Права человека - это возможности личности удовлетворять и развивать свои потребности и интересы, гарантируемые и стимулируемые со стороны общества и государства. Это открывает возможности для гарантированного доступа к материальным и духовным благам, позволяет претендовать индивиду на помощь со стороны общества и государства для ведения образа жизни на достойном уровне. Права стимулируют активность самой личности, помогают ей раскрыть собственный деятельностный потенциал, столь необходимый для удовлетворения личных потребностей и интересов, повышают ее ответственность, усиливают ее жизнестойкость.

Конвенция и права детей-инвалидов

В международном контексте правам ребенка-инвалида посвящается часть 1 статья 2 и статья 23 Конвенции ООН о защите прав ребенка. В первой части ст. 2 закреплен принцип равенства прав детей-инвалидов и остальных детей в государстве. В русском тексте конвенции написано: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права... без какой-либо дискриминации «независимо от состояния здоровья», в английском тексте ему соответствует выражение «irrespective of a disability», которое в английском языке по смыслу прямо связано с инвалидностью. К сожалению, выражение «независимо от состояния здоровья» в русском тексте конвенции не имеет прямой смысловой связи с детской инвалидностью.

Содержание статьи 2 Конвенции о правах ребенка в принципе сводится к простому положению: все права, предусмотренные в конвенции, имеют такую же силу для детей-инвалидов, как и для детей, не имеющих проблем с умственным или физическим здоровьем. В результате дети-инвалиды вправе требовать от государства реализации их права на физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие.

Статья 23 конвенции идет еще дальше и «предписывает» позитивную дискриминацию детей-инвалидов. Что это такое, позитивная дискриминация? Это означает не только запрет, но и, наоборот, существование обязанности государства принять специальные меры особой заботы для интеграции детей-инвалидов в социальную, общественную жизнь. В статье 23 Конвенции о правах ребенка государства признают право так называемого неполноценного ребенка на особую заботу, которая предоставляется бесплатно, насколько это позволяет бюджет государства. Эта забота состоит в предложенной детям-инвалидам возможности восстановить свое здоровье, получить образование, профессиональную подготовку, медицинское обслуживание. Сюда входит и подготовка к трудовой деятельности и так далее. Все эти меры должны обеспечить интеграцию ребенка в социальную жизнь и последующее развитие его личности.

Защита прав детей-инвалидов

в Европе

Инвалиды в любой стране составляют меньшинство, к которому мало прислушиваются. Кроме того, дети-инвалиды, как и все дети, не имеют права голоса на выборах, и потому политики не проявляют интереса к их проблемам. Поэтому очень важно иметь законодательно закрепленные специальные права для таких детей.

Международное сотрудничество осуществляется прежде всего в рамках деятельности международных общественных и государственных организаций, которые занимаются детьми-инвалидами. Существует несколько таких организаций. Все знают ЮНИСЕФ (UNICEF, United Nations Children’s Fund) и ЮНЕСКО (UNESCO, United Nations Organization for Education, Science and Culture), а также Всемирную организацию здоровья (WHO, World Health Organization). Они работают в различных направлениях, касающихся разных отраслей жизни детей-инвалидов. Организуют конференции по правам детей-инвалидов, собирают всю информацию международных организаций в этой сфере.

Самая активная в Европе государственная организация, посвященная заботе о детях-инвалидах, называется ДАНИДА. Она действует по программе Дании. С помощью ее Дания помогает другим странам и поддерживает их проекты для детей-инвалидов. К общественным организациям, например в США, относятся: Academy’s National Information Centre for Children and Youth with DisabiL ies. Кроме того, на международном уровне существуют: Informational Consortium on Disabilities и Disabled Persons Informational. Эти организации прежде всего занимаются обменом информации по вопросам прав детей-инвалидов и, таким образом, реализуют часть 4 статьи 23 Конвенции ООН о правах ребенка, где говорится: «Государства-участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену... информацией...».

Но то, что в принципе кажется очень простым, на практике встречает значительные трудности в различных государствах. Главная трудность в том, что для обеспечения таких прав детей-инвалидов требуются большие расходы государственного бюджета.

Поэтому мне представляется интересным сравнить правовую базу этой проблемы в странах Западной Европы.

Германия

В конституции Германии - основном законе - установлен запрет на дискриминацию инвалидов (часть 3 статья 3 основного закона, - ОЗ). Но до сих пор этот запрет носил декларативный характер. В то же время часть 1 статья 2 ОЗ признает право на развитие личности. Поэтому законодательная власть предприняла первые шаги для обеспечения интеграции инвалидов в общество. Параграф 10 кодекса социальных законов I устанавливает право инвалидов на помощь со стороны государства в той мере, которая необходима, чтобы воспрепятствовать возникновению проблем со здоровьем, устранить их, смягчить их последствие и улучшить состояние здоровья. Кроме того, инвалиды вправе получить помощь, необходимую для того, чтобы начать трудовую деятельность.

Право на медицинское обслуживание

Что касается медицинского обслуживания, то дети-инвалиды, как правило, обеспечиваются медицинскими услугами за счет взносов своих родителей в фонд обязательного медицинского страхования.

Медицинское страхование в Германии обязательно для работающего населения. Медицинское обслуживание, а также поддержку умственного и физического развития дети-инвалиды должны получать как можно раньше. В параграфах 124-126Б закона о социальном обеспечении закрепляется право детей-инвалидов на получение реабилитационных мер в самом раннем возрасте. Родители, заметив, что их дети - инвалиды, обязаны показать детей врачу, а также это должны сделать учителя, социальные работники и воспитатели, если заметят нарушение состояния здоровья ребенка. Органы здравоохранения консультируют родителей и детей по вопросу о том, какие меры необходимы для интеграции ребенка, и назначают необходимое реабилитационное лечение. Физическая реабилитация охватывает весь набор реабилитационных мероприятий от физиотерапевта до реабилитационных центров, где детей учат самостоятельно ходить, говорить, есть. Все меры носят преимущественно амбулаторный характер, то есть дети в основном остаются в семьях и занимаются в центрах несколько часов в день. Государство обязано регулярно информировать население о возможностях реабилитации.

Право на социальное и духовное развитие

В конституции Германии нет нормы, которая закрепляет право на образование в отличие от статьи 43 Конституции в России. Только на уровне земель (Laender) изредка предусматривается это право. Следовательно, в Германии не закреплено право на образование. Образование ребенка в первую очередь зависит от воли родителей. Государство их в этом поддерживает. Поддержка осуществляется тремя способами. Государство создает образовательные учреждения: дошкольные, школьные и действующие в свободное время. В Германии есть специальные детские сады для детей-инвалидов, где их готовят к посещению общих детских садов, например обучают поведению среди здоровых ровесников. Новая тенденция - обучать детей-инвалидов вместе с остальными детьми, если это доступно детям-инвалидам. Образование в свободное время можно получить в государственных, общественных и часто в религиозных организациях, у которых есть учреждения для всех детей или специально для детей-инвалидов, где они занимаются, играют и где также педагоги и психологи работают над развитием каждого ребенка. Существуют школы трех видов. По традиции в Германии были школы для каждой категории детей-инвалидов. С другой стороны, уже давно существуют школы для всех детей (в том числе детей-инвалидов), которым трудно учиться в общих школах. Все они изолировали детей-инвалидов от остальных сверстников. Сегодня имеет место другая тенденция. Считается, что для развития детей-инвалидов и здоровых детей лучше, если все дети занимаются в общей школе. Во-первых, у детей-инвалидов развивается социальная совесть. Во-вторых, дети-инвалиды учатся жить в мире так называемых нормальных людей. Поэтому сейчас в Германии реализуются проекты интегративных школ.

Право на социальное обеспечение

В сфере социального обеспечения можно выделить несколько разных видов помощи ребенку-инвалиду. Как правило, родители получают такое же пособие для своих детей-инвалидов, что и для остальных детей. Но наряду с этим есть и другие возможности получить государственную помощь за уход и воспитание детей-инвалидов. Как правило, государственная помощь осуществляется в виде денежных средств на воспитание ребенка-инвалида в семье либо оказанием медицинских и реабилитационных услуг. В качестве помощи ребенку-инвалиду могут быть предоставлены специализированные вещи, например инвалидное кресло. В любом случае цель социального обеспечения - это интеграция инвалидов в нормальную жизнь в той степени, насколько это может быть необходимым для самих инвалидов.

Право на физическое развитие реализуется путем предоставления медицинского обслуживания и оказания специальных мер реабилитации как можно с более раннего возраста, право на духовное, умственное развитие осуществляется в спецшколах, специальных детских садах и в учреждениях свободного времени с учетом тенденции создания интегративных общих школ.

Англия

В Англии заботятся о детях-инвалидах органы местного управления. Они обязаны предоставлять социальные услуги, необходимые для обеспечения возможности детям-инвалидам жить нормально. Существует правило, предусматривающее тесные взаимоотношения ребенка-инвалида с семьей. Специализированные государственные учреждения обязаны сообщать органам социального обеспечения о случаях проживания детей в них более чем три месяца непрерывно. На практике тем не менее почти половина всех детей-инвалидов живут в государственных учреждениях, не общаясь с родителями.

Дети-инвалиды учатся в государственных и частных спецшколах, помимо того, принят нормативный акт, который предусматривает обучение их в общих школах. Родители сами выбирают учебное заведение, но местные органы имеют право изменить это решение. Принцип интеграции детей-инвалидов закреплен в законе, но еще мало практикуется.

Швейцария

В Швейцарии, как и в Германии, обязанность дать образование детям, в том числе трудовое, возлагается на родителей. Государство контролирует и поддерживает исполнение этой обязанности. Страхование по инвалидности включает все необходимое для реабилитации и интеграции детей-инвалидов в общественную жизнь.

Нидерланды

Здесь дети-инвалиды получают услуги, необходимые для их физического и умственного развития одновременно. Это означает, что, когда им исполняется три года, они начинают заниматься в специальных медицинско-педагогических учреждениях, где получают образование и им обеспечивается терапевтическая и реабилитационная помощь. Это учреждения-интернаты. Дети в них живут всю неделю, выходные проводят с семьей.

Основным принципом в Нидерландах является то, что дети-инвалиды получают то же образование, что и остальные дети.

Австрия

В Австрии обращение с детьми-инвалидами основано на принципе раннего определения признаков инвалидности, раннего поддерживания правильного развития детей-инвалидов. Детям и подросткам предоставляются консультативные услуги. Дети-инвалиды посещают группы общих детских садов, но соответствующие государственные органы могут исключить ребенка, если посчитают, что его физическое или умственное состояние опасно для других малышей. Эта норма касается случаев агрессивного поведения детей, которые постоянно нарушают порядок в группе (например, разрушают мебель или бьют остальных детей и их невозможно остановить). После детского сада дети по традиции, как и в Германии,раньше отправлялись в спецшколы разных типов для детей-инвалидов. Сейчас в Австрии также развивается тенденция интеграции детей-инвалидов в общие школы. Подведем итог. Права детей-инвалидов зафиксированы в статье 2 и статье 23 Конвенции ООН о правах ребенка. Следовательно, дети-инвалиды имеют те же самые права, что и остальные дети, а также право на специальную заботу, необходимую для их интеграции в общество. Эти права реализуются в странах Западной Европы путем обеспечения медицинского обслуживания, включая реабилитацию и терапию, которая обычно является частью общего бесплатного медицинского обслуживания; путем предоставления возможности получения образования в спецшколах с тенденцией к интеграции детей-инвалидов в общие школы и путем предоставления услуг; социального обеспечения.

Дети-инвалиды в России

Российское законодательство по обеспечению прав и интересов детей-инвалидов, в том числе связанное с охраной их здоровья, совершенствуется. Принято более 100 законов, указов президента, постановлений правительства по защите прав детей-инвалидов. Однако социально-экономические исследования положения детей и подростков свидетельствуют о низкой эффективности принимаемых мер.

На сегодняшний день необходим концептуальный подход к понятию «здоровье». Ключевое место в оценке бремени болезней принадлежит инвалидности с учетом ее высокой распространенности. Реабилитация детей-инвалидов в нашей стране представляет собой комплексную систему государственных, педагогических, медицинских, психологических, социально-экономических, бытовых и других мероприятий. Право на бесплатную реабилитационную помощь детям-инвалидам закреплено в законодательстве о здравоохранении. Все другие формы реабилитации - психологическая, педагогическая, социально-экономическая, профессиональная, бытовая - имеют место наряду с медицинской и в прямой связи с ней.

Медицинская реабилитация - начальное звено в системе общей реабилитации, так как больной ребенок прежде всего нуждается в лечении. Восстановительное лечение продолжается до тех пор, пока оно не даст положительного эффекта.

Школьная незрелость является одной из причин неблагоприятной социально-психологической адаптации ребенка, что ведет к «срывам» нервной системы. Сегодня обсуждаются возможности снижения роста инвалидизации детей при помощи центров реабилитации. Основная цель таких центров - объединение психолого-педагогической и медицинской деятельности для полноценной социальной и биологической адаптации каждого ребенка.

В настоящее время применяются новые формы семейной реабилитации в условиях крупного города. Это городские центры восстановительного лечения. В них два блока - медико-социальный и психолого-педагогический. Первый имеет в своем составе лечебно-физкультурный комплекс, отделение физиолечения, врачей-специалистов. Здесь помощь оказывается не только детям, но и семье, чаще всего матери. Ведь именно мать, сделав выбор в пользу больного ребенка, оказывается в полной зависимости от больниц, санаториев, частых обострений недугов. Себя она отодвигает на дальний план. Свою ношу она тянет, как правило, в одиночку. Никаких льгот ей не полагается, никакой платы. В состав второго блока входят психологи, логопеды, психотерапевты, воспитатели со специализацией в лечебной педагогике, музыке, кружководы, просто воспитатели. Как мне кажется, у таких центров большое будущее.

Анализирую данную проблему, пришла к неутешительным выводам о том, что, несмотря на существования правовой базы для защиты прав детей-инвалидов, у правительства не хватает денег на такую помощь. Как своевременную и адекватную следует рассматривать организацию центров реабилитации при школах, которые позволят осуществлять помощь больным детям без ущерба для образовательного процесса и расширение сети колледжей и вузов для детей с ограниченными физическими возможностями. Следует также обеспечить условия, при которых ребенок-инвалид (и его родители) ответственно относился бы к своему здоровью, своим поведением помогал организму и врачам справиться с недугом.

Алена ИСТРАШКИНА, ученица финансово-экономического лицея, Пенза