Мне кажется, мастер-классы учителей можно разделить на две группы. Если целенаправленно демонстрируется педагогическая техника - приемы, формы и т. п., это мастер-класс педагога, а если содержание научной или предметной области и внутренняя методология - это мастер-класс специалиста в области данного научно-предметного знания. Например, если учитель информатики объясняет, как в графическом редакторе создать уникальный фотоколлаж - это занятие ИТ-специалиста. А если на примере создания коллажа он показывает форму организации обучения данному процессу - это мастер-класс педагога.
Это мое собственное представление об учительских мастер-классах, сформировавшееся в результате наблюдения за коллегами и собственной деятельности. Исходя из этих позиций, попробую проанализировать работы, участвовавшие в конкурсе сценариев мастер-классов учителей России.
Мое внимание привлекла работа Виталия Викторовича Троилова «Развитие навыков текстового анализа на уроках истории» как пример демонстрации именно техники. Работа с документами в той форме, которую предлагает автор, может быть эффективной. Было бы интересно посмотреть само занятие.
К этой же группе можно, на мой взгляд, отнести «Полет к звездам» Татьяны Владимировны Дамзиной. Автор пытается продемонстрировать эффективные приемы работы с учащимися, оперируя стихами Эдмона Ростана, выходя на формирование научной картины мира.
Довольно сложный сценарий «Искусство изображения невидимыми чернилами на прозрачной основе» Галины Викторовны Куприяновой, мне кажется, имеет в большей степени практико-предметную направленность. Но само содержание материала и его использование оригинальны.
Использованию на уроках технологий web 2.0 посвятила свою работу Лариса Николаевна Максименко. Демонстрируется возможность использования ресурса LearningApps.org. Хотя посредством знакомства с принципами web 2.0, такими как интерактивность, синдикация и социализация, можно было бы углубиться в педагогическую технику.
Работы «2 х 2 = ?» Виктории Витальевны Буториной, «Лепка из соленого теста» Елены Сергеевны Горской, «Музыкальная графика» Юрия Викторовича Горбачева имеют, на мой взгляд, предметный характер, но несколько недоработаны. Авторам, мне кажется, стоит еще поразмышлять над интересными задумками, и тогда они выйдут на новый уровень.
Планы занятий Гузель Рафгатовны Миндрахмановой «Говорить, значит мыслить», Лилии Владимировны Китовой «Роль изобразительного искусства и музыки в спортивных соревнованиях», Ирины Сергеевны Хабониной «Взаимодействие учащихся с различными возможностями здоровья в процессе игр и соревнований на уроках физической культуры» имеют педагогическую направленность, но также нуждаются в доработке. Что, зачем и почему делают участники? Как они могут это использовать?
Подобной рефлексии не хватает подавляющему большинству работ.
Многие сценарии напоминают планы уроков с детьми. Но ведь коллеги не школьники, с ними нужно использовать иные формы взаимодействия, чтобы продемонстрировать технику работы с учащимися. Другая крайность, в которую впадают участники данного конкурса, - текстовое описание опыта работы. Но это ведь совсем другой жанр! Однако многие авторы этим грешат.
В целом анализ конкурсных материалов, а это тридцать два проекта, позволяет сделать некоторые выводы о том, готовы ли учителя демонстрировать свой опыт в форме мастер-класса. Кроме того, появляется представление о том, понимают ли педагоги, что это за форма.
Акция интересная, мне кажется, есть повод для размышлений и самих авторов, и тех, кто организует конкурс, и тех, кто занимается методической работой в школах, муниципалитетах и на иных уровнях.
Думается, практика привлечения учительской общественности к просмотру и участию в мастер-классах участников, лауреатов и победителей конкурса «Учитель года России» может снять многие проблемы непонимания и позволит определиться с собственной стратегией, исходя из реальных возможностей педагога.
Успехов всем участникам! С удовольствием бы поучаствовал во многих из заявленных занятий.

​Николай МАРУХИН, учитель истории и обществознания Малаховской средней школы Алтайского края, учитель года Алтая-1999