Вариативность не пугало
Пленарное заседание, которое прошло 26 мая в Колонном зале Дома союзов, открыл патриарх. Его Святейшество отметил, что ознакомился с ЕГЭ еще в Финляндии 30 лет назад и что полный отказ от ЕГЭ был бы неверным шагом.
- В этой хорошей идее есть нечто, на что нужно непременно обратить внимание, чтобы скорректировать ее в лучшую сторону, потому что в сегодняшнем состоянии ЕГЭ вызывает большое нарекание и у родителей, и у детей, и у педагогов. Важно также, чтобы в ЕГЭ, который бы не служил единственной методикой определения знаний, добавили устный компонент, - подчеркнул патриарх.
Его Святейшество постоянно импровизировал, отходя от текста своего выступления.
- Почему латинское слово «тенденция» заменило у нас английское «тренд», объясните мне, образованные люди, - обратился он к залу. - Для меня это плохой признак. Вот почему я не стал вычеркивать из текста слово «тренд», желая выразить свое мнение по поводу часто совершенно нелогичного, неоправданного использования иностранных, прежде всего английских, слов в нашем современном русском языке.
Патриарх особое внимание обратил на подготовку педагогического состава гуманитариев:
- Нельзя, чтобы в педагогические вузы поступали по остаточному принципу: не поступил в элитный университет, куда идти? В педагогический! Педагогические вузы должны стать интеллектуальными и культурными центрами нашей страны, а престиж педагогов должен быть сравним с престижем ученых, космонавтов, спортсменов. Вот в таком случае способные люди пойдут в учителя, и именно они сформируют новое поколение, даже если не все будет благополучно с программами и методичками. Потому что талантливый педагог может передавать мощный эмоциональный, духовный, интеллектуальный сигнал поверх бюрократической документации.
Его Святейшество предложил также делегатам съезда задуматься о школьных и вузовских программах, в том числе и о вариативности.
- Не нужно бояться слова «вариативность», - призвал патриарх. - Некоторые шарахаются от него, как от пугала. Но ведь весь вопрос в том, из чего выбирать.
 По мнению патриарха Кирилла, необходимо выбирать между самыми лучшими произведениями автора, а не между разными авторами. Патриарх убежден - необходимо обсуждение и принятие так называемого золотого канона - набора текстов, которые в обязательном порядке следует изучать в средней школе.
- Без этого мы просто не будем способны формировать у детей целостное восприятие русской литературы, - считает патриарх.
После выступления президента РАО Людмилы Алексеевны Вербицкой патриарх Кирилл заметил, что на съезд подъедет Владимир Владимирович Путин, и поинтересовался у кого-то невидимого в зале: «Когда он подъедет? Я понимаю, что это государственная тайна, но все же...»
Зал промолчал. Лица сотрудников Федеральной службы охраны напряглись. Из-за сцены появился человек в черном. Подошел к Его Святейшеству, что-то шепнул на ухо. Патриарх Кирилл улыбнулся: «У нас время еще есть» - и предоставил слово спикеру Госдумы Сергею Нарышкину, а затем и министру образования и науки Дмитрию Ливанову.
Дмитрий Викторович рассказал об увеличении часов на изучение русского языка и литературы, о выделении их в отдельную область, а также о том, что устная часть уже есть в ряде экзаменов. Так, в соответствии с базовым учебным планом 2004 года объем часов на изучение русского языка и литературы составлял 2547 часов на всех уровнях образования, а в соответствии с ФГОС - 2658 часов.
Надо сказать, независимая оценка качества показала, что результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе в 2015 году выросли в среднем на 4 балла по сравнению с 2014 годом. Так, в прошлом году средний балл по русскому языку составил 65,8, а по русской литературе - 57,4. По данным международного исследования качества чтения и понимания(PIRLS), результаты российских школьников показывают устойчивую положительную динамику: и в 2006, и в 2011 годах российские учащиеся показали самые лучшие результаты среди 35 стран.
Глава Минобрнауки  вспомнил, что в советское время преподавания русского языка в старшей школе не было. И тут в зале раздался возмущенный гул. Президент РАО Людмила Вербицкая поправила Ливанова - русский язык в советской школе изучался вплоть до выпускных экзаменов. Дмитрий Викторович стоял на своем: «Я оканчивал школу в 1984 году, и русского языка в старших классах не было». Оказалось, что каждый по-своему прав - патриарх и Людмила Вербицкая, оканчивавшие школу раньше, изучали русский язык вплоть до выпуска, а в 80-е годы, когда получил аттестат зрелости министр, русского языка в 9-м и 10-м классах уже не было. В общем, зал гудел зря...
К патриарху Кириллу снова подошел человек в черном. Его Святейшество сообщил залу: «Владимир Владимирович выехал из Кремля. До Колонного зала ехать три минуты. Так что, Дмитрий Викторович... И нам с Людмилой Алексеевной нужно еще полминуты, чтобы встретить президента».
Ливанов спокойно закончил свою речь, успев сказать напоследок, что в регионы направлены списки рекомендуемых художественных произведений, в том числе и перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации.
...Кстати, в программе пленарного заседания перерыв не значился. Но Его Святейшество после второго часа работы вдруг объявил: «Если мы говорим о ценности человеческой жизни, то должны объявить перерыв. На двадцать минут».

Вопрос национальной безопасности страны
Появление президента вызвало бурные аплодисменты зала.
- Вопросы русского языка и литературы мы обсуждаем не впервые, и они заслуживают, может быть, и большего внимания. Потому что речь идет о сохранении ни больше ни меньше национальной идентичности. Как преемник Общества любителей российской словесности, созданного в 1811 году, Общество русской словесности призвано объединить профессионалов и экспертов, учителей и родителей, деятелей культуры, стать площадкой для выработки консолидированных подходов по вопросам продвижения русского языка, популяризации отечественной культуры и, конечно, решения проблем филологического образования, - подчеркнул Владимир Владимирович.
Примечательно, что Путин вспомнил слова Александра Ивановича Куприна о том, что «русский язык - история народа». Его «изучение и сбережение не праздное занятие от нечего делать, но насущная необходимость».
- Это очень глубокое и справедливое утверждение, - отметил президент.
По мнению Путина, Общество русской словесности должно стать одним «из ключевых участников реализации государственной культурной политики, основы которой были утверждены в 2014 году».
- В этой работе вы можете рассчитывать на самую серьезную поддержку со стороны государства, - пообещал президент. Отметив особую роль Общества русской словесности, Владимир Владимирович порекомендовал при этом обратиться «и к лучшим мировым традициям, к лучшей мировой практике, учесть опыт коллег из Королевского литературного общества Великобритании, Итальянского института культуры и испанского Института Сервантеса, немецкого Института Гете и китайского Института Конфуция».
Людмила Вербицкая, президент РАО и президент Российского общества преподавателей литературы, отметила, что существование двух советов по русскому языку - при Правительстве РФ и при Президенте РФ, создание Общества русской словесности было необходимо, для того чтобы наконец-то появилась «дискуссионная арена для обсуждения проблем и принятия компетентных решений». Выступая на съезде, Людмила Алексеевна поддержала ЕГЭ, заявив, что единый госэкзамен позволил абитуриентам со всей страны поступать в ведущие учебные заведения:
- В Санкт-Петербургском университете на филологическом факультете сейчас более 60 процентов иногородних, я читаю там лекции и вижу, какие это талантливые и яркие ребята.
По словам Вербицкой, нужно вводить уже со следующего года устный компонент в госэкзамен. СПбГУ уже подготовил свои предложения о внесении устной части в экзамен по русскому языку.

Назад в СССР
Примечательно, что съезд начался с работы секций в Ломоносовском корпусе Московского государственного университета, их было восемь: «Общество русской словесности - миссия и ответственность перед российским обществом», «Русский язык и литература в школе», «Профессиональные объединения русистов в жизни общества», «Роль родителей, родительских сообществ и общественных организаций в сохранении русского языка», «Культура и искусство как проводники и хранители русской словесности», «Фундаментальные исследования в области русского языка», «Дополнительное образование: проблемы, достижения. Перспектива развития», «Преподавание русского языка и литературы в вузах как стратегический приоритет образовательной политики в многонациональном государстве». Работа каждой из секций была по-своему интересна и важна. Но самые бурные страсти кипели, как оказалось, на секции, посвященной преподаванию русского языка и литературы в школе. Модератор секции - абсолютный победитель конкурса «Учитель года России -2012», директор гимназии №1520 имени Капцовых Вита Кириченко при подведении итогов отметила, что участники секции предложили отложить одобрение примерной образовательной программы для старшей школы в связи с необходимостью ее доработки. Кроме того, Вита Викторовна обратилась к Министерству образования и науки с просьбой взять под свой контроль целесообразность сбора данных от учителей различными организациями. Всеобщую поддержку получила идея участников этой секции организовать съезд учителей-словесников в 2017 году.
Не менее бурное обсуждение проходило и на секции «Роль родителей, родительских сообществ и общественных организаций в сохранении русского языка», которую модерировал председатель Координационного совета общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация поддержки семьи и защиты традиций» Алексей Гусев. Как рассказал Алексей Владимирович, ассоциация провела массовый опрос среди родителей, в результате которого выяснилось, что 81 процент опрошенных не устраивает уровень преподавания русского языка и литературы в школе, 72 процента прибегают к дополнительным занятиям, претензии к учебникам высказывают более 80 процентов. По общему мнению родителей, необходима экспертиза учебников на трех уровнях: академическом, педагогическом и общественном.
- Чего только не встретишь в списках книг, которые проходят дети младших классов разных школ, вместо того чтобы изучать добрую классическую литературу! Тут и «Убийство на улице Морг» Эдгара По, и анонимный дневник 15-летней наркоманки «Синяя трава», и многочисленные вариации на темы орков и гоблинов. Родители бьют тревогу - нужны срочные меры, - обратился к участникам секции Алексей Гусев.
- Положение крайне тревожное, и нас не слышат. Мнение родительской общественности игнорируется в образовательной политике, сейчас нужен механизм связи общественности, педагогов и министерства, - считает Надежда Илюхина, заведующая кафедрой русского языка Самарского университета, доктор филологических наук.
Еще одна проблема, которую высказывали на этой секции, - необходимость просвещения родителей. Так, Елена Герасимова, заведующая Пермским краевым центром детского чтения, отметила, что папам и мамам просто не хватает времени для семейного чтения. А ведь именно оно гарант сохранения русского языка, нашей национальной языковой культуры. Кроме того, большая проблема - плохая информированность родителей о современной литературе. Елену Герасимову поддержала профессор кафедры начального школьного образования Северо-Восточного университета Татьяна Баринова. Она отметила, что «родители, выросшие в 90-е годы, зачастую сами плохо воспитаны, кое-как, мало и плохо читают»... Любопытно, что многие родители высказывались за возврат к той школьной программе по русскому языку и литературе, которая была в советское время, отмечая явные преимущества советского образования.
О том, какие произведения должны изучаться в школе, спорили и писатели. Так, Юрий Поляков убежден, что подбор книг для изучения в школе - это далеко не второстепенная проблема:
- Этот выбор может быть разрушительным для нашего общества, а может стать укрепляющим, воспитывающим новые поколения в лучших традициях нашего народа.
...В завершение съезда участники пленарного заседания утвердили состав президиума Общества русской словесности. Педагоги, с которыми удалось пообщаться после съезда, посетовали, что мало времени было для живых дискуссий, ведь тема, что называется, затронула всех словесников за живое, но, к сожалению, у многих просто не было возможности высказать свое мнение.