Когда наши города еще не были каменными джунглями, на их окраинах было множество улиц с частными домами, окруженными садами. Яблоко в чужом саду всегда было притягательно для уличных сорванцов, и это воровство было довольно распространено, Мишка Квакин вообще считал это за геройство и даже был популярен как литературный персонаж.
Сегодня ловят детей на воровстве все чаще. Детское воровство стало распространенным явлением, но вовсе не популярным, а скорее тревожным. Как же отнестись к своим детям, которых уличили в воровстве? Как поступать с ними - наказывать или же действовать уговорами?
Детские психологи выделяют несколько причин, по которым ребенок решается на воровство. Среди них - отсутствие карманных денег (воруют у родителей), зависть, желание стать лидером в компании, когда его подстрекают на воровство. Вообще это сигнал о каком-то неблагополучии ребенка в семье. Дети крадут в основном не потому, что им нужны деньги или вещь. Часто это крик о помощи. Ребенок отбивается от рук, когда чувствует себя в доме ненужным, одиноким и любым способом пытается обратить на себя внимание родителей. Наказание за кражу нередко приводит к худшему. Но если во взаимоотношениях в семье господствует доверие, если дома говорят с ребенком о его трудностях, проблемы улаживаются.
Сегодня мы поговорим о том, как родители должны относиться к тем фактам, когда ребенок попался на воровстве, как они должны поступать в таких случаях, как и о чем говорить с провинившимся ребенком и что может быть лучше самых проникновенных слов.

Опасный «спорт»

Ольга РЕВУТА, майор полиции, старший инспектор по делам несовершеннолетних УВД по городу Королеву:

- Меня нередко спрашивают, больше ли стало маленьких воришек. Я отвечаю: к сожалению, больше. Скажем, у нас в Королеве это заметно. Увеличилось количество мелких краж, совершенных детьми, с открытием гипермаркета «Глобус». Крадут чаще всего сладости, фрукты, фломастеры. Начинающим 9-10 лет. Если один-два раза удалось и никто не заметил, ребенок будет это делать еще и еще, пока не попадется.
Нередко это становится для кого-то из подростков своего рода спортом. Стащат что-нибудь, а потом хвалятся друг перед другом: вот какие мы ловкие, вот какие мы смелые. Но если уж воришка попался, то, как правило, попадает к нам, в детскую комнату полиции. Приглашаем родителей, беседуем все вместе, обязательно благожелательно, по-доброму, никто ребенка не стыдит, не обзывает вором или жуликом, не грозит тюрьмой. Вместе с родителями мы стараемся вызвать у ребенка чувство раскаяния, сожаления, понимание того, что брать чужое нельзя.
Мы часто бываем в школах, проводим профилактические беседы. Кстати, профилактику нужно начинать еще в раннем возрасте, чтобы ребенок усвоил такие понятия, как «свое», «чужое», «общее». Например, нельзя брать личные вещи брата, сестры, родителей, чужих людей без спроса. Привить неприятие воровства. Если же подросток ворует давно, это уже становится чертой характера. Состоявшегося жулика очень трудно перевоспитать, а порой невозможно.
«Стойких», опытных воришек, а такими могут стать дети с 11 до 18 лет, мы по решению суда направляем в школы закрытого типа. Опытные педагоги, психологи работают с каждым в отдельности. Воспитание там схоже с хорошим семейным. Дети занимаются в кружках, получают первичную профессиональную подготовку.

Чужое и свое

Марина САЗОНОВА, инженер, Москва:

- Наша семья благополучна и хорошо обеспечена. Мы стремимся дать детям хорошее образование, стараемся их хорошо воспитать. Поэтому я думала, что наши дети защищены от таких отрицательных явлений, как зависть, корысть, воровство и т. д. Старшая дочь Наталья выросла именно такой, как мы и ожидали, - доброй, справедливой, заботливой, внимательной к людям, участливой, совестливой.
Такой же, я верю, будет и младшая Соня, ей уже пятнадцать лет, и даже в этом сложном возрасте она не доставляет нам никаких хлопот. Но вот в раннем возрасте она никак не могла усвоить разницу между понятиями «свое» и «чужое», стала присваивать чужие вещи, чего мы долго не замечали. А когда заметили, то обнаружили, что она упорствует и даже говорит неправду, старается нас обмануть.
Первый случай мы, можно сказать, и не заметили. Однажды бабушка, моя мама, отвела шестилетнюю Соню к своей подруге, у которой была внучка такого же возраста. Девочки были знакомы, не раз охотно вместе играли. Забирать Соню из гостей поехал папа. И только дома мы заметили, что у Сони откуда ни возьмись появилась новая игрушка - маленькая забавная обезьянка. «Откуда она у тебя?» - спросила я. Вмешалась бабушка: «Тебе подарили?» «Подарили», - сказала Cоня. На том все и успокоились.
Прошло какое-то время, и мы отдали Соню в детский сад, в старшую подготовительную группу. Как-то она принесла чужую куклу вместо своей. И снова небольшая беседа. «Ты с кем-то поменялась куклами?» - «Да». - «И свою отдала той девочке?» - «Да». Это нормально - дети часто меняются своими игрушками на время, а бывает, и навсегда. В этом нет ничего плохого, тем более что игрушки примерно одинаковые по цене. Но вот появилась еще одна кукла. Потом еще и медвежонок. И опять мы оставались спокойны. Вместо того чтобы поинтересоваться: «А ты что отдала той девочке?», я только подумала, что свои игрушки ей уже надоели.
И вот как-то воспитательница моей дочери отвела меня в сторону и доверительно тихонько сказала: «Мамы жалуются, что у их детей пропадают игрушки, принесенные из дома. Один мальчик видел, как ваша Соня взяла его медвежонка и побежала к выходу, где ее ждал папа».
До сих пор не могу припомнить случая, чтобы мне так же, как тогда, было стыдно и горько услышать такое о моем ребенке.
Вот тогда-то мы и спохватились. Поговорили на этот раз очень доверительно, ласково со своей девочкой о том, что нельзя брать чужое. Я сказала ей, что из-за стыда теперь не могу появиться в детском саду. А дальше мы настояли, чтобы Соня вернула все чужие игрушки, мол, взяла просто поиграть, а нам обещала больше не брать ничего чужого. Мы с ней договорились: если ей понравится то, что есть у другой девочки, мы постараемся ей купить такую же игрушку, а если не найдем, другую, какая ей понравится.
Такой договор между девочкой и нами - мной, папой и бабушкой - выполнялся все годы. Соня выросла нормальным человеком, хорошо учится и ладит с подругами.

Царапина на мобильнике

Ирина ЧИСТЯКОВА, учитель истории и обществознания, Москва:


- Года два-три назад родители учеников из моего класса вдруг начали жаловаться, что из карманов курток их детей пропадают не только деньги, но и мобильные телефоны. Конечно, я попросила взрослых и ребят ничего не оставлять в карманах. И вдруг три мамы буквально накинулись на маму Алеши (она воспитывала сына одна), что якобы это он крадет. Женщина расплакалась. Я как могла ее успокоила. И рассерженных мам урезонила, сказав, что мы не можем бездоказательно кого-то обвинять в каком-либо неблаговидном поступке. Я верила, что Алеша хороший, честный мальчик. И вдруг Алеша заболел. Целую неделю не был в школе. За это время случились еще две пропажи, и стало ясно, что Алеша ни в чем не виноват. «Значит, Алеша ни при чем», - сказала я родителям. Они устыдились и попросили у мамы Алеши прощения.
Карманный воришка неожиданно объявился. Один наш ученик увидел свой мобильный у мальчика, с которым он занимался в футбольной секции. Он узнал телефон по характерной царапине. Стали разбираться. Оказалось, что тот недорого купил его с рук у ученика нашей школы. Им занялась комиссия по делам несовершеннолетних.
Хочу сказать, что с той поры мы регулярно приглашаем для беседы с родителями и детьми психологов, инспектора по делам несовершеннолетних, а еще священника отца Александра, с которым у детей установились доверительные отношения.
А случаи воровства в школе больше не повторялись.

«Финансист» соблазнился

Михаил ЯСНОВ, кандидат психологических наук:

- На свете существует такая вещь, как соблазн. Дети порой не могут устоять перед искушением. Родители нередко сами могут побудить ребенка что-либо взять без спроса, попросту украсть. Вот один из таких примеров.
В семье из четырех человек рос мальчик, назовем его Васей. Хорошо развит, воспитан, к четырем годам научился читать. В школе был примерным учеником. В семье была такая традиция - деньги на мелкие хозяйственные расходы, в том числе и на продукты, хранили в цветочной вазе, которая стояла на столе в гостиной. Обычно кто-то из взрослых, собираясь в магазин, просил Васю: «Принеси мне, пожалуйста, деньги». И мальчик тут же выполнял просьбу. «Ты наш маленький финансист», - говорила ему бабушка.
Напрасно взрослые поручили Васе роль «финансиста». Вася, став школьником, стал потихоньку брать из вазы деньги и для себя - сначала немного, чтобы было незаметно. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды...
Бабушка заметила, что деньги в вазе стали кончаться что-то уж очень быстро, зато у Васи появилась коллекция маленьких машинок. Правда, две первые машинки ему подарили другая бабушка с дедушкой, чем положили начало коллекции. Когда за ними стали появляться другие, родители были уверены, что их тоже подарили бабушка с дедушкой. Но сколько веревочке ни виться, а конец неизбежен. Мама, положив в вазу деньги, обнаружила, что они на другой день исчезли, хотя никаких покупок сделано не было. Она заподозрила неладное. Спросила Васю. Он молчал, глядя в пол. А когда она очень расстроилась, мальчик сознался.
Домашние воришки не такая уж редкость. Я обычно советую родителям: не храните деньги и ценности в легкодоступном месте, чтобы не провоцировать ребенка. Уже в 5-6 лет можно и нужно воспитывать понятие собственности. Нужно помнить: возможность украсть провоцирует.
Но если произошел подобный случай, нельзя проявлять гнев, ярость, называть ребенка вором. Необходимо беседовать с ребенком, разговаривать в дружеском тоне, объяснять, что такое хорошо, что такое плохо, что достойно и что постыдно. И сообща искать выход из возникшей ситуации. Если украдена чужая вещь, ее необходимо вернуть. Именно от реакции родителей зависит, может ли подобное повториться. Это о детях маленьких, лет до 6-8, с ними легче разговаривать. Труднее с подростками. Школьники в 12-16 лет воруют сознательно, или же у них укрепилась эта вредная привычка.
Что становится причиной таких поступков? Ее нужно искать прежде всего в семье, в отношениях родителей друг к другу, к ребенку. Если он живет в атмосфере недоверия, пренебрежения, это наносит большой урон воспитанию. В доброй семье, где царит уважительное, внимательное отношение друг к другу, ребенок ощущает любовь всех членов семьи к себе и видит, как справедливо и уважительно каждый поступает по отношению к другим, он вырастет таким же. Нужно еще в раннем детстве привить детям отвращение к воровству.
Подростки могут красть деньги дома, у других детей, для того чтобы самоутвердиться в глазах сверстников, повысить собственную значимость: «Я крутой». Здесь очевидно психологическое неблагополучие. В этом случае надо обратиться к психологу. Дети начинают красть и в обеспеченных семьях, если у них нет карманных денег. Родители должны это учитывать. И еще: следует научить сына или дочь их тратить, уметь распределять, бережно относиться к ним.
Работая в школе, я проводил тесты с детьми. Вот один из них. Советую его использовать. Он для детей 7-12 лет. «Вот ты пришел в большой магазин игрушек, а там их видимо-невидимо, а продавцов нигде нет. Что ты будешь делать?» Вот такие ответы я получал у младших школьников: «Буду ждать продавца», «Уйду, чтобы прийти в другой раз», «Схвачу что понравилось и убегу». С последними я беседовал, проводил другие тренинги, приглашал родителей, потому что их дети оказались в группе риска.
Можно использовать для разговора литературные произведения, например рассказ Льва Толстого «Косточка».