают, куда идти, умеют брать с нуля проект и в короткие сроки доводить его до завершения. Умеют брать на себя ответственность, умеют сочувствовать и поддерживать в беде. А выращиваются эти умения как будто сами собой, ходом вещей, постановкой дела. Атмосферой. Той самой, про которую директор школы Ольга Керзина говорит:
- Основа - это человеческие взаимоотношения, без них ничего невозможно. ЕГЭ и прочее - это только надстройка, а базис - это как нам удается стать людьми. И центральный момент здесь - насколько педагогам самим удается двигаться и становиться более похожими на людей, чем это было раньше. Этот процесс происходит на глазах у детей, так что дети всему учатся. В пределе - я все могу доверить своему ученику. Нас еще Алла Ивановна Степанова так учила: вести себя с детьми так, как с самыми близкими друзьями.
Все это довольно редкий опыт воспитательной работы, от которой многие школы просто отказываются, считая, что воспитывать должны родители дома. Хотя, как показывает киношкольный опыт, у школы в этом есть потребность и для этого есть возможности - если, конечно, понимать воспитание не как ежедневные проповеди на темы морали, а как общее большое дело, которое взрослые и дети любят, хотят и умеют делать.