Д​ля окружающих это символ семейственности, как его понимали наши предки, для самих себя - это образец сплоченности. В большой семье невозможно оставаться бездельником, здесь все с детства учатся трудиться на благо ближнего, все знают, что у человека есть не только права, но и обязанности. Дети, у которых много братьев и сестер, знают, что надо делиться и помогать, и растут в уверенности, что и им помогут, когда потребуется. Воспитанные в труде, они становятся поддержкой и опорой родителям в старости, и не потому что их к этому кто-то принуждает, а по велению своего сердца.
Только так взращивается умение старших детей заботиться о младших, помогать родителям в этих заботах, сочувствовать, сострадать, идти на самопожертвование. В такой семье не может быть эгоистов, здесь сама среда воспитывает отзывчивость и самостоятельность. Эта детская общность маленьких родных человечков учится сглаживать углы, гасить конфликты, учится открытости и общительности, пропитывается мыслью, что есть не только свое, но и общее.
Такие дети не испытывают одиночества, поскольку растут среди других детей, днем и ночью слыша дыхание друг друга. У них больше подвижных игр и совместного труда, ведь и квартиру убрать, и пельменей налепить вместе веселее. А когда детям веселее, то и родителям радостнее.
Это удивительно, но в многодетной семье развиваются и сами родители. Необходимость поднимать, растить разнохарактерных детей заставляет их внимательнее всматриваться в каждого, подмечать мельчайшие особенности самих детей и их межличностных отношений. Да, это большая ответственность, особенно главы семейства, это тяжелая ноша, но и счастливая тоже. Это ощущение не зря прожитой жизни, уверенность в том, что род будет продолжен достойно и надолго.
Задумывался ли директор школы, сколько у него многодетных семей? Что он думает о них: идеализирует ли их, удивляется ли смелости родителей, сочувствует ли их проблемам? Знает ли он, как помочь им? Ведь у каждой семьи своя история. Часто многодетность сопровождается материальным неблагополучием, чрезмерной, доходящей до перманентного стресса загруженностью родителей, нехваткой общения вне пределов семьи. Такой простой пример: назначено родительское собрание, мама осталась дома с грудничком, папа пришел в школу, а дети-то в трех разных параллелях. И куда ему идти? Разорваться? Сколько руководителей школ задумались над этим вопросом и решили его?
Вникая во все эти проблемы, я поняла, что многодетная семья - это особый мир, особые отношения, особые потребности. Она нуждается в отдельном подходе, пристальном внимании, индивидуальной работе со стороны государства и образовательных организаций. Этот мир очень разный. Есть дружные и сплоченные семьи, есть бедные и неустроенные. И всем нужна поддержка, причем не только со стороны социальных служб, но и со стороны того общественного института, где дети проводят большую часть своей жизни, - со стороны школы, гимназии.

А много ли их - многодетных?
На первый взгляд кажется, что многодетных семей не так много. Анализ школьных журналов еще совсем недавно показывал довольно скромный процент детей, имеющих по несколько братьев и сестер. Но в последние годы ситуация переменилась.
На сегодняшний день в Москве проживают 111864 семьи с тремя и более детьми, 12558 из них - в Восточном административном округе. Во вверенной мне образовательной организации, гимназии №1748 «Вертикаль», обучаются и воспитываются 443 ребенка из 240 многодетных семей, иными словами, каждый седьмой ребенок заставляет взглянуть на себя по-особому.
Десятая часть многодетных семей в нашей гимназии растит четверых детей, в пяти семьях подрастает пятеро, в трех семьях - шестеро, а одна семья решилась на семерых детей.
Демографическую ситуацию в стране помогают решать и сотрудники гимназии. Шестнадцать из них в общей сложности воспитывают 53 ребенка.
Я думаю, что тенденция к увеличению числа детей наметилась не только и не столько благодаря материнскому капиталу, хотя и это подспорье крайне нужно для родителей. Но гораздо важнее то, что в обществе потихоньку складывается устойчиво позитивное, уважительное отношение к многодетности, а государство вкладывает ресурсы в поддержание этого статуса. Однако и общество, и государство должны понимать, что у него появляются некие обязательства перед такими семьями, поскольку сами по себе они социально не защищены и выжить в одиночку им крайне сложно.
Опыт работы
Московское правительство много делает для многодетных семей, их поддержка прописана на законодательном уровне. Например, закон о социальной поддержке семей с детьми в городе Москве гарантирует единовременные, ежемесячные и ежегодные денежные выплаты, натуральную помощь, организацию социального обслуживания людям, решающимся на важный шаг - рождение ребенка. Все время появляются новые регламенты, правила и изменения в них, призванные облегчить жизнь многодетных семей.
Но это не значит, что все нуждающиеся в упомянутых документах владеют информацией о них или, например, владеют навыками обращения с электронным документооборотом. Вот и получается, что семья живет своей жизнью, а законы для нее существуют будто в параллельном мире. И кто как не образовательная организация должна взять на себя миссию ознакомления многодетных родителей со всем спектром помощи, которая им предназначена?
Гимназия в лице классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов и прежде всего директора должна знать, чем живут такие семьи, какие проблемы для них первостепенны, с чем они справятся сами, а что может оказаться сильнее их. Но как это сделать? Ответ один - больше общаться. Многодетным родителям остро не хватает общения, клубов по интересам, налаженных взаимоотношений.
Конечно, в Интернете есть много форумов подобного профиля, но они пытаются объединить людей, живущих в разных городах, и потому так и остаются виртуальными. А надо сводить родителей друг с другом так, чтобы они могли встретиться «вживую». Чтобы могли не только обсудить свои вопросы, но и, например, передать одежду своих подросших детей, коляску, кроватку и другие вещи тем, кому они сейчас нужнее. Чтобы могли договориться и вместе пойти в парк покататься на лыжах или поиграть на детской площадке. Чтобы могли устроить детям праздник, поехать большой гурьбой на каток или организовать «Веселые старты» в школьном спортзале.
Гимназия служит идеальной площадкой для такого рода общения. Здесь есть все: и просторный актовый зал для встреч с приглашенными людьми, и кабинеты для неформальных задушевных бесед, и игровая территория, где дети могут с пользой провести время, пока их родители решают важные вопросы.
В середине осени в нашей гимназии прошло первое собрание многодетных семей. Именно семей, потому что большинство пап и мам взяли с собой детей. Всего было больше ста человек одних только взрослых - полный актовый зал.
Это был наш первый откровенный разговор о проблемах, которые семья не может решить самостоятельно. Целью собрания было знакомство. Знакомились конкретные люди, целые семьи, а также гимназия и родительское многодетное сообщество. Точнее, сообщества до собрания не было, идея об его создании родилась в ходе обсуждения, поскольку стало понятно, что одно-два собрания ничего не решат, работа должна быть постоянной и систематической. Так в нашей гимназии появился Совет многодетных семей, который возглавила инициативная, деятельная и неравнодушная к общественным делам мать четверых детей.
Перед родителями выступила координатор Объединения многодетных семей Москвы в ВАО Анна Иванова с рассказом о том, что делает столичное правительство для многодетных семей, о том, чем реально может помочь эта организация. Многочисленные акции, ярмарки вакансий, спортивные мероприятия, праздники на свежем воздухе - это как раз то, что необходимо семьям и в чем они могут принять самое деятельное участие.
Полезным было и выступление представителя центра социальной поддержки детей и семей «Измайлово», который ознакомил родителей с деятельностью организации, которую представлял. Многие родители впервые услышали, что практически рядом с их домом есть, оказывается, центр, который предоставляет разнообразные бытовые, правовые, психологические и прочие социальные услуги.
Поскольку в ходе собрания состоялся обмен мнениями, как в форме анкетирования, так и в форме активного диалога, мы имели возможность выяснить, что именно ежедневно волнует многодетных родителей. В числе первых проблем они назвали нехватку времени на общение, трудности с организацией этого общения, крайний недостаток информации о том, какую помощь можно получить самим, оказать другим, в каких мероприятиях воспитательного, образовательного, спортивного, развлекательного характера можно принять участие с разновозрастными детьми.
Родители изъявили желание встретиться с главврачом детской поликлиники, с представителями органов опеки, чиновниками различных ведомств ВАО, юристами, которые могут проконсультировать по вопросам получения жилья и различных льгот. Был выбран актив родительской общественности, в социальной сети ВКонтакте создана группа «mnogodetok1748», с помощью которой можно оперативно распространять необходимую информацию. Здесь же, на собрании, многие, только познакомившись друг с другом, уже договорились об обмене детскими вещами, игрушками, книгами, лыжами - все это огромное подспорье для семей, где каждая копейка на учете.
И, конечно же, было отрадно слышать слова благодарности от родителей, слова, в которых сквозила надежда, что отныне они не одни со своими проблемами, что гимназия всегда будет держать для них открытыми свои двери, всегда поможет, подскажет, научит и ободряюще улыбнется.
Итак, что же было сделано с тех пор в гимназии? Оправдались ли надежды многодетных родителей на взаимодействие и взаимопомощь?
Мы составили подробный перспективный план, который включает определенные мероприятия на текущий учебный год и кое-какие интересные задумки на будущее, причем родительский актив тоже принимал участие в создании этого плана.
Так, например, выяснилось, что многодетные семьи хотят сами организовать и провести традиционный для нашей гимназии праздник День матери. Родители написали сценарий, репетировали с детьми номера, многие мамы и папы вышли на сцену, и некоторые даже впервые. По отзывам зрителей, это был великолепный, красочный, яркий концерт.

Дети вообще талантливы на песни, танцы, сценки, но когда они делают все эти номера для своих мамочек и вместе с ними, то получается поистине потрясающе. Многие из сидевших в зале утирали слезы, растроганные исполнением трогательных стихов и музыкальных миниатюр.
Родители были приглашены и на более грандиозный праздник, посвященный Дню матери, проходивший в Кремлевском дворце съездов для всех многодетных мам города. От нашей гимназии на концерте присутствовало более 70 мам. Какие волшебные у них были эмоции, когда они все вместе подняли над головой столько зажженных звезд, сколько у них детей! Двадцать пять тысяч детей незримо присутствовали в зале! Мамы рассказывали потом, что это была такая моральная поддержка, такое одухотворение, такой катарсис, что хотелось плакать от счастья и гордости.
Хорошую акцию для многодетных семей традиционно проводят в храме Христа Спасителя. Художественно одаренные дети под руководством известных художников на настоящих мольбертах, на холстах рисуют ангелов и посвящают рисунки своим матерям. В этом году девочка из нашей гимназии была удостоена этой чести в числе 300 участников.
Любовь, забота и служение нужны не только матерям, но и ветеранам, которых, увы, становится с каждым годом все меньше. Они слабеют физически, больше нуждаются в теплом слове и ласковом взгляде. Встреча детей и ветеранов - это уникальное соединение двух поколений, разделенных не только семью десятками лет, но и тяжелейшим испытанием войны. Какой воспитательный заряд несут такие встречи!
Совет многодетных семей гимназии принял участие в акции «Мешок Деда Мороза», которую проводил пансионат для ветеранов труда нашего округа. Дети и их родители увлеченно собирали одежду и сладкое угощение для ветеранов, провели для них небольшой, но веселый концерт, поздравили с наступающим Новым годом.
Тогда же, в декабре, девочки-хозяюшки под руководством своих мам делали выпечку на конкурс «Пряничный домик». А в марте, в канун Международного женского дня, центр социальной помощи семье «Измайлово» подарил нам конкурс «Весеннее настроение». Участницы-мамы вместе со своими дочками готовили вкусные весенние салаты, которые жюри признало превосходными. Венцом такого рода мероприятий стал конкурс «Блинное чудо», который приурочили к Масленице.
Мы стараемся поддерживать и рукодельные таланты девочек из многодетных семей. В феврале их лучшие работы под общим названием «Мир в сердцах» участвовали в экспозиции Центрального дома художника на Крымском валу. Подобные выставки помогают формировать в обществе образ многодетной семьи как семьи достойной, культурной, умелой, способной уловить и развить таланты каждого ребенка.
Участвуем мы и в спортивных соревнованиях для многодетных семей. Например, в начале марта в Измайловском парке состоялся необычный кросс под названием «Многодетная миля». Помимо самого бега, участников ждали эстафеты, полевая кухня и обширная развлекательная программа. Ценность этого мероприятия в том, что оно задействует не только детей, но и их родителей, позволяет поколениям переживать друг за друга и бок о бок бороться за победу.
С рождением каждого ребенка растут расходы семьи. Становится трудно выкраивать деньги на культурную программу, ведь весь бюджет семьи распределяется в основном между продуктами, коммунальными счетами и одеждой, а ведь каждому ребенку хочется еще и самокат, и новую игрушку. Поэтому так важно изыскивать возможности бесплатного посещения этими детьми ярких, позитивных, воспитывающих все лучшее в человеке спектаклей, мюзиклов, новогодних представлений, различных познавательных выставок. Осенью и зимой более ста детей из многодетных семей нашей гимназии получили такую возможность.
Не забывает Совет многодетных семей и о насущных бытовых проблемах. При содействии Центра социальной поддержки более двадцати семей в текущем учебном году получили адресную консультацию психологов, юристов и экспертов по жилищным вопросам.
Я заметила, что активность Совета многодетных семей в гимназии месяц от месяца только растет. Казалось бы, такая загруженность, столько домашних хлопот, но ведь находят эти родители время и на общественные дела! К зиме в каждом из одиннадцати корпусов комплекса появился свой координатор. Руководитель Совета многодетных семей вошла в управляющий совет гимназии, на каждом из заседаний которого обсуждаются в том числе и вопросы многодетных семей.
Так, например, совет нашел решение извечной проблемы - с кем оставить детей, пока оба родителя находятся на родительских собраниях в разных параллелях. С этого года на момент собраний и иных важных мероприятий, которые требуют присутствия родителей, открыта специальная детская комната, где с детьми поиграют, позанимаются рисованием и конструированием. Да и сами родительские собрания по просьбе родителей теперь проходят не в один день, как было раньше, а по параллелям в разные дни. Вот и появилась возможность маме посетить все собрания, пообщаться со всеми классными руководителями.
Главное - не останавливаться на достигнутом, чтобы у людей не создалось впечатление, будто с ними повозились немного и забыли. В каждой деятельности нужна системность и систематичность, а в таком тонком, деликатном деле, как работа с многодетными семьями, втройне важно не останавливаться на полдороге.
Подводя итоги, я хочу сказать, что работа с многодетными семьями - это одна из важных и ответственных сторон деятельности руководителя образовательной организации и от того, как она спланирована и выполняется, от того, насколько слаженны действия всех сотрудников гимназии, зависит успех нашего общего дела - воспитание и обучение детей.

Татьяна БАНЧУКОВА, директор гимназии №1748 «Вертикаль», заслуженный учитель РФ