Приоритетный вид деятельности в воспитательной системе «Уголок детства» - коллективно-творческая.
Диагностика в классе осуществляется ежегодно психологом школы, социальным педагогом в тесном сотрудничестве с классным руководителем, проводится анализ и в случае необходимости коррекция.
В конце каждого года предлагаю проводить оценку уровня воспитанности детей. Разработала карту уровня воспитанности школьников, основанную на «Диагностической программе  изучения  уровней воспитанности  учащихся» Н.П.Капустина.

Предполагаемый результат
В результате реализации программы «Уголок детства» выпускник начальной школы должен обладать следующими качествами личности:
    уметь жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи;
    обладать высоким уровнем самосознания, самодисциплины;
    понимать ценности человеческой жизни, быть справедливым, бескорыстным;
    уважать человеческое достоинство, быть милосердным, доброжелательным, способным к сопереживанию;
    уметь пользоваться правами ученика и выполнять возложенные на него обязанности;
    любить Родину и гордиться ею;
    беречь природу;
    укреплять  здоровье, заниматься спортом;
    заботиться о ближних.

Содержательная характеристика программы

Нравственно-этическое направление
Каждый взрослый приходит в теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было, зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю сущность человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношения человека к другим людям и к самому себе, вытекают непосредственно из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
От внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру - заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Внешняя небрежность в отношениях с людьми, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие качества личности. Поэтому нельзя пренебрегать внешней формой поведения, считать ее несущественной.
Учитель, классный руководитель должен определить, какие правила дети усвоили до обучения в школе и в предыдущий учебный год, что они знают и умеют, какие существуют у них пробелы. В связи с этим планируется дальнейшая воспитательная работа. Возможно, возникнет необходимость повторить и отработать те правила, которые были даны раньше. Поэтому в воспитательный процесс должны быть включены родители как активные участники.
Таким образом, при организации учебно-воспитательного процесса учителю необходимо ориентироваться на результативность воспитания, то есть создавать конкретные условия деятельности для формирования у учащихся нравственных качеств поведения. Нравственно-этическое воспитание должно решать следующие задачи:
1. Повышение культурного уровня педагога как образца для учеников.
2. Организация родительского всеобуча с целью углубления нравственно-этических знаний и повышения культурного уровня семьи.
3. Формирование положительных моральных качеств учащихся как неотъемлемой части нравственно-этического воспитания.

Главные воспитательные задачи на год
1-й класс
1. Выявить уровень общего развития и индивидуальные особенности детей в связи с их домашними условиями, добиваться освоения всеми первоклассниками правил поведения в классе и в школе.
2. Воспитывать у детей заинтересованное и ответственное отношение к учебе, труду, формировать положительную мотивацию.
3. Вести систематическую работу по созданию и расширению у детей представлений о Родине, воспитывать любовь к родному краю, патриотизм.
4. Ввести каждого учащегося в детский коллектив, воспитывать ответственное, доброжелательное, заботливое отношение друг к другу.
5. Вместе с родителями приучать детей к содержательному заполнению времени вне уроков, к рациональной организации режима дня.
2-й класс
1. Воспитывать у детей ответственное отношение и интерес к учению, к познанию трудовой и общественной жизни людей.
2. Развивать и расширять нравственные представления второклассников о Родине, народах нашей страны.
3. Добиваться последовательного освоения детьми целого ряда общественных поручений.
4. Формировать ответственные, доброжелательные, требовательные, справедливые, дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
5. Формировать единый коллектив детей, родителей и педагогов, работающих в данном классе.
3-й класс
1. Способствовать развитию у детей верного понимания и оценок окружающего.
2. Формировать сознание учащихся как патриотов своей Родины, близких к делам и свершениям старшего поколения.
3. Воспитывать учащихся как организаторов основных сторон жизни детского коллектива.
4. Воспитывать ответственные, доброжелательные, требовательные, справедливые, дружеские взаимоотношения в детском коллективе, укреплять навыки культурного поведения.
5. Вместе с родителями способствовать рациональной организации режима дня и содержательному заполнению свободного времени.
4-й класс
1. Воспитывать ответственное отношение и интерес к учению, труду, к природе,  познанию трудовой и общественной жизни людей нашей страны.
2. Воспитывать детей на трудовых и боевых традициях народа, прививать детям чувство интернационализма.
3. Развивать разностороннюю общественно-организаторскую деятельность учащихся. Готовить их к новому этапу общественной зрелости, связанному с переходом в среднее звено.
4. Воспитывать ответственные, доброжелательные, требовательные, справедливые, дружеские взаимоотношения в детском коллективе, укреплять навыки культурного поведения.
5. Совместно с родителями всесторонне и гармонично развивать личности школьников.

Экологическое направление
Важное место в системе экологического воспитания младших школьников занимают предметные уроки по природоведению. Особое внимание в курсе начального обучения уделяется вопросам организации систематических наблюдений в природе, обобщению их результатов.
Большое значение для достижения целей экологического воспитания школьников имеют сравнение результатов наблюдений за природой, разумно измененной человеком и испытавшей на себе нарушение норм природопользования. Такое сравнение формирует у детей убеждение в необходимости разумного преобразования родной природы. Учитывая общую теорию экологического воспитания, экологическое воспитание младших школьников осуществляется на основе предварительного анализа исходного уровня экологической воспитанности учащихся.
При организации экологического воспитания учителю необходимо владеть следующими умениями:
1) планировать и корректировать цели, задачи и формы экологического воспитания на основе изучения и анализа уровня воспитанности учеников;
2) выделять экологические знания в содержании каждого из учебных предметов и сообщать их, вооружая учащихся мыслительными операциями;
3) осуществлять экологическое воспитание в процессе непосредственного общения с природой;
4) организовывать экскурсии, общественно полезную деятельность экологического содержания;
5) использовать такую форму работы, как краеведческий подход, вести работу по изучению природы родного края;
6) владеть разнообразными формами и методами осуществления экологического воспитания.
Практика показывает, что экологически разносторонне подготовленный учитель начальных классов не ограничивает себя только классными занятиями. Он непременно использует разнообразные виды внеклассной работы, которая способствует решению основных задач школы и формированию экологической культуры школьников, повышению ее у родителей.
Внеклассная работа, являясь необходимым составным компонентом учебно-воспитательного процесса, имеет ряд особенностей:
1) занимательный характер внеклассной работы позволяет быстрее увлечь учащихся природоохранной деятельностью;
2) участие в коллективных внеклассных мероприятиях способствует формированию нравственно-экологических качеств личности школьника;
3) во внеклассной работе (в отличие от учебного процесса) нет ограничений в выборе нравственно-экологического материала;
4) внеклассная работа полнее развивает творчество, изобретательность, воображение.
Итак, экологическое образование и воспитание должно решать следующие задачи:
1. Показать, что в природе все взаимосвязано.
2. Помочь понять, что человек тоже часть природы, но с большими возможностями влияния на нее, чем другие ее составляющие.
3. Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Главные воспитательные задачи на год
1-й класс
1. Создавать вместе с родителями в классе условия для наблюдений и ухода за комнатными растениями.
2. Прививать детям бережное отношение к природе. На примере особенно интересующихся природой детей учить всех первоклассников умению быть природоведом.
3. Привлекать внимание детей к изменениям в природе, направлять их наблюдения за погодой.
4. Выращивать рассаду в условиях классного кабинета с последующей работой на пришкольном участке.
5. Формировать гуманное отношение к людям, к природе, рукотворному миру и самому себе.
2-й класс
1. Учить детей систематическим наблюдениям за погодой.
2. Вести сравнительные наблюдения за развитием растений.
3. Учить детей бережно относиться к лесу, систематически подкармливать зимующих птиц.
4. Выращивать рассаду в условиях классного кабинета и затем высаживать на пришкольном участке.
3-й класс
1. Формировать навыки ухода за комнатными растениями.
2. Продолжать отмечать погоду в календаре природы с усложнением элементов.
3. Участвовать в простейших экологических проектах.
4. Понимать свое место в существующей экосистеме.
4-й класс
1. Продолжать уход за комнатными растениями в классе и дома.
2. Знать местные охраняемые территории. Вносить посильный вклад в их сохранение.
3. Вести наблюдение за растительным и животным миром вокруг нас, за изменением в погоде, данные наблюдения самостоятельно отражать в календаре природы и труда или в дневниках наблюдений.
4. Организовывать простейшие экологические проекты.
5. Уметь видеть примеры отрицательного воздействия на окружающую среду и устранять их в меру своих сил.
Реализовав в течение четырех лет начального звена данные задачи, можно достигнуть цели экологического воспитания - воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.  

Физкультурно-оздоровительное направление
Одно из важнейших качеств гармонично развитой личности - физическое совершенство. В отношении детей школьного возраста физическое воспитание предусматривает решение трех взаимосвязанных и дополняющих друг друга задач - воспитательных, образовательных и оздоровительных. Физическое воспитание способствует умственному, нравственному, эстетическому, трудовому воспитанию. Оно направлено на формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств - силы, быстроты, ловкости, выносливости, а также координационных способностей. Систематические физкультурные занятия положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию. В конечном итоге физическое воспитание является надежным средством увеличения биологических резервов организма ребенка.
Такое разностороннее, благотворное влияние физическое воспитание оказывает только в том случае, если оно осуществляется с учетом возрастных возможностей детей.
Более полно возможности физической культуры используются в совместной работе школы и семьи. Если укрепление здоровья ребенка происходит не только в школе, но дополняется ежедневными упражнениями и подвижными играми в семейных условиях, у школьника развиваются индивидуальные склонности и интересы. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающее в их совместной деятельности (обсуждение успеха спортивной жизни страны, переживание при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и так далее).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому учителю необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.

Освоение физической культуры в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
1. Укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности.
2. Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам физических упражнений общеразвивающей направленности.
3. Формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня (утренней гимнастики, физкультминуток, подвижных игр на учебных переменах), воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
4. Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, осанка, частота сердечных сокращений после физических нагрузок).

Главные воспитательные задачи на год
1-й класс
1. Дети должны понимать значение укрепления здоровья.
2. Выполнять задания на ориентировку в пространстве.
3. Выполнять основные требования программы первого класса по физической подготовке.
4. Пользоваться в организованной и свободной деятельности полученными физкультурными навыками.
5. Знать правила подвижных игр и игровых заданий с элементами спортивных игр, выполнять их.
6. Учитель приучает детей совместно с родителями выполнять режим дня.
2-й класс
 1. Дети должны понимать и объяснять значение укрепления здоровья.
2. Выполнять основные требования программы второго класса по физической подготовке.
3. Уметь самостоятельно организовывать подвижные игры и игровые задания с элементами спортивных игр.
4. Учитель проводит индивидуальную работу с родителями по вопросу охраны и укрепления здоровья детей.
3-й класс
1. Учащиеся должны знать гигиенические правила при выполнении физических упражнений, правила приема воздушных и солнечных ванн, водных процедур, уметь ими пользоваться.
2. Самостоятельно выполнять комплекс утренней гимнастики и упражнения ритмической гимнастики.
3. Знать правила поведения на воде и гигиенические правила во время купания и занятий плаванием.
4. Уметь организовать простейшую спортивную игру.
5. Знакомить других с основными знаниями о здоровом образе жизни и вредных привычках.
6. Выполнять основные требования программы третьего класса по физической подготовке.
7. Учитель проводит индивидуальную работу с родителями по вопросу охраны и укрепления здоровья детей.
4-й класс
1. Ученики должны знать правила безопасности при выполнении физических упражнений в повседневной жизни.
2. Выполнять требования программы четвертого класса по физической подготовке.
3. Владеть элементами оказания первой медицинской помощи.
4. Стремиться к здоровому образу жизни и осознавать его необходимость как для конкретного человека, так и для общества в целом.
5. Учитель проводит индивидуальную работу с родителями по вопросу охраны и укрепления здоровья детей.

Эстетическое направление
Знакомство с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обогащает детей, приобщает к творческому отношению к людям и окружающему миру.
В своих работах учащиеся отражают переполняющие их жизненные впечатления. Открывают новое, увиденное ими в мире, в котором они живут. Любая творческая работа приучает ребенка мыслить, фантазировать, активно переживать увиденное. Все эти умения в свою очередь воспитывают и формируют культуру чувств, культуру восприятия и мысли ребенка.
При правильном воспитании поступающий в школу ребенок может реагировать на красивые явления в природе, в окружающей бытовой обстановке.
Чем старше становится ребенок, тем больше в его ответах мотивировок, указывающих на эстетические качества предметов (цвет, форма, общая выразительность).
Таким образом, наблюдения и эксперименты показывают, что у младшего школьника эстетические чувства начинают вычленяться из общих эмоциональных проявлений. Развитие эстетических чувств приводит к образованию простейших эстетических понятий, к умению дать эстетическую оценку и мотивировать ее.
На формирование эстетически воспитанного ребенка большое влияние оказывают художественное слово, музыкальные и художественные произведения, наблюдения в природе, организация повседневного быта, а также творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, трудовая и игровая деятельность).
При воспитании эстетических качеств родители и педагоги должны оказывать ребенку помощь. Эта помощь не должна быть навязчива, а советы - категорическими. В противном случае мы лишаем детей самостоятельности, к которой они стремятся.
Большинство родителей достаточно внимательно относятся к детскому творчеству, понимая, какие воспитательные возможности оно имеет. Ибо благодаря детскому творчеству педагоги и родители могут увидеть окружающий мир детскими глазами и таким образом лучше узнать и понять детей.
Эстетическое воспитание, воспитание красотой включает в себя все виды искусства. Вот почему жизнь учеников должна быть обогащена не только изобразительным творчеством, но и музыкой, и литературой.
Воспитание искусством, как и всякое воспитание вообще, должно быть целесообразным, продуманным, педагогически грамотным. Учитель обязан проводить отбор эстетических средств воздействия на детей, однако всякое эстетическое воспитание - это не только воспитание творчеством. Мы приучаем наших детей чувствовать прекрасное, приобщая их к природе и знакомя их с архитектурой города, рассказывая им о замечательных людях, которые жили и теперь живут на нашей земле.
Таким образом, мы приучаем ребенка к культуре восприятия, воспитываем его чувства и разум.
Задачи, которые должны решаться в процессе начального обучения:
1. Воспитывать чувство прекрасного различными средствами.
2. Достигать гармонического слияния эстетически окрашенного восприятия явлений окружающей жизни с поэтическим словом и активной художественной деятельностью детей.
3. Добиваться максимального положительного воздействия различных источников эстетического воспитания.

Главные воспитательные задачи на год
1-й класс
1. Научить детей видеть прекрасное (цвет, форма, звуковая окраска) в явлениях природы и окружающей действительности.
2. Научить детей понимать выразительные средства художественной литературы.
3. Воспитывать аккуратность, бережливость.
2-й класс
1. Расширять представление детей о красоте окружающего мира, формировать эстетическую восприимчивость личности ребенка.
2. Продолжать работу над выразительностью речи детей, добиваться ее обогащения  образцами выразительности.
3. Воспитывать эстетический вкус.
3-й класс
1. Стимулировать интерес детей к поиску художественных образцов в природе.
2. Формировать эмоционально ценностное отношение к миру вещей.
3. Стимулировать желание создавать красивые вещи, украшать свой быт.
4. Практиковать чтение по ролям, готовить небольшие театрализованные инсценировки.
4-й класс
1. Формировать умение понимать прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства, любить и ценить его, формировать художественный вкус.
2. Формировать навыки театральной деятельности.
3. Прививать любовь к народному искусству, способствовать укреплению традиций.
4. Формировать потребность самому создавать прекрасное в любой деятельности, особенно в творческой.

Условия реализации программы
Для того чтобы программа работала и была эффективна, необходимо соблюдение следующих пунктов:
1) Систематичность проведения мероприятий по взятым направлениям.
2) Разнообразие форм и методов работы с детьми.
3) Родители - активные участники учебно-воспитательного процесса.
4) Взаимодействие с другими организациями и учреждениями дополнительного образования.
5) Ежегодное повышение требований к учащимся в связи с освоением ими новой, более высокой ступени развития.
6) Необходимость педагогам повышать свой образовательный и культурный уровень.
7) Психолого-диагностическое сопровождение.

Прим. ред. Дополнительные, в том числе диагностические, материалы к программе опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1099.

​Лидия ИВАНЦОВА, учитель начальных классов средней школы с. Исаклы Самарской области