Я задумалась. Любое новое дело кем-то сначала воспринимается в штыки. Идею «Учителя года» в свое время тоже не все приняли. В 1989 году, на стадии проекта, да и в 90-е, когда уже прошли первые конкурсы, некоторым критикам казалось, что мероприятие это слишком искусственное, надуманное. Почему-то не брали в расчет вполне реальных учителей-конкурсантов, которые показывали свой уникальный опыт и высокий профессионализм, причем в экстремальных условиях.
«Как там у вас?», «Что происходит?», «Как выступает?..» - дальше шло название региона. «Выкладывай больше фотографий!» - писали мне. Делиться новостями и картинками с места события, к сожалению, почти не успевала, но чувствовала огромный интерес к новому конкурсу из тех регионов, которые не сумели приехать по финансовым, организационным и иным причинам.
И все же 22 команды из 21 региона России до Ульяновска в 2016 году добрались. Я считаю, для первого раза внушительное количество. Честь и хвала тем, кто помог учителям, - региональным министерствам образования, региональным профсоюзным организациям, администрациям образовательных организаций. А ведь кто-то приехал просто за свой собственный счет...
Честь и хвала учредителям действа, что не побоялись эксперимента. Это Министерство образования и науки России, Общероссийский профсоюз образования, «Учительская газета», Министерство образования Ульяновской области и лично министр образования Екатерина Уба. На открытии выступил со словами поддержки врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов.
И просто оглушительные аплодисменты должны прозвучать в адрес оператора первого ЧЕРУКа - Центра образования и системных инноваций Ульяновской области, его руководителя Раиса Загидуллина. Что касается Раиса Рамазановича, он вообще открылся многим совершенно по-новому, после того как в рамках внеконкурсной программы дал свой творческий вечер. Мы теперь знаем, что на ульяновской земле есть талантливый композитор и поэт Алексей Симбирцев. Псевдоним легко разгадывается...
Кто представлял регионы страны? Молодые и опытные педагоги, учителя, высококвалифицированные «классики» и бесшабашные инноваторы, позволяющие себе на открытых мероприятиях даже что-то вроде хулиганства... Разные существуют сообщества в регионах - советы молодых педагогов, региональные педагогические объединения, клубы «Учитель года». И все же, на мой взгляд, костяк чемпионата именно «пеликаны», как традиционно называют участников профессионального конкурса. Они и к формату открытого состязания более привычные, пройдя горнило «Учителя года».
Судили конкурсные задания эксперты, среди них - представители «Учительской газеты» и Общероссийского профсоюза образования, ученые, педагоги высшей школы и системы повышения квалификации, конечно же, учителя года России! Возглавила жюри народный учитель России, учитель года России-1996 Екатерина Филиппова. Оценки ставили и участники чемпионата. Они присоединяли свои голоса к баллам профессионального жюри во всех конкурсах, кроме урока.
Критерии, цели и задачи конкурсных заданий описаны в порядке проведения ЧЕРУКа (его можно скачать здесь: http://teachclubs.ucoz.ru). Для презентации команды, например, обозначен формат - творческая самопрезентация. В этих двух словах и заключен секрет удачного выступления, который каждый разгадывает по-своему... Как можно было ожидать, в выигрыше оказались те сообщества, которые рассказали о себе, используя стиль КВН, но и о содержании не забыли - представили участников команды и основные направления деятельности. Фишки у каждого были свои. В Пермском крае проходит учительская метапредметная олимпиада и есть мобильные учителя, а команда называется «Счастье не за горами!». «Педагогический навигатор» - команда из Казани  заявила о своей приверженности полилингвальному обучению. МАРУЧКА (Марийская учительская команда) из Республики Марий Эл рассказала о таких любопытных региональных образовательных проектах, как «Формирование готовности педагогов к инновационной деятельности». Выступление корпорации «Педагог года Подмосковья» сопровождалось взрывами хохота, речь шла о «болезни» - синдроме «пеликана». Отсмеявшись, мы узнали, что у клуба уже 55 отделений, учителя года постоянно дают мастер-классы и открытые уроки. Две команды приехали из Республики Саха (Якутия) - представители клуба «Учитель года Республики Саха (Якутия)», который по праву гордится охватом педагогической общественности (122 учителя из 22 районов), богатым опытом педдесантов, и победители регионального чемпионата - команда «Interaction», девиз которой - «Действуй, твори, развивайся!».
Если в визитках участвовали команды целиком, то мастер-классы имели зачастую одного ведущего, но иногда это было и коллективное творчество - получилось не хуже! По условиям ЧЕРУКа на мастер-классе нужно было продемонстрировать педагогическое ноу-хау регионального образования. Вспомнили об этом не все. В числе соблюдавших правило - Тамбовская область. Взяв за основу... картошку как бренд региона, педагоги и лабораторию по определению крахмалистости корнеплода устроили, и о сетевой модели непрерывного агробизнес-образования рассказали, и доказали, что фруктовые чипсы, которые производят в области, полезнее обычных... Ульяновская область как самый яркий бренд региональной системы образования представила народного учителя СССР, физика Петра Головина. А вот выступление липецкой команды запомнилось анализом фильмов о школе, самых ярких фрагментов из «Доживем до понедельника». Нужен ли в обязательном порядке региональный компонент на мастер-классе? Об этом будут думать организаторы ЧЕРУКа-2017.
«Публичное выступление» было, конечно, сольным. Представители команд не более чем за 10 минут должны были прочитать педагогическую лекцию на заданную тему и для заданной аудитории. Пересказывать лекции нет смысла. Они обязательно должны увидеть свет!
А вот уроки - пожалуй, самую сложную часть чемпионата - уже можно посмотреть в Сети. Ссылки выложены на сайте ЧЕРУКа, чей адрес приведен выше. В общем-то, вы будете видеть педагогов так же, как их ульяновские ученики, - на экране. Для первого ЧЕРУКа выбрали технологию дистанционного обучения. Это не был в буквальном смысле слова дистанционный урок, но его элементы использовались. Учитель или пара педагогов сидели в Центре обработки информации и мониторинга в образовании Ульяновской области, а школьники - в Лингвистической гимназии Ульяновска.
Вернусь к вопросу, с которого начала: нужно еще одно состязание учителям? В духе «Учителя года», однако командное, на мой взгляд, необходимо. Но не ради победы, в случае с ЧЕРУКом точно ради участия, общения, полета. А вот каким должен быть чемпионат, разговор особый, долгий...

Пьедестал почета

Номинация «Презентация команды»:
1-е место - Ульяновская область;
2-е место - Московская область;
3-е место - Пермский край.
Номинация «Мастер-класс по использованию педагогического ноу-хау регионального образования»:
1-е место - Московская область;
2-е место - Ульяновская область;
3-е место - Курганская область.
Номинация «Учебное занятие с использованием заданной педагогической технологии»:
1-е место - Московская область;
2-е место - Самарская область;
3-е место - Санкт-Петербург.
Номинация «Публичное выступление»:
1-е место - Санкт-Петербург;
2-е место - Тамбовская область;
3-е место - Курганская область.
Победители первого чемпионата региональных учительских команд:
1-е место - Московская область;
2-е место - Санкт-Петербург;
3-е место - Ульяновская область.

Цитаты

Сергей МОРОЗОВ, врио губернатора Ульяновской области:
- Чемпионат - уникальная возможность сформировать открытую платформу для демонстрации передового педагогического опыта и инновационных моделей обучения, которые позволят решать ключевые задачи образования на муниципальном, региональном и даже федеральном уровнях.

Екатерина УБА, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области, министр образования и науки Ульяновской области:
- Самое главное, мне кажется, что действо состоялось, новые интересные находки, мысли появились, согласия, несогласия с предложенным родились. А самое главное, насколько я знаю по отклику от своих коллег, есть желание продолжать. Рада, что это все состоялось на ульяновской земле, потому что у нас потрясающий Клуб учителей года, у нас потрясающие коллеги из разных направлений образования, которые хотят творить. Думаю, их заботу и внимание почувствовали все.

Павел СЕРГОМАНОВ, зам. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России:
- Конкурс - открытое состязание, такая форма как нельзя лучше подходит для учителя. Потому что, приходя на урок, педагоги выдерживают ежедневное, ежечасное состязание с самими собой, с учениками, с будущим.
Ирина ДИМОВА, первый зам. главного редактора «Учительской газеты»:
- На 27-м году жизни конкурса родился ребенок - ЧЕРУК. Невероятно радостно было видеть тех участников, которые проходили через всероссийский финал, тех, кто будет в этом году представлять свои регионы на «Учителе года», очень было приятно открывать совершенно новых молодых учителей, у которых большое будущее, я уверена, что они пойдут в конкурс.

Елена ЕЛШИНА, руководитель отдела по связям с общественностью аппарата Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:
- Спасибо, что среди всего многообразия конкурсов есть ЧЕРУК - конкурс личностей, объединенных в команду. Отдельное спасибо за показательное выступление Ульяновской области - команде организаторов, которой руководила Екатерина Владимировна. От идеи до воплощения была проделана огромная работа. Все прошло без сучка, без задоринки, а, наоборот, с задором и творческим подъемом.

Екатерина ФИЛИППОВА, народный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-1996», председатель жюри ЧЕРУК-2016:
- Уникальное событие произошло в российском образовании - чемпионат региональных учительских команд. Эти пять дней - полет педагогических идей, предложений, смелости и необыкновенного таланта!

Ульяновск