Изменение образовательной практики связано с изменением форм взаимодействия педагогов и учащихся в образовательном процессе, которое направлено на рост самостоятельности учащихся, отработку метапредметных компетенций целеполагания, планирования и взаимодействия в деятельности.
В школе создается обстановка, при которой каждый ученик становится сопричастен к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Организация совместной деятельности учащихся в школе-новостройке, состоящей из детей с различными мировоззренческими ориентациями и культурными традициями, возможна только с учетом особенностей их духовных идеалов, ценностей, убеждений, индивидуальных личностных качеств и особенностей здоровья. Соответственно выстраивание совместных практик обучающихся между собой, учащихся и педагогов в образовательной организации осуществляется на основе принципов добровольности, свободы выбора, постоянной коммуникации в диалоговой форме.
Развитие ребенка происходит постоянно, оно не знает перерывов, каникул или выходных дней. Дети развиваются в каждый момент их жизни так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. У школьников многое происходит впервые, оставляет неизгладимые впечатления настолько сильные, что и тогда, когда он станет взрослым, впечатления детства будут влиять на его представления о себе, о людях, влиять на выбор им конкретных поступков, линии поведения.
Чтобы умело и целенаправленно создавать условия для становления личности школьника, мы осознаем необходимость постоянного и чуткого внимания к его миру мыслей, чувств и поступков, доподлинного знания всего, чем живет подросток, о чем мечтает, знания его личностных особенностей, качеств, способностей и потребностей. Этот учет индивидуальных особенностей школьника постепенно решает проблему социализации, развивает коммуникационные способности.
В деле формирования чувства патриотизма и гражданской идентичности дети являются наиболее перспективной возрастной категорией. Именно в детстве происходят усвоение основных объемов информации, выработка фундаментальных жизненных ориентиров, становление личности ребенка.
Принимая во внимание, что многие составляющие образа жизни человека закладываются в детстве, в школе продумывается и реализуется целый комплекс активностей, которые осуществляют коммуникацию и формируют у учащихся осознание личной ответственности за общее дело и принятое решение.
Системный подход в овладении проектно-организаторской деятельностью активными детьми позволяет более эффективно осуществлять ученические инициативы.
Лучше всего формируют качества личности системные активности в форме реалити - те, которые разрабатываются и проводятся с непосредственным участием ребят. Чем большее место в деятельности школьников занимает творческое начало, ориентированное на личностные способности, включены инициатива и самостоятельность, тем большее удовлетворение приносят проведенная работа и результат.
Реализация программ ученического самоуправления, направленных на привлечение внимания к действительным проблемам ребят; реализация проектов, направленных на достижение основной цели по формированию молодого поколения, ориентированного на благо сверстников, позволяет, с одной стороны, учащимся активно участвовать в управлении образовательной организацией, а с другой - администрации, педагогам получить в качестве обратной связи четкое представление о том, что же происходит с современными детьми и подростками, какие проблемы их тревожат, что им необходимо.
Способность к диалогу, понимание другого, взаимодействие и партнерство являются наиболее ценным качеством в условиях информационного общества. Формы организации диалога - вебинары, клубы, социальные акции, ученические инициативы, работа центров различной тематики и направленностей - аккумулированы в работе ученического самоуправления.
В школе создаются условия для проведения интерактивного взаимодействия, обеспечивающие возможность выстраивания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Это создание специальной социальной среды, позволяющей учащимся приобрести опыт социальных действий и повысить уровень социальной адаптации; это создание условий для овладения управленческими компетенциями.
Например, проведение интерактивной игры «Выборы президента ученического самоуправления» позволяет создать школьный парламент как действующую и работоспособную структуру.
Погружение в активности, объединяющие весь коллектив, предоставляет ребятам возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности.
Важным является не только результат совместной деятельности школьников, но и сам процесс. Принадлежность к дружному коллективу учащихся - органу ученического самоуправления, объединенному общими целями, интересами, ценностями, - играет важную роль для подростков, предоставляет им возможность общения, ведь именно оно является ведущим типом деятельности в этом возрасте.
Каждый ученик имеет возможность участвовать в созидании будущего не только как эксперт или участник проекта, но как активный созидатель формирующегося будущего.
Деятельность ребят в ученическом самоуправлении углубляет структурирование личных интересов, а следовательно, воздействует на окружающее детей сообщество и развивает гражданское общество.
Таким образом, поддержка ученических инициатив и проектов - возможность воздействия на локальное сообщество района с целью повышения гражданской культуры; это необходимость нашей современности, залог создания реальных условий для стабильного будущего для будущих поколений.
Среду создают дети и родители. Школа как социокультурный центр района со своим образовательным укладом формируется на основе партиципации детей посредством и на основе создания органов ученического самоуправления, непосредственного участия детей в управлении, проектировании, создании образовательной среды.
Мы уверены - будущее начинается сегодня!

Ольга ВОЛКОВА, и. о. директора школа №2053, кандидат педагогических наук