Одной из важнейших задач школы мы считаем формирование и развитие позитивной внутренней мотивации школьников к учебной деятельности через создание комфортной образовательной среды, реального пространства выбора основных и дополнительных программ, атмосферу творчества, ситуацию успеха, командные и индивидуальные формы работы, использование культурно-образовательного потенциала города, взаимодействие с родителями.

Первым шагом в решении задачи является деятельность психологической службы, специалисты которой проводят диагностику образовательной мотивации дошкольников (готовность к школе), отслеживают динамику возрастных изменений содержания образовательной мотивации обучающихся, влияние различных педагогических технологий на развитие образовательной мотивации, факторы, определяющие интенсивность развития образовательно-мотивационной сферы личности школьника. Психологическая служба ведет карты развития каждого ребенка с момента поступления в школу, где фиксируются данные мониторинговых исследований.
Другим направлением работы является развитие универсальных учебных действий. Проблемой формирования и развития универсальных учебных действий как деятельностной основы учебно-познавательной компетентности педагогический коллектив школы под руководством доктора педагогических наук, профессора МПГУ Сергея Воровщикова занимается несколько лет. С 2006 года школа - ГЭП по проблеме «Управление формированием и развитием учебно-познавательной компетентности учащихся», а с 2009 года ГЭП «Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно ориентированного образования учащихся».
Сформированная в результате экспериментальной деятельности система работы с универсальными учебными действиями обладает следующими достоинствами:
- не требует выделения дополнительных часов;
- обеспечивает формирование УУД в рамках каждого предмета;
- создает единое образовательное пространство для учащихся;
- реализуется через внутришкольную научно-методическую работу, осуществляемую в границах подпрограммы «Учебно-методическое и управленческое сопровождение компетентностно ориентированного образования учащихся».
При разработке данной системы последовательно наполнялись содержательный, методический, диагностический компоненты.
Содержательный: в качестве внутришкольного стандарта классификации общеучебных умений была выбрана классификация, разработанная Дмитрием Татьянченко и Сергеем Воровщиковым, которая является не просто комплементарной по отношению к новому ФГОС начального образования, а конкретизирует программу универсальных учебных действий.
Классификация определяет три группы общеучебных умений:
1. Учебно-управленческие умения.
2. Учебно-информационные умения.
3. Учебно-логические умения.
Методическая составляющая: разработка и апробирование пакета методик формирования и развития учебно-логических умений у учащихся начальной школы, разработка и использование логических пятиминуток как малой формы организации процесса обучения школьников, тематическое планирование и апробирование элективного курса «Азбука логичного мышления».
Диагностическая: обеспечение мониторинга развития общеучебных умений и организация рефлексивной деятельности учащихся на основе самодиагностики и взаимодиагностики.
Разработанный и апробированный пакет методик формирования и развития учебно-логических умений у учащихся начальной школы позволяет посредством пятиминуток формировать и развивать не логическое мышление вообще, а конкретный перечень умений, овладев которым ученик будет способен корректно анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, определять понятия, доказывать и опровергать.
При регулярном использовании пятиминуток на уроках дети вовлечены в постоянную поисковую деятельность, которая создаст условия для развития познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, повышает его самооценку. Пятиминутки являются тем инструментарием, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника. Логические пятиминутки включают не только содержание учебных предметов, но и эмпирический материал, взятый обучающимися из повседневной жизни - их увлечений, игр, моды. Постоянное включение учащихся в деятельность, обеспечивающую развитие УЛУ, позволило повысить уровень владения четвероклассниками учебно-логическими умениями. Разработка и воплощение пятиминуток являются реальным проявлением творчества учителя.
В образовательный процесс школьников были включены занятия, способствующие целенаправленному формированию универсальных учебных действий учащихся: элективный курс гносеологической направленности «Азбука логичного мышления», «Основы учебного исследования». «Азбука логичного мышления» - это эффективное средство координации деятельности учителей базовых и профильных общеобразовательных дисциплин по развитию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Особо следует отметить необходимость единого понимания всеми педагогами школы приоритетных компонентов содержания учебно-познавательной компетентности. Результаты работы педагогического коллектива неоднократно транслировались на региональном и федеральном уровнях.
Василий Сухомлинский писал: «Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать». А для этого нужно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду, необходимо и новое оборудование, все это обеспечило включение школы в состав участников пилотного проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования». Среди задач проекта - реальное осуществление требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий в ходе учебной деятельности; использование естественного детского любопытства, ориентации на коммуникацию и сотрудничество, поддержанных и усиленных на дошкольной ступени, для формирования проектно-исследовательской формы учебной деятельности.
Работа в рамках проекта позволяет нам добиться повышения уровня естественно-математической компетентности учащихся и выпускников, их подготовки к продолжению образования и деятельности в области нанотехнологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий, а также более полной интеграции образования с фундаментальной практико-ориентированной наукой. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе новых школьных курчатовских лабораторий создает возможность для осуществления разнообразных по форме и содержанию учебных проектов. Учащиеся с большим удовольствием приобретают навыки экспериментальной работы и исследовательской деятельности, что не может не способствовать развитию универсальных учебных действий.
Кроме того, метапредметный подход предлагает такую переорганизацию предметного образования, при которой за счет использования на уроках метапредметных технологий получилось бы транслировать и необходимое предметное содержание не как сведения для запоминания, но как знания для осмысления и использования и научить школьников видеть и разбираться в устройстве предметных действительностей. Обеспечить это позволяет сетевая форма реализации образовательных программ. В начале пути мы использовали возможности городского ДТДиМ «Интеллект». Активное сотрудничество с ДТДиМ «Интеллект» способствовало вовлечению учащихся в опытно-экспериментальную и проектно-исследовательскую деятельность в рамках метапредметной модульной программы обучения «Проф-Старт». Программа являлась просветительским направлением работы с обучающимися и реализуется через:
- интерактивные занятия на базе лабораторий ДТДиМ «Интеллект»;
- музейный спектр (выездные образовательные и социокультурные события совместно с музеями естественно-научного направления).
А сегодня мы имеем все необходимое у себя. Школа получила оборудование для кабинетов по естественно-научным дисциплинам, позволяющее выполнять лабораторно-практические и проектно-исследовательские работы обучающимися.
И если переоснащение школы и является чрезвычайно затратным (но необходимым), следовательно, длительным по времени, то изменить сам образовательный процесс можно скорее. В рамках реализации данного проекта в учебный план отдельных классов введены спецкурсы, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий через организацию индивидуальной проектно-исследовательской деятельности. Это дает воспитаннику и обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность, ее результаты, создать условия развития личности и ее самореализации на основе умения учиться и сотрудничать с учителем и сверстниками. Индивидуальные и групповые проекты и исследовательские работы стали инструментом, который позволяет повышать интеллектуально-творческую самостоятельность, способствовать проявлению креативности, творческого воображения, логического мышления.
Учителя, учащиеся школы активно и эффективно работают в проекте «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования». Вот лишь некоторые из результатов:
- публикация работы учащихся «Влияние листового опада на состав и биотоп почвы» в сетевом издании Городского методического центра «Слово учителю»;
- публикация статьи «Получение коллоидного раствора серебра и подбор оптимальных стабилизаторов. Изучение их оптических и электрических свойств» в сетевом издании Городского методического центра «Слово учителю»;
- проведение мастер-класса «Коллоидные растворы серебра» (по химии и физике);
- благодарственное письмо Городского методического центра;
- интеллектуальные соревнования «Синергия-проект» (работа «Изучение процесса рассеяния света в оптически неоднородных средах (эффект Тиндаля)», 1-е место, работа «Изучение и усовершенствование маятника Эйри», 2-е место;
- Московская молодежная научно-практическая конференция «Инновации в авиации и космонавтике» среди учащихся 9-11-х классов, направление «Физика» (работа «Удивительный водяной пар», 1-е место);
- городская конференция «Курчатовский проект - от знаний к практике». По итогам конференции все учащиеся награждены дипломами и памятными подарками;
- международная молодежная научная конференция «Гагаринские чтения», школьная секция «Юные инженеры будущего» (Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), 1-е место;
- московская открытая научно-практическая конференция обучающихся общеобразовательных организаций «Поиск-НИТ» (ГБПОУ «Воробьевы горы»), 2-е место;
- благодарность за подготовку призеров.
Инновационные процессы в образовании изменяют и методическое пространство школы. Вектор изменений в организационных механизмах - модели сетевого взаимодействия. Сегодня школа №879 - ресурсный центр проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования». На базе школьных курчатовских лабораторий проводятся семинары, мастер-классы для учителей, занятия, экскурсии, интеллектуальные конкурсы для учащихся школ межрайона.
В 2015-2016 учебном году обновился список социальных партнеров школы. Мы активные участники университетско-школьного кластера Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Одно из направлений деятельности университетско-школьного кластера - выявление и поддержка мотивированных учащихся и развитие их интеллектуального потенциала. Педагоги и обучающиеся активно участвуют во всех мероприятиях кластера. Например, учителя Скрипник О.П., Кичерман Н.М., Бедова Л.Э. - участники II фестиваля инновационных идей и образовательных проектов «Путь просвещения и труда». Опыт учителей по использованию эффективных практик внедрения ФГОС получил признание коллег на форуме и будет представлен в электронном сборнике фестиваля.
Учитель английского языка Наталья Сарапина получила благодарственные письма за подготовку лауреатов и дипломантов I творческого фестиваля на иностранных языках «SMART FEST».
На конкурсе чтецов Алена Занина из 11-го «А» класса стала лауреатом, Ирина Канкия из 8-го «А» класса - дипломантом. На конкурсе инсценированной песни Дмитрий Баландин из 8-го «Б» класса стал дипломантом.
Мотивирующая учебно-исследовательская среда, способствующая самореализации высокомотивированной личности, специальная высокопрофессиональная подготовка учителей, от которой зависит безошибочность педагогических действий в работе с высокомотивированными детьми, - фундаментальные условия успешной работы по созданию условий для развития обучающихся с повышенной образовательной мотивацией.
Мы видим перспективы и готовы работать дальше. Василий Сухомлинский считал, что «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант - значит поднять личность на высший уровень расцвета человеческого достоинства».

Ольга МАЛЬЦЕВА, директор школы №879, заслуженный учитель РФ