По мнению авторов, Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года слишком абстрактно регулирует отношения в сфере образования, изобилует отсылочными нормами. Необходимость принятия нового законопроекта они объясняют потребностью, с одной стороны, в развитии образовательного законодательства, конкретизации ряда его положений, а с другой - в ликвидации не оправдавших себя новаций последних лет.
Согласно проекту закона ежегодные расходы консолидированного бюджета страны на образование должны составлять не менее 7% ВВП (сегодня - около 3,9%).
Федеральные государственные стандарты общего образования, по замыслу авторов, должны включать в себя базисный учебный план и базовое содержание образовательных программ по обязательным учебным предметам. При этом перечень обязательных школьных предметов, включая астрономию, приведен в самом законопроекте.
Размер средней ставки зарплаты или должностного оклада учителей согласно документу должен превышать средний размер оплаты труда в регионе и быть не меньше, чем средний размер оплаты труда в целом по России. У мастеров производственного обучения и преподавателей профессиональных образовательных учреждений он должен быть не ниже полуторного среднего размера оплаты труда в РФ, а у профессорско-преподавательского состава вузов - не ниже двукратного.
Кроме того, законопроект устанавливает ежемесячные надбавки педагогическим работникам за ученую степень независимо от типа образовательной организации, в которой они работают: 15 тысяч рублей - докторам наук, 8 тысяч - кандидатам. Также предусмотрена ежемесячная надбавка за классное руководство и кураторство студенческих групп в размере 3000 рублей.
Размеры академических стипендий в проекте закона приближены к нормам советского периода. Так, размер стипендии для учащихся колледжей и техникумов не может быть менее 60% размера прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ, а для студентов вузов - не менее 80%.
Для вузов установлена добровольность участия в Болонском процессе и деления образовательных программ на бакалавриат и магистратуру, а также обязательность выборов ректора.
ЕГЭ авторы предлагают сделать одной из возможных форм итоговой аттестации и конкурсных испытаний при приеме в вузы, предоставив право выбора таких форм абитуриенту.
Плановые проверки образовательных учреждений органами по контролю и надзору в области образования запрещается проводить чаще одного раза в три года. Устанавливается закрытый перечень оснований для внеплановых проверок.
Правительство РФ в своем отзыве не поддержало законопроект, указав, что ряд его положений носит декларативный характер и не раскрывает механизма реализации предлагаемых изменений. Кроме того, по мнению правительства, отношения в образовании уже в достаточной степени урегулированы действующим законом.