Актуальность: впервые придя в школу, ученики встречаются со многими проблемами. Если они не справятся с этим, то не смогут хорошо учиться и общаться с ребятами, станут постоянно переживать и расстраиваться. Прочитав эту книгу, первоклассники будут знать, что делать в трудных ситуациях, как себя вести. Надеюсь, это поможет им в школьной жизни!
 
Цель: создать книгу для будущих и настоящих первоклассников с полезными советами о том, как преодолеть их основные школьные проблемы.

Задачи:
1. Разработать анкету для опроса учеников 1-го «А» класса.
2. Провести опрос среди учеников 1-го «А» класса.
3. Посчитать данные опроса, сделать выводы.
4. Встретиться с экспертами, чтобы определить способы решения самых популярных проблем.
5. Изучить литературу, касающуюся данных проблем.
6. Изготовить книгу с советами первоклассникам.
7. Предложить ученикам 1-го «А» класса ознакомиться с книгой.
8. Провести социологический опрос «Мнение о книге».
Глава I. Социологический опрос «Самые распространенные проблемы первоклассника»
Для того чтобы определить самые популярные школьные проблемы учеников 1-го «А» класса, мы провели опрос. Была составлена анкета (см. приложение 1). Опрошено 25 человек.
 
Результат социологического опроса
Чаще всего первоклассники страдают из-за того, что их дразнят (14 человек). На следующем месте по популярности находится страх остаться без мамы и боязнь не найти друзей среди одноклассников (10 человек). Чуть менее распространенный страх - что первоклассника не заберут из школы (8 человек). Меньше всего дети боятся учителя (7 человек).
Глава II. Сбор и анализ информации
Встреча с экспертами
Для того чтобы больше узнать о том, как справиться со школьными трудностями, мы обратились к экспертам - школьному психологу Галине Николаевне Козловой и заместителю директора по учебно-воспитательной работе Ирине Александровне  Коршуновой.
Галина Николаевна рассказала, как преодолеть страх остаться без мамы и боязнь, что тебя не заберут из школы. Она помогла понять, что в школе мы в безопасности, здесь все учителя и старшие ученики готовы прийти нам на помощь. А со своими мамами мы в любом случае скоро встретимся, ведь они также ждут встречи с нами.
Даже если родители немного задержались и почему-то не успели забрать ученика сразу после уроков, он всегда может обратиться к педагогам или старшим товарищам, которые помогут связаться с мамой и папой, а также ни в коем случае не оставят первоклассника одного до их прихода.
Мы узнали у Ирины Александровны Коршуновой, с какими проблемами первоклассников она чаще всего сталкивается при работе. Оказалось, довольно часто учиться мешают низкий уровень памяти, внимания, конфликты со сверстниками, боязнь отвечать на уроке.
Еще мы провели классный час «Режим дня первоклассника». Ребята узнали о важности соблюдения режима дня, который поможет ученику меньше утомляться, а значит, быть веселым и здоровым!
Ребята получили ценные советы. Например, оказывается, чем сильнее ты будешь реагировать, тем больше будут дразнить. Поэтому нужно несколько раз постараться игнорировать обидчиков, тогда они увидят, что тебе все равно, и им быстро надоест дразнить просто так. Еще можно спокойно отойти в другое место и заговорить с кем-нибудь - своим другом, если он у тебя есть, или учителем. Тогда ребята вскоре переключат свое внимание на что-то другое.
Ирина Александровна рассказала, что будущим первоклассникам желательно ходить в подготовительную школу. Тогда им будет легче привыкнуть к учителям и урокам, они будут меньше стесняться на уроках.
Еще ребята узнали, что родители обязательно должны рассказывать будущему первокласснику о школе что-то хорошее, а не запугивать, говоря, что у него ничего не получится.

Работа с литературой
Чтобы найти способы решения самых распространенных проблем первоклассников, мы обратились к литературе (см. список использованной литературы). Книга Л.П.Петрановской «Что делать, если...» помогла узнать, как вести себя, если другие ребята обижают, дразнят и бьют.
Из книги И.В.Маниченко «50 исцеляющих сказок от 33 капризов: Сборник терапевтических сказок» я выбрала сказку о зайчике, который не хотел расставаться с мамой.
На сайте о воспитании детей «Адалин» нашла сказки, которые помогают решить школьные проблемы: о зайке, который не мог найти друзей; о малыше, который очень боялся идти в школу; о лесных зверятах, которые учились в одном классе и часто ссорились (две сказки читайте в приложении 2). Все эти советы и материалы мы поместили в книгу, чтобы помочь первоклассникам.

Глава III. Советы для первоклассников
Поговорив с экспертами, изучив литературу и придумав собственные советы, мы составили такой список помощи в решении школьных проблем.

Как быть, если тебе страшно в школе без мамы и ты боишься, что тебя не заберут из школы?
1. Поверь, мама и папа очень любят тебя и тоже очень скучают, когда вы не вместе. Поэтому они с радостью ждут момента, чтобы встретиться с тобой!
2. Теперь в классе у тебя всегда есть старший друг - твой учитель. Если тебе страшно, ты всегда можешь к нему обратиться и попросить о помощи.
3. Возьми в школу небольшую вещь, которая будет напоминать тебе о маме, например, ее фотографию или брелок, который вы купили вместе. Если станет одиноко - посмотри на этот предмет и представь, что мама рядом.
4. Обсуди с родителями, в какое время они приедут, и отметь его на часах. Так ты будешь точно знать, когда вы встретитесь, и перестанешь волноваться.
5. Если родители все-таки задержались и не успели забрать тебя сразу после уроков, ты можешь обратиться к педагогам или старшим товарищам, которые помогут связаться с мамой и папой.
6. Если у тебя есть телефон, позвони маме и убедись, что она уже торопится за тобой.

Как быть, если ты не можешь подружиться с одноклассниками?
1. Совсем не обязательно дружить абсолютно с каждым человеком в классе. Хорошо иметь двух-трех настоящих и верных друзей. А с остальными ребятами вы просто учитесь вместе, достаточно с ними не ссориться.
2. Чтобы тебе было легче знакомиться, можешь дома с мамой и папой составить рассказ о себе: какие мультфильмы ты смотришь, какие книжки читаешь, во что любишь играть. Не бойся и сам задавать вопросы одноклассникам.
3. Если тебе уже понравились какие-то ребята, можно общаться с ними не только в школе. Если разрешат родители, позови их в гости, пригласи погулять или сходить в кино. Так ваша дружба станет еще интереснее!

Как быть, если ты боишься учителя?
1. Вспомни, когда ты знакомился с воспитателем в детском саду или руководителем кружка, наверное, ты тоже чувствовал себя неуютно. Но узнав их поближе, перестал бояться!
2. Спроси у родителей, как правильно обращаться к учителю, когда и как можно задать вопрос. Зная эти правила, ты будешь чувствовать себя увереннее.
3. Не бойся задавать вопросы и рассказывать учителю о себе, ведь он тоже видит тебя в первый раз и хочет познакомиться, стать добрым товарищем.
4. Если учитель строгий, это совсем не значит, что он тебя не любит! Может быть, у него просто громкий голос или он привык так разговаривать.
5. Взрослый человек тоже может нервничать и сердиться. Иногда очень трудно привлечь внимание одновременно многих детей, не повышая голоса. Постарайся слушаться учителя и выполнять то, что он просит. Тогда вы будете отлично ладить!

Как быть, если тебя дразнят?
1. Тебя дразнят не потому, что ты носишь очки, у тебя смешная фамилия или ты полный. Тебя дразнят из-за того, что ты огорчаешься и реагируешь на дразнилки! Ребята хотят привлечь твое внимание и поэтому ведут себя так.
2. Значит, когда ты злишься, кричишь или обзываешься в ответ, то… помогаешь своим обидчикам, потому что делаешь как раз то, что они хотят! Если ты не будешь реагировать, одноклассники увидят, что тебе все равно, и им быстро надоест дразниться просто так! Это довольно трудно, но очень тебе поможет!
3. Попробуй объясниться. Например, спокойно скажи обидчику: «Мне неприятно это слышать. Почему ты хочешь меня обидеть?» Вряд ли он ожидает такой реакции! Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым, на что тот сказал: «Знаешь, мне совсем не хочется с тобой дружить». Это так впечатлило задиру, что он извинился и перестал обзываться.
4. Можно отреагировать как-то необычно. Тот, кто тебя дразнит, только и ждет, когда ты разозлишься или обидишься. А ты сделай то, что он точно от тебя не ожидает!  Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью отлично вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас забавная фамилия, так дразнили и моего прадедушку!»
5. Если тебя дразнят из-за необычной фамилии, поговори об этом с мамой и папой, ведь у них такая же. Была ли у них в детстве такая проблема и как они справлялись с ней?
6. Разве от этого зависит, хороший человек или плохой? Имея необычную фамилию, ты ни капельки не становишься хуже! Можешь так и объяснить ребятам: «Да, у меня такая странная фамилия, но в остальном я абсолютно такой же, как и вы».
7. Может быть, такую же фамилию носили великие люди? Например, у моего соавтора фамилия - Быковский, однажды один мальчик из нашего класса назвал его Быком. Я объяснила ребятам: «Своей фамилией надо гордиться! А у Вани она такая же, как у знаменитого космонавта Валерия Быковского!»

Глава IV. Изготовление книги
Собрав нужную информацию, мы приступили к изготовлению книги с советами.
Нам понадобились:
- декоративные буквы и пуговицы;
- картон;
- клей;
- ткань для лоскутного шитья;
- инструмент для тиснения;
- шнур;
- картинки для оформления страниц книги.
В результате у нас появилась такая книга с советами первокласснику (см. фото).

Глава V. Социологический опрос «Мнение о книге»
Для того чтобы узнать, насколько полезной и интересной оказалась книга, мы провели устный социологический опрос. Было опрошено 29 человек.

Результат опроса
28 ребят считают книгу интересной. Им очень понравилось, они сказали, что было полезно ее прочитать, а некоторые даже сразу попробовали выполнить совет о дразнилках!
Заключение
Цель проекта была достигнута, решены поставленные задачи: мы разработали анкету, провели социологический опрос, проанализировали его данные; встретились с экспертами и изучили литературу, чтобы определить способы решения найденных проблем; изготовили книгу с советами первоклассникам и ознакомили с ней учеников 1-го «А» класса.
В ходе исследовательской части проекта мы определили основные проблемы, которые возникают у первоклассников.
При анализе литературы и встречах с экспертами мы определили разные способы преодоления этих трудностей:
- если тебя дразнят;
- если тебе страшно в школе без мамы и ты боишься, что тебя не заберут из школы;
- если ты не можешь подружиться с одноклассниками;
- если ты боишься учителя.
Изучив литературу, мы подобрали несколько сказок: о зайчике, который не хотел расставаться с мамой; о лесных зверятах, которые учились в одном классе и часто ссорились; о зайке, который не мог найти друзей; о малыше-зайчике, который очень боялся идти в школу.
Собрав нужную информацию, мы изготовили книгу своими руками.  Результат нашего труда мы представили классу. Ребятам очень понравилось!
Надеемся, книга окажется полезной и интересной для будущих первоклассников.
Перспективы проекта: мы хотим увеличить количество изучаемых проблем и найти больше советов; затем сделать много одинаковых книг и в следующем учебном году подарить их ребятам, впервые пришедшим в школу. После этого мы проведем социологический опрос, чтобы лучше понять, насколько полезной оказалась книга.

Список используемой литературы
1. Маниченко И.В. 50 исцеляющих сказок от 33 капризов: Сборник терапевтических сказок. - Челябинск: ООО «Бэби Эксперт», 2008 г.
2. Петрановская Л.В. Что делать, если... - Москва: Аванта+, 2010 г.
3. Дети-изгои: психологическая работа с проблемой. Статьи.  [Электронный ресурс.] - URL: http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_03g.shtml
4. Новости скрапбукинга.  [Электронный ресурс.] - URL: http://scrapnews.net
5. Сайт о воспитании детей «Адалин». [Электронный ресурс]. - URL: http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01d.shtml

Приложение 1
Образец анкеты

Социологический опрос «Самые распространенные проблемы первоклассника»
Дорогие ребята, просим вас отметить в данной анкете те проблемы, которые часто возникают в вашей школьной жизни. Спасибо!

Приложение 2
Сказки для первоклассников
Сказка про расставание с мамой
Жили-были в лесу в маленьком домике папа-заяц, мама-зайчиха и сынишка-зайчишка. Папа-заяц и мама-зайчиха очень любили своего сынишку: они много с ним играли, гуляли, ездили в зоопарк, купаться на море...
К сожалению, не всегда зайчики могли проводить время так, как им хотелось бы. У каждого из них была своя работа.
Папа-заяц работал каждый день на работе, а иногда приносил даже работу домой. Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка в такие вечера уходили на долгие прогулки, а если оставались дома, то вели себя тихо-тихо, как мышки, чтобы не мешать папе.
Сынишка-зайчишка работал в школе учеником. Это очень интересная работа: иногда легкая, веселая, иногда трудная. Очень непросто бывает понять, как сложить яблочки, как прочитать книжку, как слепить филимоновскую игрушку и красиво раскрасить ее или научиться красиво петь песенки, а сколько трудов стоит выучить стихи ко всем праздникам... Зато там много друзей: мальчиков-зайчиков, девочек-белочек - с ними можно играть, меняться игрушками, рассказывать им интересные истории!
Мама-зайчиха обычно сначала приводила сынишку-зайчишку на его работу, а потом убегала на свою. Но так было не всегда, иногда маме-зайчихе приходилось работать очень далеко от дома, и зайчишку тогда на работу отводил папа-заяц.
За день до того, как уехать работать далеко, мама-зайчиха обычно забирала зайчишку из школы пораньше, чтобы провести с ним побольше времени. Они гуляли или заходили в кафе...
- Мама, ты сегодня грустная, - обычно замечал сынишка-зайчишка мамино настроение.
- Да, мальчишка-зайчишка, я сегодня грустная, потому что завтра мне придется уехать на несколько дней. До пятницы вы с папой будете вдвоем, а я буду очень-очень скучать по вас, - печально сказала мама-зайчиха.
Зайчишка погрустнел. Он хотел завтра показать маме свои тетрадки, в которых он писал... Еще зайчишка подумал, что завтра их с папой разбудит будильник, а не ласковые мамины слова: «Мальчишки-кочерыжки, просыпайтесь! Солнышко давно уже встало, и завтрак на столе!»
Зайчишка посмотрел на маму, она сидела совсем печальная. Зайчишка решил ее утешить.
- Мама, мы будем скучать без тебя, но ведь ты совсем ненадолго!
- Да, сынок, ненадолго!
- А давай, мама, мы с папой тебе здесь какой-нибудь сюрприз приготовим, а ты нам с работы тоже сюрприз привезешь?
Мама засмеялась, нежно прижала к себе зайчишку, поцеловала в макушку и сказала:
- Договорились, солнышко!
Мама-зайчиха и сынишка-зайчишка посидели еще минутку, обнявшись, а потом пошли домой, держась за руки и улыбаясь. Они больше не были грустными.

Сказка про Зайку и его одноклассников
Жил-был Зайка. Зимой менял шубку с серой на белую, любил морковку и прыгать до потолка.
Хорошо ему жилось, весело, вот только одно в жизни мешало - школа. Да и в школу малыш сходить не прочь, вот только Зайку поведение подводило. Да, именно так говорила мама-зайчиха, папа-заяц и остальные зайцы-родственники.
Зайка им, конечно, верил, однако был другого мнения.
- На самом деле, - думал малыш, - я совсем не виноват. Виноваты мои одноклассники. Дерутся, царапаются. Волчонок ни за что меня вчера пихнул, а белочка нажаловалась учительнице. За что? Подумаешь, я ее обозвал. Вовсе не обидно обозвал.
Так сложилось, что у Зайки совсем не было друзей среди одноклассников. Дружить было не так-то просто. Как-то раз мама сказала, что дружба - это большая работа. А Зайка ответил, что работать вовсе не собирается.
- Значит, у тебя совсем не будет друзей, - вздохнула зайчиха.
Внезапно всё вокруг Зайки закружилось, завертелось. Вспыхнул яркий свет, такой, что Зайка даже зажмурился. Когда малыш открыл глаза, оказалось, что он очутился в лесной чаще. Зайка огляделся и увидел на высоком дубе большого филина - очень старого и мудрого.
- Здравствуй, малыш. Ты попал сюда не случайно. Я слышал, что у тебя не получается дружить?
- Вовсе не правда, - возмутился Зайка, - я с ними дружить не собираюсь! Не нужны мне такие друзья!
- Да? - удивился филин. - А что же ты делал, чтобы суметь подружиться с одноклассниками?
- Зачем мне это? Толкну, пну разок, вот и вся дружба! - усмехнулся Зайка.
Филин сверкнул глазами и громко произнес:
- Чики-брики-туки-бамс! Теперь ребята станут относиться к тебе так, как ты к ним!
Взмахнул филин крыльями и взмыл ввысь.
А Зайка побрел домой. Долго ли, коротко ли шел он, но вскоре увидел свою норку.
Зайка не сразу понял, что с ним произошло. А вот с утра стали твориться странные вещи. Одноклассники вовсе невзлюбили малыша. Он к волчонку - а тот его толкает, он к лисенку, а тот обзывается. Совсем житья от одноклассников никакого не стало. Мама лишь вздыхала:
- Опять у тебя все виноваты?..
Наш Зайка был умным и вскоре понял, что так жить невозможно.
- Что же делать?
Думал-гадал Зайка, и вдруг его осенило:
- Мудрый филин сказал, что ребята будут относиться ко мне, как я к ним. Так неужели я веду себя именно так?!
Вдруг Зайка запнулся на полуслове и густо покраснел.
- Раз мама говорит, что я уже взрослый, завтра попробую все изменить!
На следующий день Зайка вошел в класс и со всеми поздоровался, он улыбнулся белочке и похвалил ее прическу. Белочка сказала в ответ доброе слово. Это оказалось очень приятно. Весь день Зайка был вежлив с одноклассниками и, как ни странно, ни с кем в этот день не подрался. Вечером малыш пришел со школы уставший, как никогда, и очень-очень счастливый.
- Мама, я, кажется, понял, почему дружба - это работа!
Мама-зайчиха крепко обняла сына и сказала:
- Я тобой горжусь!
С тех самых пор Зайка и его отношения с одноклассниками очень изменились. Зайка старался не грубить, не обижать ребят, и они отвечали тем же. Малыш усвоил урок мудрого филина: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

​Наталия ПИВОВАРОВА, победитель XI Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова», учитель начальных классов гимназии №3 Центрального района Волгограда