«М​ы не ищем таланты - мы ими гордимся» - такой плакат вполне мог бы по праву украшать фасады зданий школьных отделений школы №2094 Измайлово. Именно здесь традиционно существует та особенная жизнь, дополняющая, но столь не похожая на учебные будни. Нет, уроки как уроки, перемены как перемены, только энергетика и атмосфера накаляются, темп убыстряется, а время словно ведет свой отсчет не по привычному графику, а летит с бешеным ускорением. Всему есть объяснение: Фестиваль культур народов мира и Неделя науки диктуют свои правила. Они просты и привычны для всех участников, болельщиков и зрителей. Жеребьевка, время на подготовку и выступление. Задача элементарная и в то же время сложнейшая. Нет демоверсий, черновики не предусмотрены, а тренинги составляют сами дети. Сценарий - объединяющее начало таких разных и удивительно самобытных выступлений команд. Регламент, пожалуй, единственное ограничение. А дальше только полет фантазии, реализация порой самой недостижимой мечты.
Одной из форм яркого воплощения детского творчества является представление газет, плакатов, макетов, художественно выражающих тонкие и неординарные задумки маленьких фантазеров. Для этого нельзя задать формат, ограничить размеры модели, дать рекомендации для колорита оформления. Иначе как бы мы увидели в стенах школы бычка Хуанито, сделанного из пластмассовых бутылок, любимца всех взрослых и детей (так была представлена колоритная газета об Испании, креативная задумка десятиклассников). А вот и крутящаяся вокруг своей оси модель первого плоского монитора, на раме которого словно рукой великого Винера, кибернетика с мировым именем, прикреплены записки с его идеями. И португальский корабль, будто бороздящий просторы океана, разрезает даль страниц книги и зовет в увлекательное и опасное путешествие на юг, в Кабо-Верде, за жемчугом и солью.
А как рассказать о том, чем прониклась душа за недели подготовки выступления? Это настолько яркие по эмоциональности и красочные по визуальному представлению номера, что если бы не конкурсная основа, то следовало бы признать каждое выступление лучшим воплощением идеи и ее реализации. Какой оценки достойна команда, если на сцене поют, а в зале рыдают от переполнивших душу чувств, от слов признания в любви Армении, проникновенных и почти сакральных? Если колокольный звон заставляет даже самых мужественных в зале встать и почтить память всех, кто стал жертвой ядерной катастрофы в Хиросиме, то как подойти к оценке всего, что представлено на сцене?
Измерение интеллекта - это огромное поле деятельности для науки будущего. Измерение интеллекта отдельного школьника - дело непростое, а уж если речь заходит об интеллекте команды, то здесь даже умудренные опытом члены жюри часто разводят руками. Оригинальность мышления, быстрота реакции, точность ответа - это лишь малая часть всего, чем владеют дети, буквально разрушающие во время брейн-рингов понятие «критерий оценивания». А вопросы и задания, предлагаемые школьникам, отнюдь не простые. Не каждый взрослый уверен в том, что хобот у слона - это губа, что координатная плоскость лежит в основе распределения мест в зрительном зале современного кинотеатра, что в лимоне содержится больше сахара, чем в клубнике. А дети это знают!
Чем пахнет в школе, когда кулинарный конкурс набирает обороты? Родительской заботой, детскими хлопотами, волнением классного руководителя и, конечно же, ароматами национальных традиций. Не секрет, что этот конкурс - самый вкусный и самый ожидаемый. Ребята (да и взрослые, чего скрывать!) превращаются в трепетно хранящих традиции корриды и сиесты испанцев, которые готовы отказаться от любых других радостей жизни, кроме этого конкурса. Разноцветные скатерти, изящные вазы, витиевато сложенные салфетки, изумительное искусство карвинга (художественной резки по овощам и фруктам), которым в совершенстве овладели даже те, кто только начинает приобщаться к великому искусству перевоплощения. Вкушение кулинарных изысков - особый и едва ли не самый любимый этап всего мероприятия. Обмен впечатлениями, рецептами понравившихся блюд, советы по приготовлению пищи от мастеров этого дела, учителей технологии и просто отличных хозяек, - все это важные составляющие огромного дела под названием «коллективный труд».
Исполнение песен на румынском языке, зажигательная тарантелла, страстное аргентинское танго, мастер-класс по произношению японских слов, персидская мудрость и многое другое... Всего и не перечислишь. Словом, это надо видеть и слышать, чтобы составить мнение. А лучше самому принять участие, потому что невозможно остаться безучастным и равнодушным к творчеству, оценить которое способен не каждый.
Так в чем же измерить все, что мы называем «детское творчество»? Ни километры, ни вольты, ни ньютоны не смогут в должной мере подойти в качестве единиц измерения мечты, тайны созидания, дружбы и любознательности. А значит, нет такой условной единицы, которая смогла бы назвать точку отсчета большого дела, имя которому «детское творчество».

Валентин РЫТИКОВ, директор школы №2094