Хозяева древнего леса
Петербург жил своей обычной жизнью, пугающей частыми авариями и раздражающей весенней пыльной бурей до небес и беззастенчивым враньем чиновников, что пыль на дорогах ликвидирована. Но суета будней осталась за дверями, когда, зайдя с душной улицы в Яани Кирик, мы очутились в мире молчаливых духов. Они глядели на нас огромными задумчивыми глазами, кто-то застенчиво, кто-то с улыбкой. Ну и что, что у одного нос длинен и красен, а другой похож на поросенка, все равно милы все до крайности. Впрочем, описывать внешность существ, созданных чужой фантазией, - занятие неблагодарное, лучше своими глазами увидеть творения эстонских художников Ааре Фрейманна и Улле Синк, представленные на выставке в Петербурге.
Выставку Ааре и Улле «Мир духов» в Яани Кирик можно назвать уникальной. Дело в том, что эти профессиональные художники-анималисты живут отшельниками, не принадлежат ни к одному союзу, организации или группе, не примыкают ни к какой школе или определенному стилю. И даже не рекламируют себя почти никак.
Свои работы они создают из глины, хотя понять это с первого взгляда довольно сложно. Каждый экспонат по-своему рассказывает о том, как воспринимали мир древние финно-угры, обожествлявшие лес. У каждой фигурки свое имя, своя роль в семейной иерархии. Каждая передает целый спектр ощущений и чувств.
Организаторы выставки считают, что духовные животные, духовные птицы - носители ритуалов и мифов финно-угорского народа - уместны и в храме с его собственной духовной жизнью и ритуалами.
Необычные существа, созданные фантазией Улле Синк и Ааре Фрейманна, живут круглый год в Пещерной галерее старого Таллина. Иногда коллекция покидает родную Эстонию, ее вывозили в Германию, Голландию, Бельгию, Австрию. Некоторые работы художников обрели постоянную прописку в ряде музеев мира, а также в частных собраниях. Экспозиция мистических керамических животных, которую увидели мы, стала подарком Улле и Ааре залу Яани Кирик, который в этом году отмечает свой первый маленький юбилей - 5 лет.

Босиком по облакам
Небольшой зал Яани Кирик словно создан для камерных концертов, на которых музыкант невероятно близок слушателю.
Музыку, в которой ведущая роль отведена акустическому звучанию инструментов, создают композитор и мультиинструменталист Элизбар (Alizbar) и его группа «Ann’Sannat». В свой нынешний приезд в Санкт-Петербург коллектив выступил с программой «Сказки кельтской арфы». Кельтская арфа - инструмент исключительный: звучание ее само по себе сказочно и впечатляет еще больше благодаря фантазии Элизбара и камерности церковного зала. Удивительно, но этот национальный ирландский инструмент - культурный бренд и гордость страны - не используют арфисты академической школы, и вы не услышите его на концерте симфонической музыки. В России есть музыканты и композиторы, играющие на кельтской арфе. Но, как правило, они же являются поклонниками ирландской культуры и традиций и потому следуют соответствующим музыкальным канонам. Музыка в их исполнении - традиционно ирландская или навеянная народными ирландскими песнями. Отличие композиций Элизбара и «Ann’Sannat» в отсутствии такой привязанности и полной творческой свободе.
- В нашей музыке пересекаются балканские, ирландские, молдавские, русские мотивы, - говорит Элизбар. - Мы считаем, что каждое место на земле, каждый город или деревня имеет собственную мелодию. Поэтому среди наших композиций есть такие, которые посвящены определенному месту.
Одну из таких вещей - посвящение Крыму - Элизбар и его группа исполнили на концерте. Названия других произведений могут дать представление о том состоянии покоя и отрешенности от суеты и волнений, в которое погрузились слушатели уже с первых минут: «Земляничные поляны», «Отражение солнца в слезинке», «Танец единорогов», «Сны саламандры», «Вальс на ветвях», «Приют забытых сновидений», «Я пришел к старику берберу», «На перекрестке балканских дорог», «Ветер странствий», «Босиком по облакам»...
На концерте стал ясен и смысл названия группы - «Ann’Sannat». Не ищите его перевод в словарях мира - не найдете! Оно восходит к придуманному Джоном Толкиеном эльфийскому языку и переводится как «сказки, отображенные в песнях».
Волшебству творящегося чуда мы могли внимать без помех - за все время концерта в зале ни разу не раздались аплодисменты. Но дело не в грубости публики - в самом начале концерта Элизбар убедительно попросил нас выразить свои эмоции, уже после того как прозвучит последняя композиция. И, с трудом сдерживаясь, просьбу маэстро мы исполнили.
Камерный зал позволил не только наслаждаться удивительной чистотой звука, но и разглядеть необычные инструменты, которые использует творческий коллектив. Например, мы увидели ханг, совсем еще молодой перкуссионный инструмент, изобретенный в 2000 году музыкантами Феликсом Ронером и Сабиной Шерер и лишь недавно появившийся в России. Две соединенные между собой металлические полусферы, по которым ударяет музыкант, создают не барабанный, а легкий, будто летящий звук.
С удивлением открыли мы для себя и виброакустическую арфотерапию. Если сеанс арфотерапии групповой, участники ложатся на пол кругом, если индивидуальный, слушатель прислоняется спиной к арфе, оживающей под руками музыканта. На своем концерте Элизбар продемонстрировал последний прием на добровольце, счастливчику можно было позавидовать. Впрочем, все, присутствовавшие в этот вечер на добром, мелодичном и душевном концерте, бесспорно, ощутили на себе действие волшебной арфы и чудесного дара творчества. И мысленно позавидовали тем, кому еще только предстоит встреча с этими невероятными музыкантами, отправляющимися в эти дни на гастроли в Челябинск, Магнитогорск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь и Киров.

Это факт!

Здание церкви Святого Иоанна в Санкт-Петербурге (архитекторы Карл Циглер фон Шафгаузен и Гаральд Боссе) было построено в 1859-1863 гг. В период советской власти в ее помещениях находились склады, мастерские, строительный трест. В 1994 году деятельность прихода была возобновлена, а 10 лет назад началась реставрация храма. В 2011 году состоялось открытие Яани Кирик - однонефной базилики из красного кирпича. На открытии присутствовал президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес. Церковь обладает отличной акустикой, оснащена современным техническим оборудованием.

Досье «УГ»

Элизбар (настоящее имя Эдуард Шухари) родился в 1972 году в Кишиневе. Не имея начального музыкального образования, в 1992 году поступил в Тираспольский высший музыкальный колледж. По окончании колледжа отказался от карьеры музыканта симфонического оркестра и занялся фолк-музыкой. Владеет такими инструментами, как виолончель, флейта, гитара, мандолина, кобза, бузуки, циттерн, окарина, варган, чаранго, бойран, уду, перкуссия. В 1994 году основал ансамбль «Ann’Sannat». Много лет постоянно жил в Венгрии, сейчас - в Москве.

Санкт-Петербург - Великий Новгород