Со стороны кажется: собрать документы и представить экспертам - что сложного? Но надзорные ведомства разные, каждое требует свой пакет документов, поэтому их сбор подразумевает не только временные затраты, но и приложение усилий нескольких работников. Поэтому, несмотря на то что 90 процентов руководителей образовательных организаций знают о предстоящих плановых выездах ревизоров, проверки все равно являются серьезным стрессом.
Кроме того, как считают директора школ и заведующие детскими садами, количество всевозможных проверок в последнее время существенно возросло. Есть предположение, что это связано с тем, что малому и среднему бизнесу пошли навстречу, ослабив в его отношении ревизорскую хватку. Но ведь при этом показатели эффективности работы самих контрольно-надзорных органов никто не отменял. Таким образом, «улучшать» их приходится за счет системы образования. Тем более что найти погрешности в образовательной организации не составляет труда. К примеру, в детских садах традиционно самым уязвимым местом считается пищеблок. Как признаются руководители дошкольных организаций, еще не было случая, чтобы контролирующие органы не сделали замечания и не наложили штраф. И дело даже не в придирках. Например, есть требование к кухонной посуде: она должна быть изготовлена из нержавеющей стали, однако не у всех есть средства оперативно заменить алюминиевую посуду на дорогостоящую нержавейку.
Образовательные организации сегодня проверяют представители санэпидемстанции, управления социального питания, трудовой инспекции, Роскомнадзора, Рособрназдора, Госпожнадзора, прокуратуры и т. д. Причем прокурорские проверки могут проходить как планово, так и внепланово. Для этого достаточно одной жалобы.
Сложность также заключается в том, что часто школа или детский сад вынуждены одновременно принимать представителей разных надзорных ведомств. Бывали случаи, когда в один день сразу три инстанции проверяли работу одной образовательной организации.
При этом большинство руководителей школ и детсадов понимают, что все проверки «взять и отменить» не получится. Ведь речь идет не о прихоти, а о безопасности детей. Другое дело, что сама ментальность надзора должна измениться. По итогам проверок нужно не карать, а оказывать финансовую, методическую, психологическую поддержку. Часто руководители образовательных организаций не исполняют ту или иную норму либо оттого, что не успели узнать о ней, либо оттого, что на ее реализацию нет денег.

Санкт-Петербург