​Марина  АНТОШИНА, учитель математики, Санкт-Петербург:
Все мы не без греха


Я давно работаю в сфере образования, но ситуации, когда в одной школе работают муж и жена, не встречала. Наоборот, люди, если у них складываются личные отношения на работе, предпочитают уходить из школы. Возможно, это происходит из-за того, что в целом семейственность в образовательной организации не приветствуется. И, мне кажется, это правильно. Как бы люди деликатно и этично себя ни вели, все равно к паре будет предвзятое отношение. У членов коллектива всегда будет  тот или иной внутренний вопрос, который все равно выльется на вербальном уровне. Мы все не без греха, и «перемыть косточки»  коллегам, а тем более супружеской паре, - дело обычное. Мало того, если один из супругов занимает руководящий пост в образовательной организации, то  есть риск  быть  подозреваемым  в коррупционных делах.
  Если в школе работает семья, то нужно очень строго и аккуратно выстраивать межличностные отношения, а это очень трудно. Тот или другой из супругов все равно будет работать с оглядкой на общественное мнение. Разве семье нужна такая нервотрепка? Правда, если в школе работает педагогическая династия, например мать и дочь, то отношение к  этого рода связям  другое. Наоборот, если дочь - молодой специалист, коллеги ей помогают и поддерживают во всем.

Виктория ГОРЯЧЕВА, Нижегородская область:
Плата за счастье


С моим будущим мужем я встретилась на историко-филологическом факультете университета. Любовь вспыхнула в нас обоих почти одновременно. Мы поженились уже на втором курсе, к ужасу моих родителей. Я из сельской местности, муж тоже иногородний, из райцентра, но расположенного очень далеко от Нижнего Новгорода. Жили мы в общежитии. Снять отдельную квартиру не было средств. В общежитии семейным парам комнат не давали (комнаты были рассчитаны на четверых), мы жили по отдельности, лишь иногда нарушая принятый порядок - друзья наши относились к этому с пониманием. По распределению выбрали сельскую школу, которая предоставляла жилье - это было решающим фактором. Поначалу все было замечательно. Вдвоем мы вели историю, право, обществоведение и английский во всей школе. Учеников в то время было много, совхоз был большой. Кроме уроков мы вели школьный театр, газету, готовили и проводили праздники, игры и конкурсы. Директор был счастлив. Мы жили в школе с утра и до вечера. Все, в том числе и коллеги, были довольны. Когда у нас родился сын, я недолго была в декрете. Нашлась добрая няня из соседок. Я вышла на работу и с тем же энтузиазмом окунулась в школьную жизнь. Все у нас шло замечательно. В семье был мир и лад, ученики нас очень любили, обожали наш театр. Когда у нас родилась дочь, это было через семь лет после сына, я ушла в декрет и была в нем дольше, потому что моя мама ухаживала за заболевшим отцом (у него случился инсульт) и нам некому было помочь. Мужу как раз в это время сделали лестное предложение - пригласили поработать в городе в большой хорошей школе. Я сама же его благословила - мне казалось, что это хорошее продолжение карьеры. Я радовалась за мужа.
 Но вот оказалось, что этот переход стал началом конца нашего счастья. Муж встретил другую женщину, тоже педагога. Сначала скрывал, рвался между нами. Стал часто задерживаться «на работе» и ночевал у «друга», но долго скрывать не мог, и все открылось. Я была безутешна. Мне казалось, что я не переживу этого предательства. Какое-то время лежала лицом к стене, не обращая внимания на детей. Ими занималась моя подруга. Спасибо ей - низкий поклон. Потом еле нашла в себе силы выйти на работу. Уже ничего помимо уроков не могла вести. Свет померк. Коллеги меня жалели. Но в душе, наверное, кто-то и злорадствовал. Слишком уж мы были счастливы вдвоем. Наверное, это была плата за счастливые 15 лет, проведенные нами вместе.

Маргарита К., учитель русского языка и литературы, Новгородская область:
Результат - измена


У нас в школе работали муж и жена: супруга была директором, а муж - рядовым преподавателем. Женщина обладала редким даром руководителя, постоянно была отмечена вниманием руководства. У нее, конечно, была очень большая загруженность по работе, постоянные мероприятия, отчетность. Муж, видимо, чувствовал, с одной стороны, свою несостоятельность по сравнению с ней и, во-вторых, был обделен ее женским вниманием. Результат - измена, причем в собственном коллективе. Молоденькая учительница, неопытная, дала этому мужчине возможность почувствовать себя героем. Мы все сочувствовали директору, но в душе понимали и ее супруга. Я думаю, в любой сфере деятельности совместная работа мужа и жены возможна только в случае, если они стоят на равных ступеньках карьерной лестницы или муж находится хотя бы на ступень выше.

Игорь С., Ивановская область:
Вдвоем решать проблемы легче


 В сельской местности очень часто можно встретить в школах семейные пары. Это совершенно нормально, если педагоги вместе учились и создали семьи, будучи студентами. Конечно, они устраиваются в одну школу. Где же еще работать с таким образованием? И, наверное, самим супругам очень удобно работать вместе - общие проблемы и интересы, всегда есть о чем поговорить. Вдвоем и проблемы решать удобнее. И поддерживать друг друга в случае чего - это немало. Обычно муж и жена, даже если у них дома есть разногласия, объединяются в школе в единую и мощную команду - с такой никакая стихийно сложившаяся группа не сравнится по энергии. Силы супругов не удваиваются, а на порядок возрастают как в хорошем, так и в плохом. Я в этом не раз убеждался за свою жизнь. Если супруги готовят вместе какой-то праздник или интересный проект, он непременно будет ударным. Если же они задумали что-то против коллектива или руководства, то тоже мало не покажется.
Но очень плохо, на мой взгляд, когда один из супругов становится директором. Очень часто в этом случае он теряет представление о реальности и приличиях и тянет всех членов своей семьи (к этому времени уже и дети супругов вырастают) наверх в ущерб остальным учителям. Нагрузка распределяется несправедливо, премии и доплаты тоже. В сельской школе обычно мало часов (из-за того, что классов-комплектов мало), на всех не хватает, поэтому за кружки и секции идет настоящая борьба. И побеждает тот, кто ближе к директору. То же самое с категориями и участием в конкурсах, за которые следуют доплаты. Все деньги должны быть в семье - так чаще всего рассуждают директора, у которых супруги и дети работают в той же школе. Школа становится вотчиной семьи, а супруги чувствуют себя полновластными ее хозяевами.  У нас именно такой случай. Но не только у нас. В соседнем к нам районе была ситуация еще хуже. Там директор вообще ради жены «продал» целую школу. Его возраст приближался к пенсионному, жена его - педагог - моложе. Администрации позарез нужна была оптимизация, и чиновники решили закрыть именно ту школу, где супруги вместе работали. Хотя и школа была неплохая, только что после ремонта, и учеников было порядочно, а главное - в селе был детский сад, то есть о том, что поток учеников в скором времени пресечется, речь не шла. Все население было против закрытия школы (ближайшая школа была за 18 километров, а дороги хуже некуда). Но директор сам помог чиновникам ликвидировать школу. Они пообещали ему, что за  «помощь» они назначат его супругу директором той самой школы, в которую предполагалось переводить контингент учащихся. Идея очень пришлась по душе (денег в семье не убавится, а прибавится, ведь школа больше), и супруги начали действовать. Они не стали собирать всеобщего схода, а в каждую семью ходили индивидуально. Они очень хорошо рассчитали, учли психологию родителей. В гостях за чашкой чая вели задушевные беседы о том, что в новой школе для ребенка будет гораздо больше возможностей, каждому что-то сулили. Это у нас называется «зубы заговаривать». Таким образом они собрали 80 процентов подписей за ликвидацию. Несколько человек (в основном семьи педагогов) подписи не дали, но это не помешало провернуть дельце. Так в обмен на директорство решилась судьба целой школы. И сейчас жена того самого директора руководит школой.

Комментарий

Инна ДМИТРИЕВА, кандидат психологических наук:
Если школа мешает семье, бросайте... школу


В том, что супруги работают вместе, много положительного. Вместе, дружно...  Всегда есть о чем поговорить, понятно, почему плохое настроение, знаешь, когда броситься на помощь. Опять же споры-ссоры, во всяком случае какая-то их часть, переносятся в рабочую обстановку, а значит, решаются и спокойнее, и своевременнее.
Но школа - это особое место. Педагоги сильнее, чем люди других профессий, подвержены эмоциональному выгоранию. Поэтому вовсе не факт, что споры-ссоры останутся на работе, скорее всего они как раз будут перенесены на кухню. Есть опасность, что неточный совет по делу может уронить супруга в глазах другого. И разговоры по душам в конце концов могут кончиться - о чем с ним говорить, он знает столько же, сколько и я. А может быть, и меньше. Впрочем, существует опасность и ровно наоборот - превратиться в соратников и... не больше. То есть забыть про любовь, про то, что цветы жене нужны не только 1 Сентября, про то, что муж умеет держать в руках не только указку... К тому же школьный коллектив, как правило, женский. И если мужем не восхищается жена, то в коллективе найдутся другие поклонницы. А уж эти шепотки за спиной!
Кроме того, имеет значение успешность каждого из супругов. Один победил в конкурсе, другой нет... Много, конечно, зависит от личностных качеств. Хорошо, если оба одинаково нацелены на успех и рады наградам друг друга. Но, увы, школа не то место, где взращиваются свободолюбивые взгляды. Авторитарный подход к детям, как ни странно, взращивает то же отношение и к окружающим. Особенно мужчине-учителю с таким подходом тяжело пережить победы жены - настолько, что брак может оказаться под угрозой. Если к тому же жена становится директором... Если таким, который требует, а не покрывает, семья скорее всего обречена. Когда директор муж, ситуация все же полегче: женщине просто нужно стараться воспринимать советы супруга-начальника с глубоким пиететом.
Конечно, многих проблем можно избежать, но требуется постоянная работа над собой. Отношения в семье придется строить в соответствии с профессиональной иерархией. Обсуждения за спиной лучше пропускать мимо ушей. Время от времени надо «отдыхать друг от друга», общаясь с другими людьми, в разных кругах. Не смотрите вместе телевизор, лучше читайте одни и те же книги в разных комнатах - будет о чем поговорить, кроме школы. Старайтесь избегать дома рабочих разговоров. Это невозможно, но по крайней мере договоритесь: споры о работе - только на улице. Вообще постарайтесь регламентировать жизнь, четко разделив ее на домашнюю и рабочую.
Педагоги - люди умные, и, несмотря на все трудности, семейные пары, работающие вместе, разводятся редко. Если это случается, то обычно по другим причинам, называется лишь внешняя: устали друг от друга. Простая истина: если работа мешает семье, то бросить все же лучше... работу. Самые крепкие браки - у людей одной профессии, но работающих в разных организациях.