С​егодня самая неравнодушная часть российского общества - учителя - стремится к сохранению русской литературы и культуры, к осознанию своих исторических корней. Перед учителями встает непростая задача: как удержать своих учеников в поле исторической памяти, в границах родной культуры, как утвердить в их сознании нравственные нормы и высокие идеалы? Решения этих непростых задач от учителя требуют государство и общество. Педагоги всех предметов находятся в постоянном поиске ресурсов, которые смогли бы вызвать всплеск интеллектуальных интересов наперекор и вопреки процессу выгорания учителя и ученика. Конференция, проведенная на таком уровне предложенного содержания, кажется, такую возможность дала. Вокруг имени Николая Карамзина получили возможность объединиться ученики и учителя, студенты, преподаватели колледжей и ученые. С нашей точки зрения, этому способствовали два обстоятельства: во-первых, Карамзин уже при жизни воспринимался как высочайший нравственный авторитет. Он едва ли не единственный в истории отечественной культуры писатель и историк, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. И во-вторых, его честность во всем. Об этом писал Николай Гоголь: «Карамзин представляет точно явление необыкновенное... Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей...»
Личность и творчество Николая Михайловича оказались притягательными для учителей разных предметов: среди сорока человек выступающих были учителя географии, иностранного языка, истории, русского языка и литературы. Конференция была заявлена как междисциплинарная, но все-таки мы не ожидали, что количество учителей истории потребует организации отдельной секции. Разнообразие тем, выбранных учителями истории, подтвердило актуальность проблем, поставленных Карамзиным, в наше время, а качество докладов показало глубокую образованность учителей, их способность к исследовательской работе. Примером такой исследовательской работы стал доклад на тему «Некоторые аспекты противопоставления России и Европы в произведениях Карамзина» преподавателя Московского государственного образовательного комплекса В.М.Мишина. Доклад не только вызвал интерес слушателей, он вызвал и заинтересованную научную полемику, чего так не хватает в учительской среде. Не менее интересен был и доклад Алексея Смольникова, преподавателя того же учебного заведения. Тема доклада Алексея Анатольевича была связана с методикой преподавания предмета, с проблемой поиска новых и органичных для данного предмета технологий -  «Интерактивные методики на занятиях истории при знакомстве с «Историей государства Российского» Николая Карамзина».
Мы часто и привычно признаем, что великие люди прошлого остаются нашими современниками. Часто наши констатации всего лишь фразы. Подготовка к конференции многих участников заставила опытным путем в этом убедиться. Доклад учителя русского языка и литературы школы №896 Александры Цоглиной был посвящен взглядам Карамзина на образование и назывался «Николай Карамзин - о традициях и особенностях системы образования в России». Содержание доклада вызвало такой интерес, что доклад был прочитан не в аудитории на секции, а в зале. Для разъяснения приведем несколько цитат из доклада:
«По мнению Карамзина, главный недостаток современного общества и государства в том, что «воспитание сделалось... предметом роскоши». А развитию образования способствует, считает писатель, «определение достаточных сумм на его потребности», «избрание способных учителей». Один из недостатков системы он видит в отсутствии работы по повышению мотивации к учебе. После этого доклада зал единодушно признал Карамзина нашим современником и учителем. Думается, не будет лишним предложить всем почитать его статьи, посвященные проблемам образования (например, «О новых благородных училищах, заводимых в России», «О публичном преподавании наук в Московском университете»). И во всех работах Карамзин настойчиво напоминал об особом месте и роли учителя и призывал создать условия, для того чтобы учителя оставались в профессии, - повысить привлекательность столь важной для государства профессии («О новом образовании народного просвещения в России»)».
В статье нет возможности прокомментировать содержание всех докладов учителей и учащихся, содержательные и методические находки выступавших, но мы назовем наиболее яркие и запоминающиеся, определяющие направленность интересов и исследований:
«Отражение мира природы и жизни человека в поэзии Карамзина» (гимназия №1636 «Ника» - ученица 8-го класса Е.Иванова); «Повесть «Бедная Лиза» в восприятии читателя XXI века» (гимназия №1636 «Ника» - А.Тарасюк, К.Федченкова, С.Андресян); «Карамзин и Шишков. Как создавался язык поэзии?» (школа №556 - А.Тарусов); «Новаторство литературного языка в произведениях Карамзина» (школа №547 - ученица 8-го класса О.Федорова); «Карамзин и декабристы» (школа №547 - ученица 10-го класса А.Шангина); «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» - монархическая программа Карамзина» (многопрофильный лицей №1501, структурное подразделение №188 - ученик 9-го класса Б.Тарасюк), с такой же темой выступила ученица 10-го класса школы №556 К.Куприяненко; «Литературная готика в произведениях Карамзина и Лермонтова»  (школа №170 имени Антона Чехова - Е.Вегера); «О родительской любви и дочернем долге: по повести Николая Карамзина «Бедная Лиза» (гимназия №1636 «Ника» - учитель Людмила Рахманова); «Николай Карамзин у истоков русской журналистики» (школа №547 - учитель А.О.Белова); «Державин и Карамзин. Новая поэзия» (школа №556 - учитель Людмила Еремина); «Прогулка по Лондону, или О чем не рассказал Карамзин» (школа №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» - учитель английского языка Марина Котова); «Карамзин. «Бедная Лиза» - интерпретация средствами мультипликации» (школа №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» - учитель Елена Кузнецова). В конференции приняли участие ведущие литературоведы ИМЛИ РАН, преподаватели МПГУ, МИОО, сотрудники издательства «Просвещение».
- В конференции, которая была посвящена жизни и творчеству замечательного писателя, выдающегося историка и смелого реформатора русского литературного языка Николая Карамзина, - заметил ведущий эксперт издательства «Просвещение», кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры РФ Виктор Журавлев, -  приятно удивило многое. Во-первых, ее междисциплинарная гуманитарная направленность: прозвучали доклады по педагогике, истории, литературе, по русскому языку,  фольклористике. Во-вторых, то, что в конференции приняли активное участие и педагоги московских школ, и старшеклассники. В-третьих, заинтересованное и высокопрофессиональное участие ученых из московских научных центров - Института мировой литературы имени Максима Горького РАН, Московского государственного областного университета, Московского института открытого образования. И в-четвертых,   самое главное - прочувствованное эмоциональное, но в то же время строго научное содержание докладов.
Одно из главных положительных достоинств прозвучавших сообщений - их удивительная актуальность. Казалось, что Карамзин стал активным участником современных споров о содержании и методах образования (доклад Александры Цоглиной, школа №896), об отношениях России и Запада, о западниках и почвенниках (В.М.Мишин, Московский государственный образовательный комплекс), споров, которые длятся уже более двух столетий и достигли наивысшего напряжения в наши дни.
- Конференция еще раз показала неисчерпаемость творческого и научного наследия Николая Карамзина, - сказал главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, доктор филологических наук Всеволод Троицкий, - и доказала необходимость изучения его произведений в школе. Многие доклады столичных учителей, выступавших на этой конференции, порадовали своим высоким научным уровнем и искренней заинтересованностью творчеством Карамзина. Конференция была хорошо подготовлена и проведена с достойным энтузиазмом. Это не может не радовать.
О своевременности и полезности таких форм профессиональных контактов, возможности творческой самореализации говорят и учителя.
- Научно-исследовательские конференции, которые проводит Московский городской Дом учителя, - комментирует учитель школы №1770 «Московский кадетский музыкальный корпус» Елена Кузнецова, - ставят своей задачей не только подготовить квалифицированных руководителей исследовательских работ школьников, но и дать возможность самому учителю выступить в качестве исследователя. «Учитель» и «ученый» - однокоренные слова. И они не должны быть противопоставлены. Умения добывать знания и транслировать их сегодня объединены в единую методическую задачу.
Конференции этого года, посвященные творчеству Федора Достоевского (февраль) и Николая Карамзина (апрель), прошли на очень высоком научном уровне. Они были организованы так, что участие в конференциях стало необходимым, интересным, престижным не только для учителей-словесников, но и для историков, биологов, географов, учителей иностранного языка. К работе в жюри привлекают известных ученых-филологов, журналистов, писателей, актеров. По завершении конференции выпускается сборник работ. Темы, над которыми предлагают подумать, всегда очень интересны и, как никогда, актуальны сегодня. В поиске путей реализации задуманного учитель перечитывает, пересматривает множество литературных первоисточников, позволяющих качественно провести исследование. Более того, в функции учителя начинает входить не просто передача ограниченного набора знаний, умений и навыков и компетенций, а развитие у ученика исследовательской позиции, трансляции ему норм исследовательской деятельности. При этом мы хорошо знаем, что не владеющий культурной нормой деятельности человек затруднится в ее целенаправленной и полноценной трансляции. Важнейшее место в развитии теории и практики исследовательской деятельности учителей и учащихся занимают конференции, которые проводит МГДУ. Работа секций превращается в интереснейшие обсуждения и диспуты по тематике конференций. Выступления и молодых педагогов, и учителей со стажем, и старшеклассников вызывают глубочайший интерес и стимулируют к дальнейшей исследовательской деятельности.
- Конференция оставила противоречивые чувства, - отметил преподаватель Московского государственного образовательного комплекса В.М.Мишин. - С одной стороны, было приятно встретить в небольшом уютном актовом зале обычной московской школы столько неравнодушных. Было радостно осознавать, что есть немало людей, для которых работа в школе не сводится к рутине подготовки к ЕГЭ. Собравшихся интересовали вопросы совсем иного рода - патриотизм, нравственность, любовь к русскому слову, уважение к собственной истории. Те ценности, которые каждый настоящий педагог просто обязан донести до детей. С другой стороны, конференция навеяла мысль о том, как не хватает нам таких встреч. Как мало есть у нас возможностей поговорить о вечном, наболевшем. То есть обо всем том, о чем писал Николай Михайлович Карамзин.
Конференция состоялась. Но не только благодаря нашему искреннему желанию содействовать просвещению московского учительства и помогать в их труднейшем служении.
Она состоялась еще и потому, что на просторах московского образования есть очень скромная и по-настоящему хорошая школа №547, коллектив которой под руководством директора Ольги Белоусовой разделил нашу любовь к Карамзину и помог организовать конференцию своим прямым участием во всех ее этапах.
А всем, кто не сумел поучаствовать, мы обещаем подарить «Сборник материалов конференции» и приглашаем присоединиться в новом учебном году к разговору о другом великом соотечественнике - Гаврииле Державине.

Лариса ЧЕРНИЧЕНКО, методист Московского городского Дома учителя