Школа - начальная ступенька в образовательном процессе и становлении личности. Основная ее задача - дать школьнику тот минимум знаний и умений, которые позволят ему начать самостоятельную жизнь. Сегодняшний мир стремительно меняется, поэтому к современной школе общество предъявляет повышенные требования. Сейчас мы с вами живем в такое время, когда многое из того, что считали невозможным, становится вероятным. За последние десять лет с развитием технологий в жизнь прочно вошли мобильные телефоны, Интернет, разнообразные онлайн-сервисы, которые сильно сократили наше время при получении определенных услуг.
Еще несколько лет назад было множество людей, которые были противниками гаджетов, но уже сейчас большинство считают их удобными. Некоторые водители иронично насмехаются и называют глупостью видеоролики, в которых автономные автомобили очень уверенно чувствуют себя в плотном городском потоке машин. Шоферы уверены, что управлять автомобилем и одновременно следить за дорожной обстановкой слишком сложное занятие, чтобы это могла сделать «бездушная железка», но через десяток лет их ирония плавно перейдет в принятие того факта, что автономный автомобиль удобнее и безопаснее. Ну а с появлением 3D-принтеров вообще может произойти серьезный индустриальный скачок, если уже сейчас на этих принтерах печатают внутренние органы для пересадки человеку, а из титановых сплавов печатают детали для танков.
Да и мы тоже раньше плохо себе представляли школу без бумажных дневников и журналов, на смену которым пришли их электронные аналоги, многие этому даже сопротивлялись, а сейчас, на мой взгляд, практически невозможно найти учителя, который бы хотел вернуться к бумажным носителям.
А еще нам трудно было представить, что каждое наше действие будет под пристальным вниманием всех участников образовательного процесса, а сейчас это уже реальность.
Каждые 72 часа в мире появляются новые технологии. Мир меняется быстро. Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. Больше нет привычных схем и траекторий, все непредсказуемо и динамично. И в образовании тоже все меняется, а стремительное развитие чревато разрывом между успешными и отстающими игроками образовательного поля. Сильные школы будут все активнее внедрять новые технологии, налаживать связи с вузами и партнерами по всему миру.
Что необходимо делать нашей школе, чтобы оставаться востребованной для родителей, учащихся, руководителей московского образования?
Во-первых, мы работаем в государственном учреждении, а соответственно те изменения, которые происходят в системе образования, должны нами приниматься, выполняться, и нам необходимо соответствовать тем требованиям, которые предъявляются ко всем участникам образовательного процесса. 1 января 2017 года вступает в силу новый стандарт педагога. Педагог - ключевая фигура реформирования образования. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Профессиональный стандарт учителя наполнен новыми компетенциями:
- работа с одаренными учащимися;
- работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
- работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Следующее - это ФГОС второго поколения.
И здесь я хотел бы остановиться на ключевых моментах.
В основе построения cтандарта в целом лежит системно-деятельностный подход, который ставит главной целью развитие личности ученика. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Главным становится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. (Раньше учитель должен был выдать программу (содержание), а сегодня учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.)
Смена образовательной парадигмы образования со знаниевой на системно-деятельностную.
Основной формой обучения была фронтальная, а сегодня признается решающая роль учебного сотрудничества (изменилась функция педагога: он тьютор, наставник).
Ведение внеурочной деятельности позволяет проверить эффективность других, кроме классно-урочной, форм организации образовательной деятельности. Внеурочная деятельность в отличие от дополнительного образования должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.
Основополагающие принципы проектирования современного урока:
- субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
- метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
- деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
- рефлексивность (учащиеся ставятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
- импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции хода урока в процессе его проведения).
Урок должен включать следующие шесть основных этапов:
- мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
- целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить  - узнать  - научиться»);
- осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
- коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
- взаимопроверка, взаимоконтроль;
- рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
Процесс обучения и воспитания с позиции деятельностного подхода:
- ориентирует на то, что личность развивается в конкретной деятельности, значимой для нее;
- направлен на саморазвитие, самореализацию и самоопределение ребенка и взрослого как субъектов образовательного процесса;
- определяет возможности и условия социальной среды в развитии личности;
- предоставляет учащимся свободный выбор того вида деятельности, который отвечает интересам, потребностям, склонностям и способностям;
- направлен на модернизацию деятельности педагогов.
Насколько интересно нашим детям на уроке? Это несложно проверить, задайте себе вопрос: вам самим у себя на уроке было бы интересно? Учеба в современной школе должна быть не только полезной, но и интересной. Хороший урок - шаг вперед в развитии ребенка. В школе созданы все условия для внеурочной работы - занятий различных кружков и секций. Учитывая занятость современных родителей, дети имеют возможность заниматься на факультативных занятиях или в секциях школы. Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Такие формы позволяют развить и закрепить интерес ребят к основным учебным дисциплинам, помогают определиться с профессиональным выбором, расширяют кругозор и формируют разносторонне развитую личность.
Занимаясь обучением и воспитанием наших учащихся, мы должны смотреть в будущее. Ни один футуролог сейчас не предскажет будущее, а нам это и не нужно. Достаточно понимать, что развитие технологий определяет экономику государства. Уже сейчас можно посмотреть на страны, в которых технологии развиты мощнее, чем у нас, и увидеть тот путь, который эти государства прошли за последние 20-30 лет. Соответственно в ближайшие годы нас ждет примерно тот же путь технологического развития.
Сейчас мы находимся у дверей эпохи роботов, которые будут делать за нас всю однообразную, рутинную, скучную и тяжелую физическую работу.
Уже сейчас существуют умные и надежные роботы, которых можно обучить многим однотипным и рутинным видам деятельности. Роботы будут работать точно и надежно, день и ночь, без перерыва на обед и отпуск, только останавливаясь изредка на плановое обслуживание. Эта тенденция набирает обороты, поэтому в ближайшем будущем (10-20 лет) большинство не требующих квалификации и рабочих профессий (водители, трактористы, токари, фрезеровщики, рабочие сельского хозяйства) исчезнут или значительно сократятся.
Так, с уходом с рынка труда рабочих профессий сильно возрастает значимость умения общаться. Вы уже сейчас сможете вспомнить много общительных людей, которые достигли успеха и личного счастья в жизни, но вряд ли вспомните много тихих и застенчивых, которые достигли того же.
Какие же профессии будут востребованы в будущем на примере развитых стран?
Это те профессии, которые будут включать в себя одновременно как высокий уровень образования, так и высокий социальный уровень (или высокий уровень коммуникаций).
Доказано, что высокий социальный уровень достигается, если на уроках преобладает групповая работа! И сейчас я вас снова призываю к реализации ФГОС. Давайте поможем нашим выпускникам быть успешными!
Задачи школы меняются. Если раньше школа была обязана подготовить к жизни, то теперь не получится так: первые 25 лет жизни учиться, а потом применять готовые знания.
Новая реальность - обучение в течение всей жизни от задачи к задаче, от опыта к опыту.
А тем людям, которые все-таки хотели бы вернуться назад и не готовы принимать все то новое, что приходит в нашу школьную жизнь, я могу сказать, что отрицание прогресса не отменит его приход. Современная школа - это дом, в котором сформировано единое образовательно-воспитательное и информационное пространство, где взаимодействуют учащиеся, педагоги и родители, объединенные общими целями и задачами и являющиеся равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
На протяжении одиннадцати лет обучения детей в школе и затем шести лет в вузе государство тратит огромные ресурсы, для того чтобы воспитанники стали профессионалами в определенной производственной области. Однако каждый день человек использует полученные знания только 8 часов. В оставшееся время он является мужем, родителем, коллегой, жителем большого или малого города, частью сообщества, и быть успешным в этих социальных ролях его тоже должна научить современная школа. Сегодня, как никогда, нужно прислушаться к словам известного философа и педагога Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».

Василий ДОЛМАТОВ, директор школы №2031