Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало нового подхода в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, вследствие чего была разработана серия государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». Еще большую актуальность данная проблема приобрела в канун празднования 71-й годовщины Победы в ВОВ.
Педагоги дошкольных отделений нашего комплекса глубоко убеждены в том, что процесс патриотического воспитания необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции Владимира Даля «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель - усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник». И здесь важно, чтобы эта любовь была не созерцательной, а деятельной, отдающей, бескорыстной. Поэтому главной задачей нашего детского сада стало закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Педагоги дошкольных отделений нашего большого комплекса используют для воспитания патриотических чувств весь спектр методов и приемов (беседы, чтение художественной литературы, изготовление подарков, игры (сюжетно-ролевые, дидактические, словесные), выставки и экспозиции, развлечения, досуги, праздники, концерты, инсценировки, театрализации, изготовление макетов и коллажей, но самым действенным методом является проектно-исследовательская деятельность, так как она основана на интеграции разных видов детской деятельности.
В феврале 2016 года во всех дошкольных отделениях комплекса был запущен краткосрочный проект «Наша армия сильна, охраняет мир она!», основной целью которого было воспитание патриотических чувств, любви к Родине посредством более глубокого знакомства детей всех возрастных групп (включая группу раннего возраста) с разными родами войск. В реализации проекта участвовали педагоги и воспитанники подготовительных к школе групп и все группы дошкольного отделения №4. Каждая группа выбрала для изучения род войск, составила план работы над проектом (поэтапно), и началась кропотливая работа.
В эту работу были вовлечены буквально все сотрудники дошкольных отделений. Воспитатели в группах проводили целенаправленную работу по воспитанию патриотических чувств: проводили беседы о возникновении рода войск, о специфике службы в разных родах войск, о подвигах, которые совершали в военные годы и совершают в мирное время представители разных родов войск, предлагали детям для прослушивания песни военных лет, после чего дети их инсценировали; организовывали выставки книг, иллюстраций; разучивали с детьми стихи; организовывали просмотр мультипликационных и художественных фильмов. Совместно с родителями дети принимали участие в изготовлении макетов и рисунков к Дню Победы. Особое место занимали в этой работе сюжетно-ролевые игры. Дети имели возможность перевоплотиться и стать моряками, летчиками, пограничниками. Они с гордостью и большим желанием играли в эти игры.
Воспитатели по физической культуре воспитывали силу, выносливость и ловкость в подвижных играх «Самолеты», «Горячая картошка», «По морям, по волнам», «Солдаты на учениях» и других.
Важным условием успешной реализации задачи по патриотическому воспитанию дошкольников является тесная взаимосвязь с родителями, семьей как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Поэтому родители принимали активное участие в проекте: подбирали иллюстрации, делали брошюры, рассказывали о своей службе в Вооруженных силах России, готовили мультимедийные презентации групповых проектов, изготавливали атрибуты для сюжетно-ролевых игр, флаги и эмблемы родов войск, а также элементы форменной одежды (головные уборы, погоны, шевроны), участвовали во всех общекомплексных и общесадовских мероприятиях.
Музыкальные руководители разучивали с детьми песни, с которыми ребята прошли парадом, начиная военно-патриотическую игру «Зарница». Данные мероприятия стали итоговым продуктом проекта «Наша армия сильна, охраняет мир она!» и прошли в преддверии праздника Победы. На игры были приглашены ветераны из Совета ветеранов района Сокол, представители управы Сокол. Дети вместе с родителями и педагогами проходили пять испытаний и искали документы, украденные противником из главного штаба. Ветераны с удовольствием наблюдали за этим действом, а по окончании приняли от командиров отрядов рапорты об исполнении боевого задания. Было очень весело и интересно всем. После окончания игры ветераны посетили наш детский сад и за чаепитием рассказали много интересного о войне и послевоенном времени. Мы получили много теплых отзывов о мероприятии от детей, родителей и гостей, посетивших нашу игру. Хочется отметить, что игра «Зарница» стала хорошей традицией дошкольных отделений нашего комплекса и проводится ежегодно.
Следующим этапом работы над воспитанием патриотических чувств у детей стали подготовка и проведение литературно-музыкальных праздников «Знамя Победы», на которые были приглашены ветераны из Совета ветеранов района Сокол. После проведения праздников ветераны и воспитанники приняли участие в возложении цветов к закладному камню в Ленинградском парке.
Такая работа не пройдет бесследно, и мы уверены в том, что наши дети вырастут настоящими защитниками и патриотами своей Родины.

Татьяна ЯКУНИНА, старший методист по дошкольному образованию школы №1251 имени генерала Шарля де Голля;
Марина ВЛАСОВА, методист по дошкольному образованию;
Ольга РУДИКОВА, педагог-организатор школы №1251 имени генерала Шарля де Голля, дошкольное отделение №4