На планете живут 6 миллиардов людей. Одни чувствуют себя счастливыми, уверенными, довольными собственной жизнью. Другие считают, что жизнь к ним несправедлива, воспринимая мир в мрачных тонах. В чем причина? Труднее понять себя. И в обычной жизни у человека, не понимающего себя, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, а тем более не умеющего общаться с другими людьми, могут возникнуть весьма серьезные проблемы.

«Каждый мечтает изменить мир, но никто не ставит целью изменить себя...» (Лев Толстой). А знаете ли вы стороны своего характера? А какие из них сильные и слабые? Прежде чем изменить себя, нужно составить портрет собственного Я, в котором отразится ваша жизненная концепция.

Я-концепция - система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми. Я-концепция - целостный образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий следующие компоненты:

когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.);

эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.);

оценочно-волевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.).

Я-концепция является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я.

Реальное Я - представление человека о своих способностях и своей социальной роли.

Идеальное Я - представление человека о том, каким он хотел бы быть.

Зеркальное Я - представление человека о том, каким его видят другие.

Научившись соизмерять эти три условные оценки себя самого, ученик сможет выбрать тот путь развития, который позволит ему наиболее эффективно реализовать свой внутренний потенциал. Система моей работы направлена на формирование положительной Я-концепции.

Для формирования положительной Я-концепции необходимо:

видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее, иметь убеждение «Все дети талантливы»;

создавать ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы все виды жизнедеятельности в учреждении приносили ребенку радость;

исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепция ребенка - «Ребенок хорош, плох его поступок»;

предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».

Моя система работы

Цель работы учителя начальных классов - создать у ребенка позитивную Я-концепцию посредством развивающих игр, так как в младшем школьном возрасте самовоспитание (первая ступень Я-концепции) находится в сензитивном периоде развития, следовательно, подвержено влиянию дефекта и одновременно особенно чувствительно к формирующему воздействию.

Актуальность работы продиктована необходимостью разработки адаптированных программ, приемов работы, игр по коррекции самовосприятия и внедрения их в педагогический процесс.

Объект исследования - самовосприятие как начальный этап Я-концепции детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - закономерности становления и специфические особенности самовосприятия детей младшего школьного возраста.

Методологические основы экспериментального изучения самовосприятия:

1. Принцип качественного системного анализа.

2. Принцип целостности изучения состояния ребенка (мотивационные установки, физическое состояние).

3. Принцип структурно-динамического изучения соматических и психофизических структур ребенка.

4. Принцип моделирования психической деятельности (искусственное вычленение отдельных действий: анализ и синтез отдельных предметов, понятий, суждений, установление между ними логических связей и так далее).

Задачи исследования:

- Определение возможности развития самовосприятия детей посредством развивающих игр.

- Определение исходного уровня самовосприятия детей младшего школьного возраста.

- Определение содержания Я-реального, Я-идеального, Я-зеркального как структурных компонентов Я-концепции.

Программа развития самовосприятия у младших школьников

Программа по развитию самовосприятия у младших школьников помогает найти сферу успешной деятельности для каждого ученика, создать «Школу жизненного успеха», в которой каждый ребенок становится субъектом собственной деятельности, то есть человеком не столько знающим, сколько владеющим разнообразными способами деятельности и умеющим максимально и целесообразно использовать все скрытые ресурсы и мощь творческой интуиции. А понятия «самоактуализация» и «самоосуществление» перестают быть красивыми лозунгами.

Возникает вопрос, как, в каком направлении вести работу? Работа по оказанию поддержки ребенку ведется мною на основе курса «Развивающие игры», разработанного мною для школы раннего развития, по трем направлениям:

1. Структурирование отдельных образов, их схематизация, символизация.

2. Формирование системы конкретных образов об объекте.

3. Развитие способов оперирования образами.

Курс «Развивающие игры», на мой взгляд, формирует у учащегося стремление к общественно значимой и общественно ориентированной деятельности, что является основой его успешного учения.

Каждая игра - это общение ребенка со взрослым, с другими детьми, это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника и стойко переносить свои неудачи.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления.

Самовосприятие - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, осознание ребенком своей тождественности; во-вторых, осознание им своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств; в-четвертых, определенную систему социально-правовых самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. И поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Первый этап работы по формированию объективного самовосприятия - это определение начального уровня самовосприятия у детей. Анализ проводимых тестов показал, что сначала ребенок воспринимает себя как живой организм. На вопрос «кто ты?» (напиши 5 определений) дети отвечают: «Я Маша, я девочка, я маленькая, мне 7 лет, у меня длинные волосы» - и тому подобное. Становясь старше, после определенного вида упражнений на этот же вопрос дети отвечают по-другому, осознавая себя не только телесно, но и духовно. Их ответы: «Я умная, я сообразительная, я красивая, люблю читать, умеют играть на пианино».

Ребенок - дитя природы, часть ее. Научив видеть прекрасное вокруг, мы можем помочь ему открыть прекрасное внутри себя. Научившись видеть прекрасное внутри себя, ребенок делает первый шаг к успеху. Ученик, ориентированный на успех, гораздо лучше учится, чем его одноклассник, ориентированный на избегание неудачи. Такая ориентация - один из вариантов Я-концепции.

Научить человека быть в ладу с самим собой - вечная проблема обучения. Еще Василий Андреевич Жуковский, будучи наставником наследника престола, Его Императорского Высочества Александра Николаевича (Александра II), писал: «Цель воспитания вообще и учения в особенности заключается в знакомстве ученика с четырьмя вещами:

1. С тем, что его окружает.

2. С тем, что он есть.

3. С тем, что он должен быть как существо нравственное.

4. С тем, как он должен направлять свои способности на служение добродетели».

Я - океан, вершина мирозданья,

В любом из нас - Вселенная страстей,

Прийти к вершине через осознанье

Великой личной ценности своей.

Прийти для блага всех и вся живущих

На этой удивительной Земле,

Помочь найти тот путь, наверх ведущий,

Вот что, Учитель, предназначено тебе.

Наталия КИРДЯЕВА, учитель начальных классов, Пенза