В рамках конференции проводится форум «Актуальные вопросы изучения духовной культуры». В число ведущих мероприятий форума входит секция «Православная культура и ее отражение в языке и литературе» под руководством доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени Александра Пушкина Владимира Аннушкина. Многие знают Владимира Ивановича как ведущего телевизионного проекта «Живое слово» на канале «Культура». А значит, представляют, насколько яркой, живой и интересной может быть научная секция под руководством этого видного российского ученого.
Путям расширения представлений подрастающего поколения о духовно-нравственных ценностях посвящен ежегодно проводимый в рамках форума «Актуальные вопросы изучения духовной культуры» круглый стол «Пути практической реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Название круглого стола связано с тем, что федеральным государственным образовательным стандартом поставлена задача интеграции элементов духовно-нравственной культуры во все виды деятельности детей и подростков. Один из основных документов, дополняющих стандарт, - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - определил систему базовых ценностей, способствующих успешному развитию страны в современных условиях. Таким образом, формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения является одной из приоритетных задач российского общества. В связи с этим важным направлением работы современного педагогического сообщества является разработка путей, помогающих детям и подросткам обрести достойные нравственные ориентиры.
Задачей круглого стола «Пути практической реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является обмен опытом в области духовно-нравственного воспитания. В этом мероприятии принимают участие школьные учителя и преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования, представители дошкольного образования, методисты и ученые. Круглый стол дает возможность представителям абсолютно разных кругов педагогического сообщества посмотреть друг другу в глаза, обменяться мыслями, опытом, планами.
Круглый стол «Пути практической реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», по мнению специалистов, стал удачным способом обмена опытом в области духовно-нравственного воспитания. Он стал общим пространством для таких специалистов, как заслуженный учитель России Людмила Бодрягина и кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежных литератур МГОУ Алла Стрельникова, для директоров детских православных лагерей Елены Рогожиной и Виктора Розанова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ Зинаиды Шелестовой и члена Союза художников Дарьи Ворониной, педагога детского сада Наталии Селяниной и специалиста музея «Народные промыслы» колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже Альбины Борисовой, учителей литературы Лилии Балабановой, Татьяны Ереминой и учителя МХК и ОРКСЭ Ольги Югансон, а также многих других.
Секретом того, что такие на первый взгляд разные люди на одном дыхании слушают друг друга несколько часов подряд, является интегрированный характер мероприятия. Общим стержнем, системообразующей основой  является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, в которое каждый из присутствующих вносит свой вклад. А значит, всех объединяет общее дело.
Елена Теплова - один из ведущих в стране специалистов, который может дать ответы, наверное, на все вопросы, связанные с выбором родителями будущих четвероклассников одного из модулей предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Ее советы и рекомендации помогают православным родителям отстоять свое законное право на изучение их детьми модуля «Основы православной культуры».
Опыт Владимира Воробьева, в течение 17 лет занимавшего должность методиста Городского методического центра Департамента образования Москвы, и один из важнейших итогов этого опыта - разработанная и апробированная в Центральном учебном округе Москвы система патриотического и нравственного воспитания школьников - представляют большой интерес для многих специалистов в области духовно-нравственного воспитания. Еще более широкому кругу педагогов интересен составленный Воробьевым сборник «В помощь учителю. Библиографический указатель».
Сфера научных интересов кандидата педагогических наук, доцента МПГУ Зинаиды Шелестовой связана с методикой выразительного чтения. Выразительное чтение художественного произведения может стать для каждого глубоким нравственным уроком. Многолетний опыт научной и практической работы привел ученого к выводу, что секреты выразительного чтения связаны с жанром и стилем художественных произведений. Например, секретом усиления нравственной силы воздействия басен Ивана Крылова может стать искренность читающего: «Правдоподобие повествования обычно зависит от убежденности исполнителя. Он должен передавать содержание басни совершенно серьезно: не как аллегорический вымысел, а как истинное происшествие, которое как будто действительно случилось. Уверенность в действительности событий достигается искренностью и доверчивостью рассказчика». Есть также такой секрет: «Чтобы исполнение басен могло по-настоящему захватить слушателей, нужно еще во время предварительной работы над текстом накопить запас ярких и впечатляющих видений. Для этого чтецу необходимо представить в своем воображении ситуацию и действующих лиц в том виде, в каком предлагает их сам автор».
Алла Стрельникова - филолог-германист. В сферу ее научных интересов входят вопросы, связанные с нравственной проблематикой австрийской литературы XIX-XX вв. Алла Алексеевна указывает на то, что «во многом австрийское литературное наследие ХIХ века осталось недооцененным. Между тем в нем на редкость ясно проступает система ценностей, как нравственных, так и эстетических, которые неразрывно связаны с вопросами воспитания». Выступления Стрельниковой позволяют открывать для себя душеполезные стороны духовной жизни европейской культуры. Например, всеми участниками круглого стола в 2014 году был особенно отмечен и высоко оценен доклад Аллы Стрельниковой «Образ книги в нравственно-эстетической системе ценностей австрийских писателей XIX века».
Людмила Бодрягина много лет работает в рамках учебного предмета «Истоки». Для учителя эта работа многое значит. «Сбылась самая заветная мечта - говорить открыто с детьми и родителями, не прячась, о самом сокровенном: о Творце, о Церкви, о том, кто действительно нас всех объединяет, учит и защищает».
Православный педагог Любовь Тихомирова увлечена серьезнейшим вопросом - организацией первых шагов ребенка в храме. Она убеждена, что «ребенка надо не просто водить в храм, а вводить его в церковную жизнь». И начинать надо с малого - учить ребенка ставить свечки и класть поклоны, читать молитвы и помогать бедным, праздновать праздники и многое другое. Такие рекомендации помогают родителям и педагогам в формировании системы раннего воцерковления.
Ансамбль «Привадушки» детского сада «Алые паруса» - путь к освоению православных традиций русского народа. Праздничные песни и танцы, наряды и украшения - все это помогает ребенку с раннего детства окунуться в традиционный для нашей Родины уклад.
Ежегодно в работе круглого стола принимают участие педагоги, использующие в своей работе разработанную Дарьей Коробейник методическую модель урока, построенного на аксиоцентрическом принципе организации учебного материала. Особенностью этого урока является то, что в его основе лежат духовно-нравственные ценности. И благодаря этому одновременно с освоением учебного материала происходит духовно-нравственное развитие школьников.
Во встречах с педагогами принимали участие методисты городского методического центра Департамента образования Москвы Ярослав Мигдисов и Татьяна Комарова, а также помощник ректора Николо-Угрешской православной духовной семинарии по представительской работе Алексей Соловьев. Их советы и оценки всегда переосмысливаются и учитываются организаторами и участниками встреч.
Статьи участников круглого стола «Пути практической реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» публикуются в сборниках Международных Кирилло-Мефодиевских чтений. Материалы этого сборника входят в систему РИНЦ (Российский индекс научного цитирования). В этом году круглый стол будет проводиться 24 мая.
Кирилло-Мефодиевские чтения - всегда праздник. Праздник встречи с единомышленниками и соратниками по делу духовно-нравственного просвещения.