Традиционное преподавание предметов естественно-научного цикла не формирует у учеников целостной научной картины мира. В современном обществе в условиях постоянного обновления и расширения информационного поля учитель должен не просто передавать знания, формировать компетентности, универсальные способы деятельности, которые в дальнейшем обеспечат успешность личностного роста учащихся. Преподаватель должен школьников научить учиться. Поэтому основой системы организации современного обучения является междисциплинарность обучения - конвергентное образование.
В связи с этим нам, педагогам, необходимо поставить новые цели обучения. Для учителя это непросто, так как сам процесс, хотя и представляется увлекательным, все-таки требует от каждого из нас повседневной кропотливой работы, систематического самообразования.
Для реализации конвергентного образования на уроках и во внеурочной деятельности учащихся был разработан Курчатовский проект, инициаторами и идеологами которого явились Департамент образования Москвы и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт». Участниками проекта стали 37 московских школ, в том числе и наша гимназия №1748 «Вертикаль», которая идет в ногу со временем, успешно внедряет новейшие технологии. Об этом свидетельствуют образовательные результаты 2014-2015 учебного года, позволившие гимназии войти в Топ лучших московских школ. Итоги Всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 года также высоки: 10 призеров и победителей регионального этапа по литературе, истории, праву, обществознанию, экологии, МХК, ОБЖ.
В рамках проекта наша гимназия была оснащена современным учебным и лабораторным оборудованием, благодаря которому с учащимися первых классов в рамках Курчатовского проекта проводятся занятия «Мои первые научные исследования». Первоклашки были в восторге, когда на одном из занятий на их глазах раствор чернил при добавлении активированного угля посветлел. Проведенные эксперименты позволили ребятам убедиться в необычных свойствах обычных веществ, предметов, явлений, их взаимодействии между собой. Но самое главное то, что они смогли на практике понять причины происходящего. На другом занятии в опытах с сырым яйцом, пресной и соленой водой учащиеся узнали, почему в море плавать легче, чем в реке. Такие опыты расширяют представления младших школьников о мире, способствуют их интеллектуальному и творческому развитию.
Младший школьный возраст является начальным этапом проектной деятельности, фундаментом для дальнейшего ее развития. В этом учебном году учащиеся 1-го класса участвовали в городском конкурсе проектов по ресурсосбережению в рамках экологического фестиваля «Бережем планету вместе» с исследованием «Вода - наша спутница всегда». Своей проектной работой юные исследователи привлекли внимание сверстников к экономному использованию воды.
Очень важно, начиная с младшего школьного возраста, воспитывать бережное отношение к окружающей среде, природным ресурсам, животному и растительному миру. Так, ученики 2-го класса в этом году принимают активное участие в конкурсе проектных работ «Юные экологи Москвы» с исследованием «Мой любимый парк «Лосиный остров». Активно сотрудничая с работниками национального парка, ребята помогают своим участием решать проблемы, существующие на охраняемых природных территориях. Участвуя в акции «Покорми птиц!», учащиеся делают кормушки, распространяют социальную рекламу о правилах поведения отдыхающих в городской лесопарковой зоне.
Так как одной из важнейших задач современной школы является воспитание экологической культуры подрастающего поколения, в гимназии в начальной школе проводится практическое изучение природной среды. Например, исследовательская работа во 2-м классе «Почва как среда жизни» позволяет ребятам освоить доступные способы изучения почвы, выявить ее основные свойства.
Включаясь в научно-исследовательскую деятельность, учащиеся младших классов анализируют информацию, прогнозируют результаты, самостоятельно делают выводы. Так как ребята ощущают себя настоящими первооткрывателями, повышается их познавательный интерес к обучению. Это очень важно, потому что задача учителя состоит не в том, чтобы учащиеся получили готовые знания: ребята должны эти знания получить в ходе исследования.
В этом учебном году в нашей гимназии «Вертикаль» для учащихся 5-х классов организована работа факультатива по биологии «Мир Левенгука». На занятиях ребята с большим интересом с помощью микроскопа изучают клетки овощей и фруктов, строение и активное перемещение простейших организмов, проводят опыты по выращиванию плесневых и дрожжевых грибов и изучают условия их развития, совершенствуют навыки практической работы с микроскопами и цифровой техникой, учатся находить сходства и различия в строении клеток, знакомятся с некоторыми процессами их жизнедеятельности, готовят микропрепараты. Это развивает не только предметные, но и метапредметные компетенции. При этом меняются взаимоотношения учителя и учащихся: педагог, наблюдая за работой ребят, оказывает им помощь, корректирует их деятельность в соответствии с поставленными задачами.
На одно из таких практических занятий были приглашены родители учащихся. Пятиклассники ознакомились с животными тканями и самостоятельно приготовили микропрепараты покровной ткани слизистой оболочки рта. Став активными участниками образовательного процесса, где в роли консультантов выступали их дети, родители, переполненные эмоциями, говорили: «Просто восторг! Замечательный эксперимент мы провели с нашими детьми. Жаль, что нас так не учили!»
Все большее внимание в школьном курсе биологии уделяется проблемам охраны и поддержания здоровья человека. Факультативный курс для 8-го класса «Физиология человека», проводимый в рамках Курчатовского проекта, позволяет ознакомить подростков с современными методами антропометрических и физиологических исследований, с закономерностями работы человеческого организма. Используя датчики и программное обеспечение цифровой лаборатории «Физиология», предоставленные Курчатовским проектом, учащиеся могут регистрировать основные физиологические показатели своего организма: частоту сердечных сокращений, кровяное давление, частоту и глубину дыхания, жизненную емкость легких, реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем на физическую нагрузку. Полученные экспериментальные данные, возможно, станут основой для составления программы развития и оздоровления их собственного организма.
В нашей гимназии в целях расширения представлений учащихся о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека старшеклассникам предложен факультативный курс «Микробиология», основанный на интеграции предметов естественно-научного цикла: биологии, химии, физики, экологии. Гимназия «Вертикаль» оснащена современным оборудованием для проведения практических занятий по микробиологии, на которых учащиеся знакомятся с методами исследования микромира: изучают методику приготовления питательных сред для выращивания бактерий и грибков, осваивают условия стерилизации, приготовление микропрепаратов. В результате такой работы у подростков расширяется биологический кругозор, развиваются познавательный интерес и творческие способности.
На занятиях элективного курса по молекулярной биологии ученики 10-го класса открыли для себя уникальное и загадочное соединение - ДНК, ознакомились с простейшими методами биотехнологии на примере выделения из растительного сырья молекулы нуклеиновой кислоты. Экспериментальным путем, используя оборудование Курчатовской лаборатории, ребята получили ДНК мандарина, розы, винограда, томата.
Кроме факультативных курсов по биологии, рассчитанных на разные возрастные категории, научная среда гимназии включает в себя учебно-исследовательскую и проектную деятельность по всем предметам естественно-научного цикла.
В рамках проекта «Пригласи ученого» для старшеклассников в гимназии организован постоянный лекторий с привлечением ведущих ученых МГУ, преподавателей НИУ ВШЭ. Целью такого сотрудничества является ознакомление учащихся в интересной и доступной форме с новейшими научными экспериментами и междисциплинарными исследованиями. В результате гимназия становится площадкой для апробирования новых форм работы по вовлечению учащихся в олимпиадные состязания и поступлению в престижные вузы страны.
Таким образом, одним из путей модернизации современной школы является развитие и совершенствование естественно-научного образования учащихся путем формирования междисциплинарной научной среды на уроках и во внеурочной деятельности. Благодаря реализации Курчатовского проекта в нашей гимназии «Вертикаль» у учащихся формируется важное условие развития личности - самостоятельность мышления, что является неотъемлемой составляющей конвергентного образования.

Елена НОСОВА, учитель биологии гимназии №1748 «Вертикаль», кандидат педагогических наук