А потом было долгое ожидание результатов заочного этапа краевого конкурса. Замечу, что в Алтайском крае «Педагогический дебют» является номинацией конкурса «Учитель года Алтая». Попасть в десятку финалистов было пределом мечтаний. Случилось. Я в финале. Я и еще девять молодых учителей. Но что-то гложет. И я знаю что. По стажу (в школе я третий год) это мой конкурс, а вот по возрасту - нет. Кого мы представляем, когда слышим «молодой учитель»? Полагаю, образы схожие. Я же выпадаю из общих представлений. Получив педагогическое образование, в школу пришла лишь спустя четырнадцать лет. А до этого была журналистика - репортажи, статьи, очерки, прямые эфиры. Как буду выглядеть на фоне совсем юных учителей, вчерашних студентов? И снова ожидание.
25 января - старт номинации «Педагогический дебют-2016» краевого конкурса «Учитель года Алтая». Событие. Дождалась. Молодые увлеченные педагоги-конкурсанты, отзывчивые и любознательные школьники, высокопрофессиональные, не очень строгие члены жюри. Встречи. Интересное общение. Опыт. Оглашение имен лауреатов - радость, победителей - ликование. Победила! Камеры, фотоаппараты, интервью. Эйфория - состояние кратковременное. Потом опустошение. А с вами так же?
Победа в региональном конкурсе дала возможность замахнуться на всероссийский. Но снова долгое, почти мучительное ожидание результатов заочного этапа. Редкий человек не спрашивал: «Когда в Москву?» Что ответить? «Не знаю, может, никогда»? Список финалистов появился 10 марта на сайте Ассоциации лучших школ. И обозначилась очередная дата - 11 апреля. Это начало Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2016». Страшно и интересно. Ожидание неизведанного, неиспытанного, совершенно нового. Подготовка, поиск, сомнения, советы. Радость открытия.
Вот уже и заветное число (как-то стремительно приблизилось). Четырехчасовой перелет и... Привет, Москва! Здравствуй, гимназия №1518!
В первый день не помнила себя. Вокруг много незнакомых людей. Новые лица, голоса, интерьеры. Суматоха и головокружение. А еще усталость с дороги и такая чувствительная разница во времени (четыре часа как-никак). Потом знакомства. И вопросы, вопросы, вопросы... Ответы получены - стало спокойнее.
Впереди три испытания: презентация опыта, учебное занятие, публичное выступление. Конкурсанты знали это заранее, подготовились дома. Самым важным было побороть волнение и выдать все, что намечено.
Всех участников разделили по предметным группам. И расписание у каждого было свое. Для филологов (к коим отношусь) и историков первым этапом стала презентация опыта. Скажу я вам, опыт этот хоть и небольшой, но богатый. Говорили о проектной деятельности, организации групповой работы, использовании персональных сайтов в образовательных целях, создании буктрейлеров. Молодые, увлеченные, творческие и не по годам серьезные педагоги делились с коллегами своими находками, и каждый, думаю, определил для себя главных соперников (конкурс все-таки). Я выступала первой, представляла действующий проект «Школьный театр», в реализации которого принимают участие не только ученики, но и учителя, и родители, и даже воспитанники детского сада. Пять постановок за полтора года. Немного, но интерес высок, тем более что в моем маленьком городе Яровое театров нет.
Главное испытание для учителей - урок. Момент истины. Что-то может пойти не по сценарию, и к этому надо быть готовым, а еще... многое в руках детей. Увлекутся, удивятся, влюбятся - полдела сделано. Признаюсь честно, я не смотрела уроки коллег-филологов, потому что знала, что начну метаться, переосмысливать, на ходу менять сценарий и, возможно, загублю его.
В расписании мой урок четвертый. Восьмой класс. Русский язык. Вводные конструкции. Тема непростая, но в плане ей отведено лишь два часа. Шестнадцать ребят помогали воплотить сценарий урока в жизнь. Сначала было трудно и мне, и им (заранее познакомиться не удалось). Но тема увлекла, и все раскрепостились. Вводные конструкции мы изучали не по учебнику, а по медиатекстам. Школьники с интересом анализировали телевизионные сюжеты и публикации блогеров, находили в них вводные слова и делали выводы о влиянии этих самых слов на смысл текста и на наше восприятие. Идеи медиаобразования нашли воплощение на уроке русского языка. Ребята ощутили, как меняется их отношение к информации в зависимости от значения вводных конструкций. Скрытые смыслы восьмиклассники сделали явными. Во время самоанализа члены жюри, которые, похоже, впервые услышали о медиаобразовании и заинтересовались его идеями, задавали вопросы. Вышла из аудитории. Цели достигнуты, но недовольна. Можно лучше. Всегда можно лучше.
Последним испытанием для молодых учителей было публичное выступление. Раньше казалось, что это самое простое для меня. Выступать на публике приходилось часто. Но волнение дало о себе знать, и колени задрожали. Снова говорила о медиаобразовании и его роли в формировании активной личности, способной противостоять информационному натиску. Задача учителя - быть рядом с детьми и помочь им разобраться в цунами информации, научить управлять собой в информационной стихии, а может быть, и подчинять ее себе. И здесь мне помогает журналистский опыт - знаю уловки медийщиков.
Конкурсанты говорили о мужском воспитании, о самопознании, о системе школьной медиации, об инклюзивном образовании. Тоже волновались, но в голосах были слышны нотки радости, особенно к концу речи. Еще бы! Последний конкурсный этап завершен.
Одним из ярчайших впечатлений о последнем конкурсном дне и о самом конкурсе останется знакомство с профессором, доктором филологических наук, ведущим телеканала «Культура» Владимиром Аннушкиным. Говорил о риторике и словесности. Как развивать ораторские способности? Как правильно выступать перед аудиторией? Для чего человеку язык? Честно законспектировала всю лекцию. Удивительно многогранный человек, увлеченный и увлекающий. О нем нужна отдельная статья, и не одна.
А на следующий день после очередного мастер-класса все дебютанты, члены жюри и организаторы конкурса встретились у десятого подъезда Государственной Думы. В малом зале Госдумы светло и уютно. Политики образования заняли место в президиуме, участники - в зале. Речи короткие. Высокие гости (вернее, хозяева) говорили о значимости профессии учителя, желали участникам остаться в ней, совершенствоваться и продолжать менять мир к лучшему.
Все с нетерпением ждали, когда же председатель жюри, ректор Государственного института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор педагогических наук, профессор Маргарита Русецкая вскроет конверт с именами победителей. Многие желали бы оказаться в этом списке, и многие были достойны.
Но конкурс есть конкурс. В номинации «Молодые учителя» шесть победителей. Это учитель физики Леонид Дедюха (Новосибирск), учитель английского языка Кристина Маркина (Ульяновская область), учитель математики Иван Меньшиков (Санкт-Петербург), учитель французского языка Елена Смирнова (Самарская область), учитель начальных классов Айтуган Тагиров (Республика Башкортостан) и учитель русского языка и литературы Ксения Уткина (Санкт-Петербург).
Обратили внимание? Три девушки и три представителя сильного пола. Отрадно было видеть на конкурсе столько молодых, энергичных учителей-мужчин. Только в нашей номинации их девятнадцать.
Вечером всех ждал подарок от профсоюза - поход в театр МДМ на мюзикл «Призрак оперы». Любовь в схватке со смертью. Волшебные голоса артистов, световые иллюзии, яркие костюмы, разнообразные спецэффекты вовлекали зрителя в мистическое действо. И любовь снова победила.
16 апреля. Москва. Снег с дождем. Расставание. Конкурс завершен.
Каким он был?
Интересным. Пятьдесят увлеченных педагогов, тридцать из которых - победители региональных конкурсов. Серьезная борьба. Нет, не то. Какой смысл в борьбе единомышленников? Это фестиваль идей, творчества, молодости, если хотите.
Трудным. Несомненно. Собраться и показать все, что умеешь, донести до коллег и жюри то, что важно для тебя, увлечь, заинтересовать... Это непросто. Но, поверьте, возможно. У меня, кажется, получилось.
Полезным. Еще бы! Столько идей, которыми конкурсанты с радостью делились! А встречи с опытными коллегами в «Творческих мастерских». Учеба и работа над собой во время конкурсных испытаний, самоанализа, общения в неформальной обстановке и ночной рефлексии наедине с собой в гостиничном номере.
Молниеносным. Шесть дней промчались вихрем, снова опустошив. Знаю, это временно. Уже проходит.
Нужным. Конкурс закончился, а вместе с ним завершается и важный этап. Этап определения себя в профессии. Многое переосмыслила и поняла. Окончательно утвердилась, что это мой путь. Хочу им следовать: развиваться, искать, творить, идти вперед. Там, впереди, совершенно точно, много трудного и интересного, и я безумно желаю это преодолеть и пережить.

​Ольга БОЙКО, учитель русского языка и литературы школы №19, Яровое, Алтайский край