Одна из важнейших проблем в области военного образования связана с увеличением некомплекта офицеров в войсках. Особенно на первичных (низовых) офицерских должностях. Сегодня военно-учебные заведения не компенсируют ежегодную убыль офицеров с военной службы. Выпуск из военных вузов и соответственно численность обучающихся в них планируются на основе установленной нормы естественной убыли, составляющей 5-7% в год от штатной численности должностей офицеров. Эта норма отвечала потребностям Вооруженных Сил на протяжении ряда десятилетий, когда средняя продолжительность службы офицеров составляла 20 - 25 лет. Однако введенная в 1993 г. контрактная служба предоставила офицерам возможность увольняться через 5 лет после окончания вуза. Одновременно с этим нововведением был законодательно расширен и сам перечень оснований для досрочного увольнения офицеров.

К резкому увеличению масштабов досрочного увольнения офицеров привели неудовлетворительное материальное положение, низкий уровень социальной защищенности и падение престижа военной службы. К тому же офицерский корпус столкнулся с явлениями, прежде немыслимыми, - сначала с разнузданной антиармейской кампанией, а в середине 1990-х годов прошлого столетия - еще и с постоянными задержками выплат весьма скудного денежного довольствия. В результате численность увольняемых офицеров стала в 2 - 3 раза превышать расчетные показатели убыли. Положение усугубляется еще и ростом отчислений курсантов из военно-учебных заведений. Они за последнее десятилетие увеличились в 2 раза. Данные Министерства обороны показывают, что при сохранении существующих тенденций увольнения офицеров и отчисления курсантов укомплектованность Вооруженных Сил офицерами только за счет выпуска из военно-учебных заведений составит в перспективе не более 50%. Другие источники пополнения офицерского корпуса не в состоянии решить проблему восполнения убыли.

Вторая проблема связана со снижением уровня военно-профессиональной подготовленности выпускников военно-учебных заведений. Она во многом обусловлена низким финансово-экономическим и материально-техническим обеспечением подготовки будущих офицеров. За последнее десятилетие в результате снижения расходов федерального бюджета на военное образование вузам выделяются средства, покрывающие не более 30 - 50% их текущих потребностей. Практически не выделяются средства на развитие информатизации военных вузов, их учебно-материальная база морально и физически устарела, в большинстве вузов находится в неудовлетворительном состоянии. А боеприпасами и горючим военные вузы обеспечиваются всего на 50 - 60%. Как следствие - планы практического обучения курсантов - вождения боевых машин, полетов, выходов в море, пусков и стрельб - не выполняются.

Возникает закономерный вопрос: если падает уровень подготовки, наверное, и с уровнем преподавания не все в порядке? Действительно, существенное влияние на качество подготовки слушателей и курсантов оказывает научный уровень, подготовленность и компетентность руководящего и преподавательского состава. Так, в 2003 г. менее половины военно-учебных заведений располагали числом ученых на преподавательских должностях, соответствующим уровню государственной аккредитации. В том же году в военно-учебных заведениях было подготовлено 656 кандидатов наук. И за этот же период уволено 689 военнослужащих - кандидатов наук. Причем половина из них - досрочно. То есть, число подготовленных кандидатов наук - военнослужащих оказалось меньше, чем уволенных в запас. Таким образом, можно констатировать: реализуемые в Минобороны меры поддержки преподавательского корпуса, сохранения научного потенциала вузов пока не привели к коренному перелому негативных тенденций.

Для решения проблем военного образования, повышения его качественного уровня принята специальная Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Главная цель - приведение ее количественных и качественных параметров в соответствие со структурой, численностью и задачами Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

В ходе реализации программы предстоит решить три основные задачи. Первая - создать организационно-правовые и экономические условия для полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах и обеспечить рациональное использование средств, выделяемых на их подготовку. Вторая - повысить качество военного образования, привести уровень профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с требованиями военно-профессиональной деятельности и нормативными правовыми актами России в области профессионального образования. И, наконец, третья - повысить эффективность и качество управления военным образованием.

Выполнение программы будет проводиться поэтапно. Первый этап завершится в будущем году. Второй рассчитан на 2006 - 2010 гг. Главная задача первого этапа - провести комплекс научных исследований по проблемам подготовки военных кадров и на их основе создать организационно-правовые и социально-экономические условия для совершенствования системы военного образования. На втором этапе будет проведена ее полномасштабная модернизация.

Ликвидирует ли это дефицит офицерских кадров?

По мнению заместителя председателя Комитета Госдумы по обороне генерал-майора Николая Безбородова, задачу полного удовлетворения потребностей военной организации государства в офицерах нельзя решить только за счет увеличения их выпуска из военно-учебных заведений. «В сложившихся условиях для этого потребовалось бы в 2 - 3 раза увеличить численность слушателей и курсантов и соответственно увеличить расходы на содержание вузов», - считает депутат, добавляя, что для решения этой проблемы программой предусмотрен широкий комплекс мер. «Планируется внести ряд изменений и уточнений в действующее законодательство, направленных на увеличение минимальной и средней продолжительности военной службы офицеров, на сокращение масштабов отчислений курсантов в процессе учебы, - рассказал он. - В частности, предполагается увеличить продолжительность первого контракта, заключаемого курсантами вузов, с пяти до десяти лет военной службы после окончания вуза. Планируется законодательно уточнить статус курсантов как военнослужащих до и после заключения ими контракта, а также пересмотреть основания и порядок их отчисления из военно-учебных заведений. Такие основания для отчислений, как недисциплинированность, неуспеваемость и нежелание учиться, должны применяться только до заключения курсантами контракта о прохождении военной службы. После заключения контракта на них в полном объеме должны распространяться права и обязанности военнослужащего-контрактника. В соответствии с этим недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться должны рассматриваться как невыполнение курсантами или отказ от выполнения условий заключенного ими контракта со всеми вытекающими последствиями».

Заметим, что при этом призыв выпускников гражданских вузов, получивших офицерские звания на факультетах военного обучения и военных кафедрах, будет сохранен. По словам Николая Безбородова, гражданская высшая школа, возможности которой в этих целях сегодня используются недостаточно, может и должна стать перспективным источником пополнения офицерского корпуса. В условиях, когда высшее образование все более переходит из разряда общедоступного в сферу платных услуг, это расширит возможности получения бесплатного высшего образования для средне- и малообеспеченных слоев молодежи. К тому же Министерство обороны берет на себя трудоустройство выпускников - гарантирует их назначение на соответствующие воинские должности после окончания вуза. Это может повысить привлекательность офицерской службы для молодежи.

Безусловно, требуются и поступательное решение острейших проблем офицерского корпуса, начиная с жилья, размеров денежного довольствия, и другие меры, способные поднять престиж кадровой военной службы в глазах молодежи. И, конечно же, крайне необходимо укрепить кадровый потенциал и привести в соответствие современным требованиям учебную, материально-техническую базу военных вузов. Иными словами, будущее офицерского корпуса России во многом зависит от того, насколько эффективно и качественно будут решены задачи Федеральной программы реформирования военного образования.