Примечательно, что сейчас вуз готовит не только педагогов, но и специалистов для других сфер жизни нашего общества - управленцев, экономистов, юристов, политологов, а в ближайшем будущем, возможно, станет обучать и врачей.
Особенное внимание в университете уделяется вузовской науке, научно-исследовательской деятельностью здесь занимаются не только маститые ученые, но и студенты. В этом году в университете прошел Международный фестиваль науки. Он продолжался более трех недель и стал ярким событием в жизни вуза. О перспективах развития Московского государственного областного университета и о том, какое внимание здесь уделяется науке, в том числе студенческой, мы говорим с ректором МГОУ Павлом Николаевичем Хроменковым.
- Мы не отказываемся от своей истории и своих традиций, ведь МГОУ - это в недавнем прошлом Московский педагогический институт имени Н.К.Крупской. Мы продолжаем готовить педагогические кадры для Московской области, если говорить в процентном отношении, то половину наших профилей подготовки занимает педагогическое образование, остальные направления классического профиля. Мы гордимся тем, что в советское время каждый третий учитель Московской области был нашим выпускником. Примечательно, что все министры Московской области - наши выпускники, и сенатор Лидия Антонова, и нынешний министр образования Марина Захарова. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013» Андрей Сиденко тоже выпускник МГОУ. Его успехи высоко оценила мировая общественность, и в этом немалая заслуга наших педагогов, которые выращивают в стенах университета талантливых ребят. Наш вуз окончили такие известные люди, как писатель Юрий Поляков, Владимир Войнович, поэт Владимир Вишневский, ведущие телевизионных программ центрального телевидения Светлана Моргунова, Екатерина Андреева, первая олимпийская чемпионка СССР Нина Пономарева, прославленные хоккеисты Александр Мальцев, Зинэтула Билялетдинов, Александр Якушев.
- Павел Николаевич, сейчас продолжаются дискуссии о том, каким быть педагогическому образованию. В каком направлении, на ваш взгляд, оно должно развиваться?
- Я считаю, что студент, обучаясь в стенах университета, должен знать, что такое школа, что такое дети, какие существуют основные сложности и проблемы в современном образовании. В этой связи хочу подчеркнуть, что у нас установились очень тесные связи с базовыми школами, где наши студенты проходят практику. Весьма активно вуз работает и по повышению квалификации педагогов Московской области. Наш университет организует работу с одаренными детьми Московской области, так, на базе МГОУ проходят различные олимпиады - и по лингвистике, и по истории, и по праву...  Мы ведем активное сотрудничество с ведущими специалистами  в этой области и, конечно же, с создателем стандарта Евгением Александровичем Ямбургом. Кроме того, я убежден, что помимо профессиональных качеств очень важны чисто человеческие, учитель должен быть личностью...
- Я знаю, что вы мечтаете открыть еще два факультета - инженерный и медицинский.
- Да, это давняя мечта. Из-за нехватки средств, к сожалению, реализовать ее не так-то просто. Важно, что нас в этом отношении поддержала ректор РАО академик Людмила Вербицкая, уже есть договоренность с МОНИКИ. Открыв эти два факультета, мы в полной мере станем классическим университетом. Вообще мы стараемся ориентироваться на рынок труда Московской области, так, недавно открыли такое направление, как «менеджмент в сфере здравоохранения», там преподают не только наши, но и лучшие зарубежные преподаватели. К нам приезжают специалисты из Германии, знаменитых немецких клиник. С областной антимонопольной службой мы создали кафедру конкурентного управления, готовим специалистов, которые будут работать в области закупок, управленцев для правительства Московской области. Хотел бы отметить наш факультет специальной педагогики, где мы работаем в тесном взаимодействии со специализированными коррекционными школами Подмосковья. Примечательно, что сейчас мы готовим специалистов не только для коррекционных школ, но и для общеобразовательных, которые работают по инклюзивным программам.
- Не так давно в вузе прошло грандиозное мероприятие - Международный фестиваль науки.
- Мы посвятили его 85-летию нашего университета. В течение трех недель проходили научные семинары, открытые лекции, форумы и круглые столы. В рамках этого фестиваля у нас проходили межвузовский круглый стол «Педагог нового поколения», мастер-класс «Передовые технологии в образовании», круглый стол «Современные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями». Наше студенческое научное общество активно участвовало в этом фестивале. Научные исследования студентов МГОУ получают высокое признание. Так, в этом году наш студент Александр Курилов получил золотую медаль РАН за работу по физике, а в 2014-м такой же наградой был отмечен Александр Чаусов, теперь это кандидат наук, он организует научные исследования молодежи в области физики. Многие наши научные проекты были успешно представлены на Международном салоне образования, недавно прошедшем на ВДНХ. Особо хочется отметить исследования по грантам Президента РФ для государственной поддержки российских молодых ученых. Молодые ученые нашего вуза регулярно принимают участие в научных конкурсах и побеждают в значимых научных мероприятиях: Московской научно-практической конференции «Студенческая весна», Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи, Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России».
- Я знаю, что МГОУ является участником инновационного биотехнологического кластера...
- Да, университет создал научно-образовательные центры в Пущино и Черноголовке. Мы  завершили современное оснащение научно-образовательного центра в Пущино и Черноголовке, где расположено уникальное лабораторное оборудование биомедицинского, химико-биологического и биотехнологического направлений. Они должны стать центром исследований наших молодых ученых. Научно-образовательный центр есть и в Мытищах, там находится секвеном (генетический анализатор) - это уникальное научное оборудование, на котором ведутся активные научные исследования в области молекулярной биологии и  биохимии. С его помощью можно проводить исследования в области фармакологии, диагностики и терапии социально значимых заболеваний, в том числе онкологических,  а также прогонозировать предрасположенность к возникновению заболеваний и диагностировать их на ранней стадии. Примечательно, что такие исследования можно проводить для разных регионов России и зарубежных партнеров. Мы открыты для активного научного сотрудничества.
 - Павел Николаевич, в МГОУ есть целый ряд научных центров и лабораторий, которым нет равных в стране, расскажите о наиболее важных исследованиях вуза.
- Так, например, в лаборатории охраны и восстановления редких видов растений ученые университета изучают актуальные вопросы сохранения биологического разнообразия редких видов растений Московской области. Это делается методами семенного размножения с их последующей адаптацией. В лаборатории экологической биохимии изучаются на молекулярно-генетическом и биохимическом уровнях проблемы влияния абиотических и биотических факторов на биоценозы в экосистемах регионов России. Наши ученые ведут исследования по влиянию хозяйственной деятельности на экосистемы урбанизированных территорий, на генетический состав популяций видов. И это далеко не полный перечень уникальных по своим свойствам научных разработок МГОУ. В университете проводятся исследования по восьми отраслям наук, охватывающим физико-математический, естественно-научный, общественный и гуманитарный блоки. У нас успешно работают 18 научных школ. Их разработки стали основой многочисленных научных открытий. Так, именно в МГОУ создана ведущая российская научная школа в области технических и инженерных наук, на базе которой проводятся исследования «Индустрия наносистем» и «Информационно-телекоммуникационные системы». Учеными университета достигнуты значимые результаты в сфере разработки материалов для жидкокристаллических дисплеев и создания технологии средств отображения информации для перспективных информационных систем. Университет играет важную роль в сохранении, изучении и пропаганде культурного наследия России, ее истории, литературы и искусства. Хочу отметить, что наши ученые участвовали в разработке и написании учебников истории в соответствии с историко-культурным стандартом. У нас работают авторы учебников по праву и обществознанию, русскому языку, биологии. По этим учебникам учится вся Россия, они включены в Федеральный перечень учебников.
- Павел Николаевич, каким вы видите университет будущего?
- Это образовательный, научный, духовный и культурный центр Московской области, который соответствует всем международным требованиям, а главное - мне бы хотелось, чтобы это был живой университет. Университет, куда с радостью приходили бы студенты и преподаватели, где была бы создана особая атмосфера научных исследований. Хотелось бы, чтобы оценивали эффективность работы университета не только по формальным показателям, но прежде всего по его выпускникам. Если же мы говорим о педагогических специальностях, то здесь очень важно не только дать знания нашим выпускникам, но и сформировать личность, от которой во многом зависит будущее ребенка.