На этот раз участниками большого регионального проекта, инициатором и организатором которого традиционно выступает Воронежский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ, стали 95 молодых педагогов практически из всех городов и районов области. В гости к воронежцам приехала делегация молодых учителей из соседней Липецкой области, липчане освоились быстро и активно участвовали во всех мероприятиях сбора. Как и в прошлом году, Школа МП проходила на базе санатория имени Горького, это о нем учителя писали в своих впечатлениях. Многие, кстати, говорили, что впервые в своей жизни получили возможность пожить в настоящем, одном из самых известных и популярных санатории Воронежской области. Тем приятнее оказалось трехдневное обучение в атмосфере полного погружения в профессию. Каждый день плотно заполнен, с девяти утра до обеда лекции и семинары, где молодые учителя получили возможность задать все интересующие их вопросы сотрудникам обкома профсоюза, заведующей отделом труда и заработной платы Людмиле Дороховой, главному правовому инспектору труда Татьяне Крюковой, председателю обкома Тамаре Бирюковой и ее заместителю Евгении Поповой.
Во второй половине дня проходили мастер-классы известных в области учителей - победителей и призеров конкурса «Учитель года». Затем подготовка к вечернему делу, а после ужина - само вечернее дело. Школа молодого педагога в этом году проходила под знаком Года кино в России, поэтому все мероприятия имели какое-то отношение к киноиндустрии. Например, представление команд, а их на сборе, как и в прошлом году, было четыре, называлось «Афиша», а завершающим аккордом в последний вечер стал свой мини-кинофестиваль «Педагогическая НИКА». Так, в творческой форме, совмещая видеофильм, который сделала каждая команда, и выступление на сцене, молодые учителя сдавали «выпускной экзамен» - рассказывали о том новом и интересном, что узнали на «Шмеле».
Да, в этом году у воронежской Школы молодых педагогов появилось свое название - «ШМель Петрович», заменившее малоинтересное ШМП. Почему назвали именно так? Потому что аббревиатура ШМП показалась сухой и неинтересной, и вместо нее родился веселый ШМель. Потом стали додумывать: как у каждого учителя в классе, у ШМеля должно быть отчество, естественно, он стал Петровичем, и конечно же, веселым и неунывающим. Авторы идеи - учитель начальных классов воронежской школы №51 Елена Казанова и учитель немецкого языка гимназии №6 Софья Дроботова, которые в прошлом году на первой Школе МП были кураторами групп молодых педагогов, а на этот раз работали в составе оргкомитета как методисты. Елена - призер городского конкурса «Учитель года-2015», а Софья - победитель областного этапа того же конкурса. Руководителем проекта, отвечающим за его методическое и творческое наполнение, вновь стала Наталья Тихонова, член жюри Всероссийского конкурса «Учитель года» 2006-2015 годов и Всероссийского конкурса молодых педагогов «Дебют», прекрасный учитель русского языка и литературы, сама, кстати, победитель областного этапа конкурса «Учитель года-2001». Наталья Сергеевна рассказала, как прошлым летом воронежская делегация побывала на Таире, на межрегиональном форуме молодых педагогов, хорошо известном в России. Организовать поездку помог Воронежский обком Профсоюза работников образования и науки. Во время форума воронежцы прикололи себе фирменные отличительные знаки - брошки, которые сшила Елена Казанова. Это были брошки со шмелями. Воронежские «шмели» получили и успех, и популярность. Когда вернулись в родной город и начали готовиться к своей второй по счету Школе молодого педагога, появилась идея сделать значки с эмблемой, только теперь уже с новым названием, со «ШМелем Петровичем». Так родилось изображение толстенького, полосатенького, улыбчивого и при этом достаточно серьезного ШМеля Петровича, держащего в лапке указку. Над ним - эмблема Профсоюза работников образования и науки и надпись «Общероссийский профсоюз образования. Воронежская областная организация» - вот такой получился значок.
Все 95 участников «Шмеля» не остались без подарков, всем им вручили фирменные футболки, значки со «ШМелем Петровичем», экземпляры газеты Воронежского обкома профсоюза «Профсоюзный щит» и диск с консультационными материалами профсоюза и книгой Владимира Караковского «Воспитание для всех». Также молодые учителя получили книги о первой Школе молодого педагога и приглашение стать авторами второго сборника уже с их собственными профессиональными разработками и педагогическими находками. Это означает, что у начинающих педагогов появилась возможность напечатать свою первую серьезную работу, которую потом можно будет предъявить для получения квалификационной категории.
Между прочим, некоторые участники прошлогодней Школы молодого педагога уже получили свою первую в жизни квалификационную категорию. Анастасия Ершова, учитель английского языка школы №3 города Борисоглебска, на первом «Шмеле» была обычным участником сбора и показала себя очень хорошо. В этом году ее пригласили уже куратором группы. Точно так же, как и Игоря Натарова, учителя информатики школы №3 районного поселка Анна. Я спросила, что изменилось в их жизни за прошедший год и как повлиял первый «Шмель» на их профессиональное становление.

Анастасия ЕРШОВА:
- В прошлом году, во время первой Школы молодого педагога, я работала учителем третий год, сейчас соответственно уже четвертый. В декабре 2015 года я получила первую квалификационную категорию. Событие для меня очень важное, к которому я серьезно готовилась. Во-первых, я в прошлом учебном году участвовала в муниципальном этапе конкурса «Учитель года», заняла там второе место и как призер была приглашена на первую Школу молодого педагога. Отучилась, вернулась в школу, и директор сказала, что пора мне сдавать на первую категорию. Я попробовала, все получилось, и конечно, я очень рада этому.

Игорь НАТАРОВ:
- За предыдущий год в моей жизни кое-что изменилось. Работаю учителем третий год, хотя свою работу в школе начал раньше инженером, следил за компьютерной сетью. Основное, что я узнал в прошлом году на Школе молодого педагога, я использую в своей работе учителем. Мне стала интересна методика ведения предмета. Изначально у меня все было больше по учебнику, на моих уроках было много теории, мы с детьми писали, занимались на компьютерах, можно сказать, что разноплановые уроки были, но нечасто. После первого «ШМеля Петровича» я понял, что надо заинтересовывать детей и строить уроки более внимательно.

Рассказать о своих профессиональных открытиях смогли и участники второго «Шмеля». В этом году на сборе впервые прошла ярмарка педагогических идей «Просто о сложном». Участники прошлой Школы МП предложили организаторам придумать какое-нибудь специальное мероприятие, где бы они сами могли поделиться друг с другом своими педагогическими находками: от молодого учителя - начинающему коллеге. Оргкомитет предложение принял, эффект от ярмарки был потрясающим! Каждая команда представляла на суд всего зала и жюри, в него входили победители конкурса «Учитель года» разных лет, 3-5 педагогических приемов, выстраданных своим личным профессиональным опытом. На защиту - три минуты, потом обсуждение и вопросы. Практически все в зале не отрывались от блокнотов, стараясь записать для себя понравившиеся приемы. Хочешь научить другого - учись сам. Молодые учителя это прекрасно понимают.

Воронежская область