- Игорь Михайлович, в чем идея нового магистратского курса? Почему назрела необходимость в том, чтобы подобный «предмет» появился?
- Идея возникла в разговоре с Исааком Иосифовичем Калиной. Мы тогда рассуждали о том, что подчас в управленческой работе при выборе кандидатуры на должность руководителя образовательной организации сложно определиться, ввиду того что кандидат успешен, как правило, лишь по одному или нескольким направлениям управленческой работы. Я имею ввиду не только директора, но и завуча, например, часто таким останавливающим фактором, чтобы определиться с кандидатурой, является то, что человек в чем-то успешен, то есть он где-то проявил определенные навыки руководителя, лидера, человека, который умеет вдохновить коллектив, но при этом в целом ряде других вопросов он может оказаться отнюдь не силен. Возникает задача комплексной подготовки будущих руководителей.
- Но обычно при выборе руководителя берут человека опытного, который за определенный период времени успел себя во многом попробовать, и некоторые ситуации в административной работе не будут для него неожиданностью. И априори все вокруг уверены, что такой человек справится с любой задачей без дополнительных изучений факторов, влияющих на успешность управленческого процесса.
- Вот то-то и оно, а опыт не всегда лучший помощник, знания, компетентности надежнее. И мы подумали: почему бы людям, которые в чем-то себя проявили, не предоставить возможность попробовать себя в роли руководителей? Они получат определенное образование в управлении, сделают проекты, проявят себя и смогут комплексно охватить, осмыслить образовательную сферу и ее задачи на ближайший период. Ведь для того и создаются магистратские программы: когда человек где-то продвинулся, но по каким-то смежным направлениям работы ему не хватает знаний и компетенций, которые бы позволили ему продвигаться дальше, он может освоить именно то, что для этого ему необходимо.
Да, бакалавр - это хорошая общая образовательная подготовка в какой-то сфере человеческой деятельности. Но магистратура - это то, что возникает тогда, когда человек уже сориентировался в профессиональной деятельности, где-то продвинулся, где-то набил шишек, и он начинает осознавать, рефлексировать. Он начинает искать пути саморазвития, приходит понимание о дальнейшей профессиональной траектории.
Потому что он уже осознает, что хочет получить от жизни.
Это программа, которая предлагается даже не действующим директорам и завучам, она выявляет, развивает потенциал того, кто проявил себя в качестве лидера, но ему нужно помочь в продвижении, он нуждается в дополнительных знаниях и компетенциях.
- Что же, по-вашему, составляет основу этой помощи?
- Если мы делаем такую программу, то, наверное, нам следует опираться не столько на фундаментальные разговоры о педагогике, сколько на те живые задачи, которые в образовательной политике возникают сейчас: и в области финансово-экономической, и в области изменения образовательного процесса, и в области обеспечения безопасности в школьной жизни. Все это актуальные и насущные задачи, которые тоже могут стать содержанием образования для тех магистрантов, которые учатся. Поэтому возникла идея, что мы в рамках этой образовательной программы введем специальную такую педагогическую позицию, которая называется «мастер». Мастер - ведущий мастерских. Это человек, который сейчас уже что-то делает в системе образования Москвы, поэтому в эту программу приглашены полтора десятка таких мастеров. Это люди, работающие в центральных организациях Департамента образования Москвы либо в самом Департаменте образования Москвы. И мастерские станут центральным таким местом в этой образовательной программе, когда мастера будут встречаться со студентами: проводить собственные занятия, либо участвовать в семинарах, либо читать лекции, либо давать какие-то проверки выполненных заданий. И все остальные курсы, которые традиционно читают университетские преподаватели, будут привязаны к мастерским. Равно как и студенческая практика студента. Будут возможности как пойти в другую образовательную организацию, посмотреть, что там происходит, так и выехать за рубеж и посмотреть, как работают в других странах.
- Дмитрий Львович, новая образовательная программа запускается 1 июня. Сколько людей вы намерены набрать на этот курс?
- 25 бюджетных и столько же внебюджетных мест. Обучение рассчитано на очное посещение (2 дня в неделю). Конкретные дни будут еще корректироваться. Плюс предполагается, что в рамках программы будет предусмотрена возможность прохождения зарубежной стажировки, ориентированной на получение необходимых практических навыков с учетом специфики разных моделей управления образовательными организациями в разных странах.
Для нас это новая программа как по формату, так и по замыслу. Одна из первых программ, которая и проектируется, и реализуется вместе с работодателем.
Она сделана по принципу «актуальные знания - для руководителя», затрагивая абсолютно разные сферы знания, необходимые для управления образовательной организацией. Именно поэтому в программе предусмотрено большое количество модулей, ориентированных на разные сферы управления. Это управление образовательным процессом, решение задач информатизации образовательной среды организации, управление персоналом и нормативно-правовое регулирование управленческой деятельности, организация финансово-хозяйственной деятельности и организация работы по сохранению жизни и здоровья в образовательной организации.
- Из чего все-таки будет состоять эта программа?
- Как уже говорилось, программа модульная и состоит из семи модулей, каждый из которых затрагивает отдельную сферу профессиональной деятельности руководителя.
Это новый формат проектирования образовательных программ «от образовательного результата». Ранее образовательные программы проектировались и реализовывались через дисциплинарную модель, которая предполагала наличие зачастую несвязанного набора дисциплин, в рамках которых студент чему-то учился отдельно по каждой дисциплине. Теперь в основе модуля лежит конкретный образовательный результат, то, чему должен научиться студент за период прохождения модуля, и разные виды деятельности или некий набор «образовательных событий», который позволяет этого результата добиться системно. Поэтому мы выходим на новый уровень образовательных программ, позволяющий качественно выстроить процесс обучения в том числе с учетом индивидуальных потребностей студентов и с ориентацией на систему логично и последовательно выстроенных разных видов деятельности студентов, позволяющих достигнуть конкретных результатов, закрепленных за отдельным модулем и за программой в целом.
Большой вклад в преобразование программ педагогической магистратуры внесло наше участие в проекте модернизации педагогического образования. Это системообразующий проект всей системы профессионального образования страны. Результаты проекта стали ключевыми основаниями проектирования программы «Руководитель образовательной организации».
По итогам участия в проекте мы вышли на такие результаты, которые уже сейчас внедряются в учебный процесс нашего университета и позволяют нам повысить качество подготовки студентов и вообще понять самим, как эффективно выстроить обучение для того, чтобы студент получал необходимый уровень компетенции.
- На что вы делаете ставку в эффективности программы?
- Учитывая то, что структура каждого модуля состоит не только из теоретического обучения, но и из практической подготовки, становится возможным отработка определенных профессиональных навыков не только в имитационных условиях учебной аудитории, но и в реальных профессиональных условиях на практике. Далее, когда студент приходит с практики, он уже может сформулировать свои профессиональные дефициты и соответственно скорректировать свою образовательную траекторию. Такая возможность также предусмотрена. Вместе с тем в рамках программы будут использоваться элементы электронного, дистанционного обучения, что сделает ее более доступной. Так как программа будет реализовываться с участием представителей Департамента образования города Москвы, и нашими преподавателями особый акцент сделан на мастерские лидеров в каждой предусмотренной программой сфере профессиональной деятельности. Такая технология дает студентам хорошую возможность услышать от первоисточников об актуальных проблемах и задачах управления современными образовательными организациями города Москвы.
- Игорь Михайлович, а вы уверены, что хорошего руководителя можно выучить?
- Безусловно. Наша программа изначально прогнозирует то, чему студент должен научиться. Мы вообще сначала прикинули перечень, чему научиться, а потом придумали методику достижения этих образовательных результатов. Для нас важна ориентация подготовки на решение «живых» проблем практики. Знание международного контекста. Опора на мастерские. Использование передовых тенденций обновления педагогического образования. Agile-проектирование.
- У вас солидное руководство программой магистратуры «Руководитель образовательной организации»: научный руководитель образовательной программы - министр Правительства Москвы, руководитель ДОгМ Исаак Калина, научный консультант образовательной программы - заместитель руководителя ДОгМ Татьяна Васильева, руководитель образовательной программы - ректор МГПУ Игорь Реморенко...
- И очень надежный координатор по разработке программы магистратуры от МГПУ - начальник отдела методической работы и мониторинга качества УУМР Татьяна Евгеньевна Иванова. Так что у нас с такой командой все получится. Думаю, что это будет одна из самых интересных наших программ!

Прием документов на новую магистратскую программу ведется с 01.06.2016 по 10.08.2016. Презентация образовательной программы «Руководитель образовательной организации» состоится 18 июня 2016 года в 11.00 по адресу: г. Москва, Протопоповский переулок, д. 5, 1-й этаж, малый конференц-зал (телефон для справок 8-499-181-42-76, менеджер программы Татьяна Евгеньевна Иванова).