В традиционной встрече со СМИ приняли участие директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко, директор школы №1474 Ирина Курчаткина, тренер сборной по биологии Денис Решетов, победитель Всероссийской олимпиады школьников по праву, призер Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, ученица гимназии №491 «Марьино» Александра Алимова, победитель Всероссийской олимпиады школьников по географии, ученица школы №218 Екатерина Акилбаева, победитель Всероссийской олимпиады школьников по праву, ученик лицея Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики Вячеслав Григорьев.
Участники пресс-конференции рассказали, какие условия создаются в городе, чтобы ученик любой школы мог раскрыть свои таланты и успешно выступить на олимпиаде, и как изменились результаты москвичей за последние годы.
Принцип развития детской одаренности в узком кругу спецшкол, в рамках которого различные предметные олимпиады являлись элитным мероприятием для избранных, сменился принципом развития детской одаренности в каждой школе. Для реализации этого принципа все школы города перевели на единые максимально высокие нормативы финансирования. Во всех учреждениях внедрили единые подходы к оплате труда преподавателей. Создана общая система оценки учебных заведений (рейтинги).
Объединение школ позволило многократно увеличить кадровые и материальные ресурсы каждого учебного заведения. Расширение выбора профилей обучения, увеличение числа предлагаемых дополнительных занятий и кружков создает благоприятные возможности для встречи талантливого ученика и заинтересованного в нем педагога.
Например, за последние два года в школах открыли свыше 30 новых математических классов. В 2015-2016 учебном году также появились кадетские, инженерные и медицинские профильные классы. Запускается система IT-классов.
Рост оплаты и повышение престижа учительского труда привлекают в московские школы более сильных и талантливых преподавателей, в том числе из высших учебных заведений.
Свыше трети московских педагогов сегодня охвачены повышением квалификации и получают методическую поддержку в среде массовых открытых онлайн-курсов - в современной практико-ориентированной форме повышения квалификации (edu.
olimpiada.ru). За два года повысили квалификацию и непосредственно применили свои знания в работе по развитию таланта свыше 20 тысяч учителей.
Развитие детских талантов сегодня осуществляется в тесном сотрудничестве с городскими музеями, театрами, парками и профильными вузами. Переход школ на пятидневную учебную неделю дал возможность более активного освоения учащимися культурно-образовательного пространства города.
Например, в Москве успешно реализуются уникальные образовательные проекты «Университетские субботы», «Инженерные субботы», «Субботы мужества», «Профессиональная среда», «Субботы активиста», «Профессиональное обучение без границ».
Одновременно с Всероссийской олимпиадой Москва проводит и другие интеллектуальные соревнования, например Московскую олимпиаду школьников, в интернет-турах которой в этом году приняли участие более 180 тысяч человек.
Запущен цикл олимпиад в начальной школе «Олимпиада плюс» по математике с общим охватом свыше 70 тысяч участников. Готовятся олимпиады в начальной школе по русскому языку и окружающему миру. Проводятся олимпиады «Музеи, парки, усадьбы», «Не прервется связь поколений».
Созданы и функционируют информационные порталы (info.olimpiada.ru, vos.olimpiada.ru, mos.olimpiada.ru), наиболее популярные образовательные ресурсы в области работы с детьми, проявившими одаренность, и олимпиадного движения в русскоязычном Интернете, которые содержат более 50 тысяч единиц методических материалов.
Активно поддерживаются сетевые сообщества талантливых ребят (например, kpdbio.ru) - система дополнительного образования в очной и заочной формах (общий охват в 2014-2015 годах - 150 тысяч участников). Работают профильные семинары для школьников, проводятся выездные учебно-тренировочные сборы (охват - свыше пяти тысяч кандидатов в команды в год).
Система поиска и отбора талантов дополнилась системой раскрытия таланта каждого московского школьника. В многопрофильных школах есть все условия для создания атмосферы совместного участия в подготовке к олимпиадам.
Школьный этап Всероссийской олимпиады проводится в каждой образовательной организации. В ходе проведения муниципального этапа школьники выполнили более 225 тысяч работ. Одновременно с Всероссийской олимпиадой проходят и другие интеллектуальные соревнования, например Московская олимпиада школьников, в интернет-турах которой в этом году приняли участие более 180 тысяч человек. Принимаются меры по дальнейшему развитию олимпиадного движения среди школьников, создаются условия для их вовлечения в изучение интересующих предметных областей. В 2015 году в Департаменте образования Москвы утвержден комплекс мер по выявлению и сопровождению детей, проявивших выдающиеся способности, и мониторингу их дальнейшего развития в рамках мероприятий, проводимых Департаментом образования Москвы, с учетом направлений, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
В течение всего года работают профильные семинары для школьников, проводятся выездные учебно-тренировочные сборы (охват - свыше 5000 кандидатов в команды в год).
И как сказал на пресс-конференции директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко:
- Побольше решайте занимательных задачек! Они помогут не только в олимпиадах, но и в жизни. Ведь они развивают наши интеллектуальные способности.