Соединить несоединимое
Как отметил в ходе пресс-конференции в ИАР «ТАСС» ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев, сегодня трансформируются все рынки - от медицины до финансов, и главным драйвером этих изменений становятся информационные технологии. Однако темпы изменения самих технологий оказываются еще более стремительными, поэтому главное требование, предъявляемое к современной образовательной программе, - это гибкость.
Меняется все, вплоть до самого формата игроков, которые задают тон в той или иной отрасли. Так, по словам Владимира Васильева, сегодня такие гиганты IT-отрасли, как Microsoft, стоят перед лицом необходимости потесниться и дать дорогу более мобильным и компактным компаниям. В особенности активно развиваются те, что прошли через этап стартапа. Нередко это происходит в рамках крупных университетов, когда проектная деятельность становится неотъемлемым, неимитационным элементом образования, а бизнес и учеба идут рука об руку. Именно так вчерашние студенты становятся пионерами новых технологий.
Причем выигрывают нередко те вузы, что готовы взять на себя решение венчурных задач, изменить привычный взгляд на вещи. Так, еще до недавнего времени «беспилотники» оставались прерогативой военной и разведывательной индустрии - сегодня в России в технических вузах открылись направления, ориентированные на подготовку специалистов к созданию этих устройств.
В целом, как отметил Владимир Васильев, сегодня вуз должен разрушить одну укорененную, но пагубную привычку образования. Нельзя отказывать студенту в праве на ошибку, да и сам вуз должен признать, что нет ничего фатального в том, что из нескольких казавшихся перспективными направлений развития «выстрелит» всего пара или тройка.
Такой подход, естественно, сближает образование и бизнес. Правда, пока еще остается много вещей, которые их разъединяют. В частности, директор некоммерческого партнерства «Лифт в будущее» Юлия Селюкова отметила, что нередко большую роль играет горизонт планирования: у бизнеса он составляет порядка 2-3 лет, в образовании же эта цифра несколько больше.
Единственно верного решения этой проблемы у участников обсуждения не нашлось. Главное - в попытке догнать и перегнать идущие преобразования не забыть о том, что всегда было и должно сохраниться, - о фундаментальном образовании. Это тот базис, который может позволить студенту захватить и смежные предметные области и развить необходимые компетенции как способность найти решения любого класса новых задач, исходя из имеющихся знаний и навыков.

Период полураспада
На фоне стремительно захватывающего отрасли оцифровывания информации вырисовывается тенденция, которая многим хорошо знакома по фантастическим романам, - в ближайшем будущем на смену человеку, выполняющему нехитрые профессиональные задачи, придут роботы. Правда, речь скорее идет об искусственном интеллекте, так что ужасающая в своих масштабах замена человека машиной нам в ближайшем будущем не грозит. Впрочем, в ряде стран информатизация процессов, связанных с некоторыми руководящими функциями в бизнесе и государственном управлении, привела к высвобождению от 35% до более чем 70% занятых в так называемом рутинном управлении.
Причем, как отметил заместитель генерального директора ОАО «Российская венчурная компания» Евгений Кузнецов, в Великобритании и США эти процессы затронули не такое значительное число рабочей силы, поскольку большая часть населения здесь занята в креативных индустриях, связанных с экономикой знаний.
Нужно сделать так, чтобы Россия тоже могла спокойно оценивать свои трудовые ресурсы и не пугаться объемов высвобождающихся работников, ведь для нас уже вполне привычная реальность - роботизация промышленности, транспорта, финансовой сферы. Главное не пропустить эти изменения и настроиться на их темп.
Посодействовать плавному вхождению в эпоху больших информационных перемен могут вузы, если они уже сейчас, по словам Евгения Кузнецова, будут готовы жить с опережением графика, и пять лет - это, пожалуй, весьма умеренный минимум, ведь, к сожалению, крупные корпорации сегодня уже смотрят на вузы как на отстающих и диплом о высшем образовании не является гарантированным пропуском на хорошую высокооплачиваемую должность...
По словам проректора Российской экономической школы Заремы Касабиевой, это весьма симптоматично: период полураспада знаний (время, в течение которого половина полученных знаний устаревает) в некоторых отраслях составляет на данный момент лишь несколько месяцев.
Впрочем, как отмечает Юлия Селюкова, далеко не все компании готовы отказаться принимать во внимание некогда заветные «корочки», но им все равно приходится доучивать и переучивать недавних выпускников. В российской IT-отрасли на это уходит от 6 месяцев до года, что по большому счету непозволительная роскошь.

P.S. На самом деле совершенно не важно, о чем идет речь - о медицине или финансах... Важно то, что ведущие вузы понимают: прочитать выпускнику набор базовых, узконаправленных дисциплин - провальная стратегия, поэтому врачи будущего должны изучать инженерные науки, а финансисты - работу с большими данными, не говоря уже о том, что каждому полагается владеть и надпрофессиональными знаниями и навыками: здесь и проектная работа, и психология, и коммуникативистика, и иностранные языки. Таким образом, уже сегодня вырисовывается вполне позитивный образ специалиста будущего, и, похоже, это будет по-настоящему ренессансный человек. А поднадоевший миф об интроверте-айтишнике, не умеющем связать двух слов, кажется, понемногу уходит в прошлое. Айтишник будущего будет уметь всё.

Цифра

65% детей, которые в этом году пойдут в первый класс, по окончании вузов будут работать по профессиям будущего. Все, что мы пока знаем об этих профессиях, - примерные формулировки наименований.

Возможности образования и потребности работодателей сегодня порой настолько полярны, что всемирно известные компании начинают принимать на работу, не спрашивая кандидата о наличии диплома...

Внимание, конкурс!

Некоммерческое партнерство «Лифт в будущее» объявляет конкурс: 5 российских вузов, где будут выявлены наиболее качественные формы содействия трудоустройству выпускников инженерных и технических специальностей, получат гранты в размере до 900 тысяч рублей.