Свердловская область в этом году стала своеобразным лидером фестиваля: по числу номинаций ее обошли лишь столичные регионы. Екатеринбургский театр оперы и балета был заявлен в 15 номинациях.
Еще до оглашения вердикта жюри спектакль «Сатьяграха» признали событием в музыкальной сфере, способным изменить взгляд на оперу как таковую. Она больше похожа на проповедническую ораторию, чем на спектакль в привычном понимании.
Автор музыки - современный американский композитор Филип Гласс. Массовой публике известны его эксперименты в области рока и саундтреки к кинофильмам, в том числе Андрея Звягинцева. Имя композитора ассоциируется с понятием «музыка повторяющихся структур»: в ее основе постоянно возобновляющиеся ритмомелодические модели, в результате звучание приобретает завораживающий, медитативный характер. Гласс написал несколько опер, но в России они до сих пор не ставились, так как считаются чрезвычайно сложными для исполнения.
Когда Екатеринбургский театр оперы и балета взялся за уникальную постановку, его директор Андрей Шишкин заявил: спектакль не должен ни в чем повторять предыдущие редакции, включая самую успешную - совместную постановку Английской национальной оперы и Метрополитен-оперы. Композитор лично обсудил с дирижером Оливером фон Дохнаньи возможность полного сохранения партитуры, состав оркестра, из которого были удалены излишне «агрессивные» ударные и медные духовые инструменты.
Линейный сюжет в опере отсутствует: лишь череда эпизодов, связанных с жизнью Махатмы Ганди. Тексты представляют собой философские максимы, обладающие психологическим воздействием. Что такое «сатьяграха»? Это упорство в истине. Любовь и истина - две стороны одной медали. Сатьяграха Махатмы Ганди - стратегия ненасильственной борьбы: пассивное сопротивление, гражданское неповиновение. Тема, вновь ставшая чрезвычайно актуальной.
Опера звучит на санскрите. Театр поет на разных языках в прямом и переносном смысле. Зритель легко преодолевает языковой барьер благодаря отлаженной системе титров. Исполнителям куда сложнее, нужно знать язык. Хотя петь приходится лишь в пределах одной октавы, но многократное повторение фрагментов требует большой концентрации, певцы должны четко осознавать, в каком моменте они находятся, в третий или в тринадцатый раз исполняют рисунок музыкального орнамента. Петь нужно абсолютно ровно, без форсирования: именно монотонность способствует глубокому погружению в ткань спектакля, который течет неторопливо, как река Ганг. Исполнитель партии Махатмы Ганди Владимир Чеберяк делится: «Главным для меня было не спеть красиво, а поймать внутреннее состояние, тогда и голос идет».
Музыка Филипа Гласса - как математика для оркестра и хора, требующая филигранной точности. Хор стал полноправным действующим лицом постановки. Его артисты не только поют, они играют, они индивидуальны, они работают на сцене на протяжении всего спектакля, порой спускаясь в зрительный зал, приобщая зрителей к происходящему. Отсюда и премия, абсолютно заслуженная и справедливая.

Екатеринбург