Урок разработан на основе методики Н.А.Чураковой. Автор предлагает уникальную систему развития коммуникативных способностей детей на основе работы с живописным произведением. Учитель приглашает младших школьников «войти в картину», рассмотреть ее при помощи специальных инструментов из картона («зоркое око» - по форме похоже на лупу, «волшебное окно» - рамка, указатель - стрелка). Все это необходимо для того, чтобы разгадать секрет картины. Разгаданная тайна - предмет для философских рассуждений младших школьников о красоте, дружбе, счастье.
Занятие провела Эмилия Пилипчук.
Планируемые результаты
Предметные: ученики разгадают секрет картины и напишут мини-сочинение «Как беречь красоту».
Познавательные УУД: младшие школьники выполнят анализ картины, классификацию объектов, сформулируют выводы и умозаключения.
Регулятивные УУД: принятие и удержание цели урока учениками, осуществление прогнозирования, саморегуляции, оценки собственной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: включение младших школьников в учебный диалог, направленный на изложение своих мыслей в мини-сочинении.
Личностные результаты: самоопределение в понимании красоты и необходимости бережного отношения к ней.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: В Курске есть картинная галерея имени А.А.Дейнеки. Недавно в нашей картинной галерее была выставка полотен, которые приехали из Государственного русского музея (Санкт-Петербург). А картины из Курска выставлялись в залах Третьяковской галереи в Москве. Значит, картины путешествуют, как люди! Я тоже хочу пригласить вас в необычное путешествие. Мы отправляемся в Лондон, в Британскую национальную галерею, которая была основана в 1824 году, сейчас там хранится 2,5 тысячи картин. Здесь представлены лучшие школы европейской живописи. Мы идем по залам и… Вот картина, мимо которой нам не пройти, в ней есть тайное послание художника.
Что вы можете узнать сами об этой картине? (Называется картина «Фрукты и цветы в терракотовой вазе». Написал ее художник Георг Якоб Ян Ван Ос. Художник работал над картиной с 1777 по 1778 год.)
Попробуйте задать картине вопросы. (Из какой страны художник? Почему так долго работал над картиной? В чем секрет этой картины?)
На первый вопрос я отвечу сама: художник - голландец. А вот на уроке мы ответим на два вопроса:
1. Почему Ян Ван Ос писал картину целый год?
2. Какое тайное послание оставил нам великий художник?
Ответив на эти вопросы, мы разгадаем главный секрет картины. Возьмите открытки с репродукцией картины и инструменты: «зоркое око», «волшебное окно», указатели.
2. Проблемный диалог
Учитель: Давайте попробуем войти в картину. Возьмите указатель, зайдем с левого нижнего угла. Стоп! Войти не можем, мешает столик! С правого нижнего угла тоже не удастся войти - снова стол. Отложите указатели, попробуем войти в картину взглядом, для этого надо сделать три шага.
Шаг первый: для того чтобы попасть в картину взглядом, надо научиться подмечать, что кажется нам ближе, а что дальше. Найдите стрекозу, птичье гнездо с яйцами, дворец с колоннами. Что, вам кажется, расположено дальше, а что ближе?
Первый шаг вы сделали. Делаем шаг второй. Мы должны научиться подмечать самые незаметные подробности. Найдите и покажите «зорким оком» улитку, бабочек, ос. Возьмите «волшебное окно», выделите им пионы, улитку и бабочку. Положите рамку так, чтобы было красиво.
Какая красота! Нам осталось сделать третий шаг. На какие группы можно разделить все объекты натюрморта?
Как все перемешалось, как все закручено, похоже на волну! Встаньте, покажите, в какую сторону поднялась и закрутилась волна. Что произойдет с волной через миг? (Она упадет.)
Что находится на гребне волны? (Ананас.) На чем он держится? (На цветах.) Перечислите, что может выпасть из волны. Догадались, почему художник писал картину целый год? (Поставить на стол такой натюрморт невозможно. Все упадет. Художник рисовал каждый предмет отдельно.)
Вот первый секрет и разгадали. Все предметы, мы это с вами уже обсудили, закручены в волну. Сколько живет волна? Что этим нам хотел сказать художник? (Красота хрупка и беззащитна.)
Где хранится красота? Красота еще хранится в книгах. Сегодня вы начнете писать книгу «Как сохранить красоту». Размышляйте, я желаю, чтобы ваши мысли были красивыми. Не забудьте, ваш почерк - это тоже красота.
3. Самостоятельная работа
Высказывания школьников. Создание мини-сочинения «Как сохранить красоту». Чтение мини-сочинений. Объединение сочинений в книгу.
4. Подведение итогов
В 4-м классе обязательно вернитесь к этой теме и снова напишите сочинения. Интересно будет посмотреть, как вы вырастете духовно, а вырастете вы обязательно, ведь уже сейчас, уважаемые третьеклассники, вы поняли очень важное - красота хрупка и беззащитна, она нуждается в нашей защите. Вы сами сегодня создали красивые сочинения, я желаю всем красивых поступков!

​Ольга БАЙБАКОВА, зав. кафедрой дошкольного и начального образования Курского института развития образования;
Эмилия ПИЛИПЧУК, учитель начальных классов гимназии №4 Курска;
Анна ТРАВИНА, зам. директора по УВР, учитель начальных классов средней школы №18 имени А.С.Сергеева Курска