Как ртуть, - вздыхает пожилая женщина, - и следующий вопрос маме: - Как вы с ним справляетесь, не устаете?
Мама грустно улыбается:
- Мы привыкли. Вечный двигатель. А вот в школе учителя жалуются: невнимательный, постоянно крутится и мешает другим детям. Если тема нравится, то успеваемость хорошая, а если нет - сплошные двойки. Школьный психолог говорит, что это СДВГ. А что с этим делать и как помочь, ответить четко не может.
Так что же это за страшный СДВГ? Синдромом дефицита внимания и гиперактивности страдают чаще мальчики. По разным данным, их в 4-9 раз больше, чем девочек. Перечислим признаки СДВГ:
- поверхностность и непроизвольная переключаемость внимания, невозможность сконцентрироваться в требуемое время на учебном материале;
- неусидчивость, повышенная моторная активность, импульсивность в действиях, словах, поведении;
- выраженные трудности планирования своей деятельности, прогнозирования итогового результата, выбора оптимальных путей достижения цели и четкого следования инструкции или нормам поведения, принятым в обществе.
Очень часто родители склонны считать такого ребенка бунтарем и хулиганом, которого просто надо держать в ежовых рукавицах, и тогда все наладится. Так же и окружающие списывают все на недостатки воспитания и излишнюю избалованность, плохой контроль со стороны родителей. Однако меры устрашения и жесткой дисциплины - отказ в прогулках с друзьями, отбирание игрушек и гаджетов, лишение мороженого, похода в цирк - не приносят желаемого результата. Более того, могут привести к реакциям протеста, агрессивным вспышкам и в более старшем возрасте к нежеланию признавать авторитет взрослого.
Часто ребенок, получая только замечания и раздражение взрослого, считает себя неудачником, у которого никогда ничего хорошо не получается, не доделывается до конца. Поэтому одно из самых главных правил в работе с детьми с СДВГ - деятельность ребенка должна быть успешной. Важен опыт первых побед, опыт положительных достижений в организации и осуществлении собственных действий любого плана: помощь маме, игры с друзьями, подготовка домашнего задания, понимание инструкции учителя. Только ситуация успешности, в которую пусть и искусственно погружается ребенок, способна снизить риск развития вторичных проявлений синдрома - снижения мотивации деятельности, появления агрессивности и комплекса неудачника.
В Городском психолого-педагогическом центре разработана и успешно внедряется уникальная авторская программа «Золотой ключик». Основная идея программы - создание специальных психолого-педагогических условий, позволяющих формировать и организовывать систему продуктивных действий ребенка. При этом развиваются навыки целеполагания, моделирования, планирования, самоконтроля и самокоррекции. В ходе занятий опытные педагоги помогают детям с нарушениями саморегуляции деятельности, в том числе с СДВГ, научиться взаимодействовать с окружающим миром. Дети с СДВГ не относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, но им обязательно нужно организовывать специальные условия обучения, иначе они будут неуспешны в усвоении академических дисциплин и социализации в обществе. Программа рассчитана на возрастную категорию от 5,5 до 10 лет. Но, что очень важно, учатся не только дети, но и их родители, и учителя. Взаимодействие - это процесс многосторонний: не только дети должны научиться правилам саморегуляции и взаимодействия с окружающим миром, но и ближний круг взрослых должен овладеть навыками успешного общения с ребенком с учетом его особенностей и потребностей. В процессе освоения программы слушатели учатся формированию механизмов саморегуляции деятельности детей, осваивают специальные коррекционно-развивающие игры и задания. Как принцип организации занятий рассматривается динамическая смена деятельности, смена функциональных состояний: активизации и релаксации. Побегали - посидели, покричали - пошептали. У детей появляется возможность выплеснуть свою кипучую энергию на занятиях без ожидания окриков, запретов, а, наоборот, в атмосфере одобрения и поощрения. В качестве инструмента оценки используются цветные камешки, количество которых соответствует заработанным детьми очкам и обсуждается вместе с ребенком на основе успешности выполнения им задания.
Занятия проводятся в группах от 3 до 5 человек, подобранных по возрасту и особенностям проявления нарушений. Программа реализуется в 4 этапа, каждый из которых соответствует звеньям структуры саморегуляции: целеполагание, моделирование, планирование и самоконтроль. Очень хорошие результаты в выработке навыков саморегуляции показала канатотерапия. Ребенок учится планировать и регулировать свою деятельность, а также управлять своим телом. В основе данного этапа лежит метод эустресса - стресса со знаком плюс, в результате которого повышается функциональный резерв организма, происходит его адаптация к стрессовому фактору и ликвидация самого стресса. На короткое время у ребенка появляется возможность сконцентрироваться, удержаться в этом состоянии и почувствовать свою успешность. Именно после этих занятий у детей появляются вера в собственные силы и желание добиваться результата. Каждый школьник по окончании занятий получает диплом канатоходца. И не важно, может ли он делать на канате «ласточку» или только пару шагов. Все, прошедшие эту программу, сдают свой личный зачет на умение собраться и преодолеть собственный страх неудачи, поставить цель и добиться результата. И значит, все они победители!

Мнение эксперта

Сегодня специалисты связывают эти явления не с воспитанием, а с биологическими факторами. Однако социальная среда, в которой растет и воспитывается ребенок, играет огромную роль. Позитивное отношение родителей, вдумчивые и опытные педагоги, правильно организованная деятельность ребенка, режим дня и многое другое способны существенно нивелировать проявления СДВГ.
Юрий БЕЛЕХОВ, кандидат медицинских наук, лауреат премии мэрии Москвы