Грандиозные перемены, происходящие в российском образовании в последнее десятилетие, уже не являются чем-то непонятным и пугающим, как это было в самом начале при введении единого государственного экзамена. Ушли в прошлое подпольные схемы поступления в престижные вузы, наконец-то талантливые, а самое главное, усердные дети могут с легкостью поступить в вуз своей мечты, даже если они из самых отдаленных уголков нашей огромной страны.
А какому же родителю не хочется, чтобы его ребенок как можно раньше определился с выбором будущей сферы деятельности и будущим вузом? А если этот вуз еще дает и льготы при поступлении в виде дополнительных баллов за олимпиады, скидки на оплату за обучение, организует курсы по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам, профильные летние школы, не беря плату за обучение? «Мечта», - скажете вы. «Реальность», - ответим мы.
Вот уже больше года гимназия №1748 «Вертикаль» служит базовой школой Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Университет уделяет огромное внимание школам, тесному сотрудничеству, все больше помогая не только в поиске талантливых детей, но и в их поддержке, содействии их развитию и профессиональному самоопределению, а также повышению компетенций учителей в работе с одаренными школьниками.
В прошлом году старшеклассники нашей гимназии имели возможность бесплатно заниматься в интернет-школе НИУ ВШЭ и готовиться к экзаменам и олимпиадам, решая нестандартные задачи повышенного уровня сложности. Поэтому значительно увеличилось количество учащихся, принимавших участие в олимпиаде «Высшая проба», которая дает много льгот поступающим. Один из учащихся нашей гимназии прошел жесткий отбор в летнюю многопрофильную школу, в которую попали всего лишь 80 ребят из России и стран СНГ. Каждый год самые достойные выпускники нашей гимназии поступают на факультеты НИУ ВШЭ. Среди них победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников регионального и заключительного этапов. На примере деятельности НИУ ВШЭ мы видим, что с каждым годом вуз становится все ближе школьникам.
В этом году мы были вовлечены в два замечательных и неординарных проекта - «Пригласи ученого» и «Посланники науки». Необычность их состоит в том, что теперь вуз сам приходит в школу и, принося новые знания, мотивирует учащихся на занятие научной деятельностью, открывает им новые горизонты.
В декабре прошлого года в рамках сотрудничества с университетом и проекта «Пригласи ученого» состоялась лекция д. и. н., профессора департамента международных отношений факультета мировой политики и мировой экономики НИУ ВШЭ, заведующего Азиатско-Тихоокеанским сектором Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Евгения Канаева на тему «Российская политика в Восточной Азии: приоритеты, направления, результаты», в ходе которой был дан качественный анализ отношений России со странами Восточной Азии, раскрыта многогранность политики России в отношении площадок многостороннего диалога, были освещены перспективы российской политики в Восточной Азии в контексте нарастания конфликтности на глобальном уровне. Старшеклассники профильных групп проявили большую заинтересованность данной темой, получили ответы на волнующие вопросы. Проект «Пригласи ученого» позволяет учащимся получить знания на более высоком уровне и применить их на олимпиадах и выпускных экзаменах, расширить свой кругозор и подготовить себя к обучению в вузе.
Новый проект НИУ ВШЭ «Посланники науки» - это возможность не только получить знания, но и пообщаться со студентами в неформальной обстановке, узнать об особенностях обучения в Высшей школе экономики. Участие в проекте бесплатно и для школьников, и для студентов.
В апреле этого года в нашей гимназии состоялась встреча молодых ученых-магистрантов из НИУ «Высшая школа экономики» со старшеклассниками первого, четвертого и пятого корпусов гимназии. Как объяснила нам самый активный участник этого проекта студентка магистратуры НИУ ВШЭ Анна Киселева, цель проекта проста и благородна. Она заключается в том, что студенты разных специальностей выступают перед старшеклассниками и показывают разнообразие исследовательской деятельности, борются со стереотипами об ученых, привлекают внимание к академической деятельности, к интеллектуальным состязаниям, которые проводит Высшая школа экономики для школьников, просто показывают достойный пример и мотивируют ребят на получение высшего образования.
Проектной деятельности в современной школе придается большое значение и уделяется достаточное внимание, что соответствует новым ФГОС. Предпрофильное и профильное образование гимназии позволяет выйти учащимся на более высокий уровень, защищая свои исследования и проектные работы на научных конференциях различного уровня. Поэтому старшеклассникам необходимы такие встречи, которые акцентируют внимание на уже имеющемся опыте и мотивируют их на занятие исследовательской деятельностью в разных областях научных знаний.
Нетривиальные темы исследований, неожиданные названия - все это заинтересовывает школьников с первых же минут общения: «Из истории раннего кино», «Монополия: всегда плохо?», «Новый урбанизм», «Что мы знаем о Востоке?», «Социология мафии». После презентации своих проектов молодые ученые отвечали на вопросы, делились своими дальнейшими планами.
По окончании встречи молодые ученые НИУ ВШЭ отметили высокую заинтересованность старшеклассников, неподдельный интерес к темам проектов, глубокие, содержательные ответы некоторых учащихся и, конечно же, их намерение продолжить свое обучение после окончания школы в представленном вузе.
- Мне понравилось, что Григорий рассказывал с душой, - сказала Мария К. из 9-го «Б» класса, - и было видно, что он увлечен своим делом. Мне безумно понравился тот момент, когда он рассказывал про живопись. Благодаря нестандартной подаче материала хорошо прослеживался плавный переход от полотен импрессионистов к первым съемочным картинкам.
- Социология как часть обществознания, - добавила одиннадцатиклассница Вероника Г., - всегда считалась довольно скучной наукой, но сегодня я была потрясена, насколько много можно узнать интересного, занимаясь ею всерьез. Оригинальная тема сначала шокировала, а потом увлекла, потому что разные социальные группы должны быть тщательно изучены. Понравилась дискуссия, было много интересных моментов, спасибо Борису за такой проект. Пригодится на экзамене.
Обращая внимание на талантливых, увлеченных детей, современная школа, уходящая от привычных уроков, стремится дать развитие любым проявлениям детской одаренности, привлекая к этому процессу не менее талантливых и профессиональных педагогов не только среднего, но и высшего образования, а также увлеченных своими исследованиями молодых ученых, придавая тем самым новый вектор сотрудничеству школы и вуза.

Ирина ЛУДАНИНА, куратор базовой школы, руководитель методического объединения учителей иностранных языков гимназии №1748 «Вертикаль»