Но при всем удобстве при использовании информационных технологий в финансовой сфере существуют определенные подводные камни. Во-первых, несмотря на все усилия, которые прилагают представители электронных финансовых сервисов, на сегодняшний день эта сфера не является самой защищенной, около нее много мошенничества, во-вторых, средства на карте несколько сложнее контролировать, чем деньги, лежащие в кошельке, в-третьих, в связи с тем что технологии электронных денег достаточно новые, далеко не все родители могут помочь своим детям в управлении и контроле.
В Российском экономическом университете имени Георгия Плеханова была проведена апробация деловой игры «Электронные финансы», которая является частью большой программы по финансовой грамотности населения в рамках мероприятия «Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитие финансового образования в городе Москве» подпрограммы «Формирование благоприятной деловой среды» Государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы на 2012-2018 гг.» для учащихся 7-11-х классов. Целью апробации было выявление реакции школьников на представление финансовой темы в разрезе общества потребления. На апробации были ученики 7-11-х классов пяти московских школ.
Разработчики постарались, чтобы все темы, затрагиваемые в деловой игре, были близки детям. В современных реалиях дети зачастую слишком рано сталкиваются с использованием денег, следовательно, чем раньше взрослые научат их правильно пользоваться ими, тем уважительнее отношение к деньгам у них будет во взрослой жизни. Многие современные технологии проведения электронных платежей мы осваиваем интуитивно, не задумываясь, как это работает на самом деле. Основная цель деловой игры - это научить детей с умом использовать имеющиеся у них денежные ресурсы.
При встрече со школьниками были рассмотрены такие темы, как платежи в системе Интернет, платежные карты, электронные кошельки, устройства, работающие с платежными картами, такие как банкоматы и POS-терминалы.
Ни для кого не секрет, что современных детей очень сложно заинтересовать, а еще сложнее удержать их внимание, в связи с этим разработчиками было принято решение вести с детьми диалог на равных - это не только действенный прием для удержания внимания, но и дает возможность понять, насколько аудитория осведомлена в том или ином вопросе. Интерактивный способ проведения диалога придает детям уверенность в их суждениях, а возможность поспорить со своим одноклассником порождает логичные вопросы, о которых до этого времени дети, возможно, вообще не задумывались.
После обсуждения теории детям предоставляют возможность решения задач, которые имитируют реальную жизнь, проблемы, с которыми они могут сталкиваться ежедневно, но никогда не задумывались, что, возможно, у них имеются другие способы решения данных проблем.
Апробацию проводили мы, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга РЭУ имени Плеханова Ольга Рыкалина, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента Мария Ермилова и студентка 4-го курса Яна Камалова, которая также является одним из разработчиков игры. Финансы и маркетинг - это две совершенно разные вещи, но разработчики игры считают, что, для того чтобы уметь управлять своими финансами, мало знать, как можно тратить деньги, необходимо знать, как и что может повлиять на потребителей в принятии ими решений о покупках. Участникам апробации рассказывали об обществе потребления, об опасностях, которые для них готовят умелые маркетологи в больших корпорациях.
Современное общество потребления является главным двигателем развития системы кредитования потребителей, в последнее время число потребительских кредитов возросло до небес. Главный аргумент в принятии решения о покупках - это наше «хочу». В своем открытом диалоге с аудиторией мы поняли, что дети в достаточной мере осведомлены об электронных финансах, но их представления о реальных возможностях данных методов оплаты далеки от реальности.
Разработчики игры «Электронные финансы» РЭУ имени Георгия Плеханова убеждены, что люди не обязаны разбираться в тонкостях финансового управления компаниями, но каждый человек обязан уметь управлять своими собственными средствами. Звучит, казалось бы, странно - «обучение детей управлению собственными средствами», но собственные средства - это не только заработная плата или сбережения на банковских картах, это также карманные деньги, которые у детей в наше время появляются достаточно рано.
Школьники и учителя, которые посетили апробацию, проявили большой интерес к игре и к тематике в целом.
- Лекция была очень интересной, - поделилась впечатлениями ученица 11-го класса Анна Антипина. - Больше всего понравилось то, что нам задавали вопросы и учитывали наше мнение.
- Нам рассказали много интересных вещей, - говорит ученица 11-го класса Виктория Половникова, - о которых мы заочно знали, но никогда не задумывались о том, что это важно. Также рассказали о том, как обезопасить себя от мошенничества.
- В игре приняли участие студенты из различных регионов России, - отмечает социальный педагог лицея экономического университета имени Георгия Плеханова Джамиля Година, - а также представители школ Москвы. В рамках игры были затронуты актуальные проблемы развития электронных финансов в различных регионах России. Вопросы, которые освещались на данном мероприятии, связаны с анализом тенденций развития финансов России, со скоростью и направлением происходящих изменений. Значительное внимание уделено анализу влияния мирового финансово-экономического кризиса. Лицеисты получили необходимую информацию по актуальным обществоведческим и экономическим вопросам, отраженным в материалах единого государственного экзамена.
Апробация проходила в рамках разработки обучающего курса «Электронные финансы» по заказу Московского центра технологической модернизации образования - оператора городской программы повышения финансовой грамотности.

Ольга РЫКАЛИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Российского экономического университета имени Георгия Плеханова,
Мария ЕРМИЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента,
Яна КАМАЛОВА,
студентка 4-го курса РЭУ имени Георгия Плеханова