Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др., презентация  PowerPoint, раздаточный материал с практическими заданиями. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой; «Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка» В.И.Даля.
Тип урока: изучение нового материала.
 
 Ход урока
Организационный момент
Учитель приветствует учеников, желает успехов.
Учитель: Употребив записанное на доске словосочетание «еще красивее», сделайте своему однокласснику комплимент или пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

Актуализация имеющихся знаний, повторение изученного
Верные и неверные утверждения
Выберите из данных утверждений верные (запишите цифры, соответствующие верным утверждениям):
1. Слово имеет лексическое и грамматические значения.
2. Лексика изучается в специальном разделе науки о языке лексикологии.
3. Толковый словарь - это любой словарь, сделанный хорошо, с толком.
4. Толковые словари состоят из словарных статей, в которых объясняется только прямое значение слова.
5. Слова, различные по звучанию и написанию, но близкие по лексическому значению, называются синонимами.
6. Омонимы - это слова с противоположным лексическим значением.
7. Слово «бурак» - диалектное слово.
8. Слово «сторонушка» эмоционально окрашенное.
9. Слова «старый - старинный» - паронимы.
10. Слова «ветшать - возрождаться» - синонимы.
Взаимопроверка по ключу: 1, 2, 5, 7, 8, 9. Оценивание.
Учитель: Обратимся к десятому утверждению. Исправьте его. Подберите к слову «ветшать» синоним. (Ветшать - устаревать.) Обратимся к эпиграфу к нашему сегодняшнему уроку.
Эпиграф к уроку
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты.
Но, как извечная трава,
Все ж пробиваются сквозь
плиты.
(Роберт Рождественский)

Учитель: Как вы понимаете слова поэта XX века Роберта Рождественского? О каком языковом явлении говорит писатель? (Учащиеся отвечают.)
Мы с вами уже знаем, что наш язык живой, изменяется, откликается на каждое новое открытие или событие, происходящее в мире. Слова в языке, как и люди, живут в нем, рождаются и умирают. Одни существуют столетиями и не собираются покидать свой дом, другие исчезают со своей эпохой. Об исчезающих из языка словах мы и поговорим. Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. (Записывают тему урока.) А что бы вы хотели узнать об устаревших словах? (Постановка учебной задачи.)
Учащиеся задают вопросы: Какие слова мы можем назвать устаревшими? По какой причине устаревают слова? Где можно найти толкование устаревших слов? Используются ли в современной речи устаревшие слова? Какова сфера употребления устаревших слов? А нужны ли они нам, современным школьникам?

Мотивационный этап
Учитель: Изучив сегодняшнюю тему, мы сможем решить лингвистическую задачу, которая была дана участникам муниципальной олимпиады в этом учебном году. (Отсроченная задача.)
Решите лингвистическую задачу
Левый приток Днепра предположительно получил название Десна в VI-VII вв., когда славянские племена переселялись по Днепру на север. По мнению ученых, это название связано с тем, что:
(А) Десна находится слева от Днепра, если стоять лицом к северу;
(Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу;
(В) место слияния Десны и Днепра напоминает очертаниями зуб;
(Г) Десна была десятой по счету рекой, которая встретилась переселенцам;
(Д) это сокращение фразы: Днепр есть с нами!

Учитель: Может быть, у вас уже есть предположения, какой вариант ответа верный? Поставьте значок вопроса. А проверим в конце урока.
О замечательной брянской реке идет речь в задаче.
«Ты знаешь край, где все
обильем дышит,
Где реки льются чище серебра…»
Это край, куда так стремился душой поэт Алексей Константинович Толстой. Наш сегодняшний урок мы посвящаем творчеству Алексея Толстого.
Короткий доклад с элементами исследования (домашняя индивидуальная работа)
Алексей Константинович Толстой, талантливый поэт и драматург, наш земляк.
Детские годы поэта прошли в селе Красный Рог, живописном имении его матери, внучки графа Разумовского. Сюда он любил приезжать. Когда стал взрослым, жил здесь после выхода в отставку. В Красном Роге, своем любимом имении, он и похоронен. У А.К.Толстого много произведений, рассказывающих о его любви к природе родного края. Кто не знает этих строк?
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Прочитав это стихотворение, я задался вопросом: а что означает слово «гой»? Чтобы ответить на него, обратился к Толковому словарю Даля. Вот что я узнал: «гой» - междометие, вызывательное восклицание, ободрительный возглас. Образовано оно от существовавшего когда-то в нашем языке слова «гоить», т. е. жить, здравствовать. Теперь становится понятно, что «гой» - это «живи и здравствуй». Только остается один вопрос: почему такое замечательное слово вышло из употребления и много ли таких интересных, но уже исчезнувших слов мы можем встретить в произведениях А.К.Толстого?
Учитель: Постараемся ответить и на этот вопрос.

Изучение нового материала. Самостоятельное исследование в паре
Задание 1
Прочитайте текст:
Без отдыха пирует с дружиной
удалой
Иван Васильич Грозный
под матушкой-Москвой.
Ковшами золотыми столов
блистает ряд,
Разгульные за ними опричники
сидят.
С вечерни льются вина
на царские ковры,
Поют ему с полночи лихие
гусляры…
Тут встал и поднял кубок
Репнин, правдивый князь:
«Опричнина да сгинет!» -
он рек, перекрестясь.
(Отрывок из баллады А.К.Толстого «Князь Михайло Репнин»)

Доклад учащегося об исторических произведениях А.К.Толстого
Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех творениях писателя.
Произведения А.К.Толстого на исторические темы в основном охватывают два периода: Киевско-Новгородская Русь, которой посвящены многочисленные баллады («Илья Муромец», «Садко», «Змей Тугарин» и др.), и времена Ивана Грозного (баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия - трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»).
Самостоятельное исследование в паре отрывка из баллады А.К.Толстого «Князь Михайло Репнин»
Задание - найдите и выпишите устаревшие слова группами:
1-я группа - не существующие в современной жизни явления и предметы;
2-я группа - существующие понятия, которые были заменены новыми словами.
Учитель: Как вы думаете, слова какой группы можно назвать историзмами? Какие - архаизмами (от греч. «древний»)? Объясните свой выбор. К активному или пассивному словарному запасу вы отнесете эти слова? Объясните значения слов.
Примерный ответ одной из групп
Из стихотворения мы выписали следующие устаревшие слова:
1. Дружина
Опричники
Гусляры
Князь
Опричнина
2. Рек
Мы думаем, что слова первой группы можно назвать историзмами, потому что они обозначают явления, которые ушли из нашей жизни, остались в истории. Слово второй группы - «рек» - архаизм, так как означает «сказал», т. е. понятие существует в языке, но заменено новым словом-синонимом. Устаревшие слова относятся к пассивному словарному запасу.
Учитель: Сравните свой вывод с выводом в учебнике.
Работа с учебником (параграф 19).
Закрепление изученного.

Задание 2
Даны предложения из поэтического наследия А.К.Толстого. Слайд №13.
1. Гости едут на конях.
Машут булавами. («Колокольчики мои, цветики степные!»)
2. На челе его горит шапка Мономаха. («Колокольчики мои, цветики степные!»)
3. Я вышел в поле без кольчуги
И гибну раненный в бою.
(«Господь, меня готовя к бою…»)
4. Ой стоги, стоги,
На лугу широком!
Вас не перечесть.
Не окинуть оком!
(«Ой стоги, стоги…»)
5. И мне десницею святою
Он указал правдивый путь.
(«Господь, меня готовя к бою…»)
6. Садится на кочку, поросшую
мхом,
Персты возлагает на гусли.
(«Слепой»)
Учитель: Выпишите только архаизмы. Какими синонимами, употребляемыми в современном языке, их можно заменить? Проверьте по словарю.
Ответ: Чело - лоб, око - глаз, десница - правая рука, персты - пальцы.

Задание 3
Соотнесите архаизмы с современными синонимами.
1-я карточка: длань, десница, щуйца, выя, ланиты, рамена, вежды.
2-я карточка: шея, правая рука, левая рука, ладонь, щеки, плечи, веки.
Работа в паре по карточкам, у первого варианта архаизмы, у второго современные синонимы.

Физкультминутка
Учитель: Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу.
Укажите перстами чело, очи, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь.
Погрозите перстом соседу. Улыбнитесь.
Работа в группах (группы девочек и группы мальчиков)
Задание для девочек
Прочитайте отрывок из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о боярыне Морозовой и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом.
Елена с сенными девушками сидела под липами на скамье, у самого частокола. На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукава, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками. Такие же серьги висели по самые плечи; голову покрывал кокошник с жемчужными наклонами, а сафьянные сапожки блестели золотой нашивкой.
1. Докажите, что это текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Определите тему текста и идею.
4. Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.
5. Историзмы или архаизмы встретились в тексте?
6. Используя эти слова и картину Константина Маковского «Боярыня», расскажите мальчикам о русском старинном женском наряде.
Задание для мальчиков
Прочитайте из романа А.К.Толстого «Князь Серебряный» о князе Вяземском и выполните задания. Подготовьте выступление перед классом.
На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком… Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги… Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером, которое качалось от каждого движения, играя солнечными лучами.
1. Докажите, что это текст.
2. Определите стиль и тип речи.
3. Определите тему текста и идею.
4. Найдите в словаре Ожегова или Даля выделенные слова, определите их значение.
5. Историзмы или архаизмы встретились в тексте?
6. Используя эти слова и картину Михаила Авилова «Царевич Иван на прогулке», расскажите девочкам о русском старинном княжеском одеянии.

Отчет групп
Примерные варианты выступлений:
1. Перед нами текст, так как состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Стиль - художественный, тип речи - описание. Тема текста - описание одежды девушки, идея - красота женского костюма. В тексте употреблены историзмы: летник, кокошник, сафьянные; архаизмы: аксамитный, яхонтовый.
Используя текст и толковые словари, мы узнали, что наряд боярыни состоял из аксамитного (бархатного) летника (легкого летнего сарафана) с яхонтовыми (рубиновыми) пуговицами, с кисейными рукавами. Голову покрывал кокошник (нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью). Несмотря на лето, ножки боярыни в сафьянных (сделанных из козлиной или овечьей кожи) сапожках.
2. Перед нами текст, так как состоит из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Стиль - художественный, тип речи - описание. Тема текста - описание княжеского наряда, идея - красота и богатство княжеского костюма. В тексте употреблены историзмы: кафтан, кушак, опашень, мурмолка, сафьянные.
Используя текст и толковые словари, мы узнали, что на князе кафтан (старинная мужская долгополая одежда), подпоясанный кушаком (широким матерчатым поясом). Поверх кафтана накинут опашень (летняя верхняя одежда, широкий долгополый кафтан). Малиновые штаны заправлены в сафьянные (сделанные из козлиной или овечьей кожи) сапоги. Голову покрывает мурмолка (мужская шапка с меховой опушкой).

Учитель: С какой целью писатели, поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова? (Эти слова наглядно, точно показывают, как жили люди в далеком прошлом.)
Алексей Константинович Толстой заканчивает свой роман «Князь Серебряный» так:
«Ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как древо; и многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего».
Как вы понимаете эту мысль? Соотнесите с эпиграфом к нашему уроку, решите отложенную лингвистическую задачу и сделайте вывод, надо ли вам, современным школьникам, изучать устаревшие слова.

Решение лингвистической задачи
Верный ответ: (Б) Десна находится справа от Днепра, если стоять лицом к северу. Решить задачу нам помог архаизм «десница», что значит «правая рука».

Подведение итогов урока
Ответы учащихся:
Устаревшие слова украшают нашу речь, делают ее выразительной.
Устаревшие слова - это подарок от предков, мы должны его бережно хранить.
Устаревшие слова часто используются писателями и поэтами в художественных произведениях, помогая нам понять, представить историческую эпоху.
Чтобы хорошо знать свой язык, понимать значения современных слов, надо знать историю языка.

Рефлексия учебной деятельности
Продолжите предложения:
1. Я узнал…
2. Мне запомнилось… и понравилось…
3. Я оцениваю свою работу на уроке…

Домашнее задание: изучить п. 19, сделать упр. 85, индивидуальное сообщение: 1) о старинных русских мерах длины и веса; 2) о названиях денежных единиц; 3) об оружии и воинских доспехах в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный».

​Ирина ГОРЛОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №1 города Почепа Брянской области