Важно разобраться во всем самому
Наша гимназия ознакомилась с журналом «Живая история» в этом учебном году. Журнал сразу же привлек внимание школьников. Он яркий, красочный, очень хорошего полиграфического качества, а для современного школьника это немаловажно. В гимназии особой популярностью журнал пользуется среди учеников 10-х классов. Это понятно, ведь у них уже есть знания об истории России XX века.
Интерес старшеклассников к истории данного периода был велик всегда. Причем сейчас очевидно, что современный школьник не довольствуется только теми знаниями, которые он получает на уроке, ему важно самому во всем разобраться, сформулировать собственное мнение и позицию по конкретной проблеме. Современные школьники мыслят критично! Им важно не только знать исторические события, но еще и отслеживать их влияние на последующий ход развития человечества.
И все эти задачи позволяет решить журнал «Живая история». В журнале печатаются документальные источники. Изучая их, ребята могут «почувствовать» непосредственных участников событий, рассмотреть судьбы людей на широком социальном фоне. Факты и иллюстративные материалы (порой уникальные, из фондов музея), предлагаемые изданием, позволяют расширить кругозор учеников, помогая процессу социализации личности, формируя критическое мышление.
Журнал актуален. Взять хотя бы публикации, связанные с историей образования в СССР. Вот только некоторые статьи по теме из №4 за 2015 год: «Образование в России: истоки реформ»; «Ликвидация безграмотности в СССР»; «Дореволюционные традиции, советское содержание: история школьной формы в СССР»; «Массовое образование как основа обороноспособности страны». Эти материалы можно использовать как на уроках, посвященных культуре Советского Союза в интервале 1920-1950-х годов, так и для проведения классных часов.
Без сомнения, журнал «Живая история» позволяет ставить новые вопросы и искать на них новые ответы.
Светлана ДМИТРИЕВА,
учитель истории гимназии
№1520 имени Капцовых


Мне нравятся материалы о Москве
Я регулярно просматриваю журнал «Живая история» с сентября 2015 года и наряду с другими ресурсами использую его статьи на уроках истории в 8-9-х классах. Сегодня знания помимо учебника можно получать из самых разных источников, но вот умения взять самое полезное учащиеся демонстрируют подчас слабые. В Интернете много рекламы, ненужной, ненаучной и просто вредоносной информации. Тем не менее современные ученики с самой начальной школы любят компьютеры и электронную форму представления информации. Поэтому привлечение внимания и развитие интереса к изучению истории через Интернет можно и нужно, но только на базе проверенных источников информации. Журнал «Живая история» - одна из самых удобных площадок для решения этой задачи.
В 8-х классах очень много тем и рубрик соприкасается с материалами журнала. В 9-х и 11-х классах интересные документы, оценки, иллюстрации по темам первой революции. Мне нравятся материалы о Москве, о литературе, которые представлены в журнале. Очень пригодился материал о становлении советской власти и о первых пятилетках, опубликованный в №6 за 2015 год («1917 год: от мировой революции к социализму в одной стране»; «Большевизм и его эволюция»; «Строители коммунизма»; «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее»).
Предлагаю некоторые приемы работы с журналом «Живая история»:
1) отображение на экране интерактивной доски части материала по соответствующей теме;
2) использование иллюстраций из журнала для различных заданий;
3) привлечение оценок одних событий разными людьми, дискуссионные обзоры;
4) знакомство с персоналиями эпохи: портреты исторических деятелей;
5) документы в полном формате;
6) новые исследования в истории - для проектных работ;
7) проблемы (темы) для проектных работ;
8) источники для докладов и эссе.
Хочется поблагодарить журналистов и специалистов за интересный, современный и своевременный проект - журнал «Живая история». Он предназначен для просвещения учителей, школьников, для их развития, изучения истории на уроках и вне аудитории, а также для семейного досуга.

Инна ЮФИТ,
учитель истории школы №1840


Возник вопрос не только как вступить в беседу, но и каким образом использовать подобное богатство
Не так давно мне предложили ознакомиться с журналом «Живая история», издаваемым Государственным центральным музеем современной истории России. Это было несложно, благо издание выложено на сайте ГЦМСИР. Стоит отметить, что за последнее время было рождено немало исторических журналов, но, к сожалению, далеко не все они соответствовали ожиданиям читателей. Журнал ГЦМСИР оказался по-настоящему профессиональным изданием с прекрасно подготовленными номерами: и по содержанию представленных публикаций (все номера имеют основную сквозную тему, дополняемую отдельными публикациями), и по оформлению их фотографиями, иллюстрациями, картами и другими визуальными материалами.
Качество публикаций, как и имена ведущих специалистов по избранным направлениям, позволяют констатировать высокий профессиональный статус издания. Привлекает внимание любопытное издательское решение по структуре размещения материала: подача информации идет из двух текстов в параллель. Они зачастую дополняют друг друга, но частично представляют иное видение события или явления. Такой ход используется нечасто, ибо он чреват рассеиванием внимания. Не скрою, что действительно иногда подобное решение несколько затрудняло чтение (отчего, видимо, в последних номерах размещение материала стало более привычным), но, с другой стороны, этот прием сразу давал возможность расширения информационного поля, создавал атмосферу вариативности исторического поиска, что немаловажно для научного и образовательного подхода к трактовке и оценке представленного материала.
В любом случае принцип диалога в поиске лучшего способа подачи материала позволяет читателю почувствовать себя не только потребителем, но и соучастником разговора, стимулирует желание влиться в него, искать формы и каналы для ответного слова. В связи с этим у меня, а, возможно, и у других читателей возник вопрос, не только как включиться, вступить в беседу, но и (как у преподавателя) каким образом использовать подобное богатство. Самое простое и очевидное - использовать материал на уроках в разных формах: информационно, визуально (вливая часть текстов в материал урока напрямую, через интернет-ресурсы, с сайта музея), давать задание творческого характера на основе одного или нескольких номеров. В этом ключе можно было бы после работы со статьей дополнить ее материал непосредственным посещением музея.
Вот, например, классный час по теме «Полуостров Крым в ХХ веке». Об этом пишут два номера журнала: №2 (2015) и №2 (2016). При помощи предлагаемого материала («Крым, 1920. Гражданская трагедия»; «Крымское лето»; «Берег детской дружбы»; «Запомните нас веселыми»; «Крым, 1954») учащиеся могут сделать обзорные сообщения, дополняющиеся фактурой и из других источников.
Свою работу с музеями Москвы я веду постоянно, именно дополняя, а нередко и расширяя пройденные темы. Сложились постоянные «наработанные» каналы сотрудничества, есть сотрудники и в ГИМе, и в музеях Московского Кремля, и в том же ГЦМСИР, с кем постоянно встречаются мои ученики. Я убеждена, что музей должен и может стать в жизни учащегося востребованным, привычным, «нахоженным» («намоленным») местом. В указанном выше списке нет Третьяковской галереи и ГМИИ имени Александра Пушкина, поскольку туда мы чаще всего ходим самостоятельно. В остальном же даю тему для творческой работы, и мы с ребятами отправляемся в конкретные залы музея искать ответы, базу для подготовки задания: впечатления, ощущения, настроения.
В связи с этим знакомство с журналом ГЦМСИР подтолкнуло меня к размышлению: как можно расширить и попытаться установить прямой диалог моих школьников и студентов с сотрудниками музея; как использовать (звучит несколько вызывающе, за что мои отдельные извинения, но так, представляется, понятнее) пространство музея и его богатейшие ресурсы - коллекции, профессионализм и опыт сотрудников, издательские возможности самого журнала?
Было бы интересно попробовать расширить проводимые встречи на базе самого Центрального музея или его филиалов в рамках дискуссионного клуба. Практика подобной работы имеется огромная и у сотрудников музея, и среди моих коллег в ЦАО (не исключаю, и в масштабах города), да и лично у меня. Более того, уже второй год студенты отделения международных отношений кафедры МПиМО РГГУ - моего основного места работы - очень интересно, на подъеме проводят регулярные (раз в месяц) встречи в рамках дискуссионного клуба «Политаналитика», затрагивая самые острые, важные и интересные для них темы. Вижу возможность соединения актуальных проблем современного миропорядка с историческими публикациями журнала и привлечения их как необходимой исторической базы для максимально полного и удачного диалога-диспута. К тому же соединение истории и современности на базе музея чрезвычайно полезно и в образовательных целях, ибо не секрет, что современная молодежь неважно знает историю страны, а подобного рода мероприятия - лучшая почва для пытливого ума, которым, к счастью, обладает наша молодежь.
Думается, подобная практика соучастия может быть полезна и интересна также самому музею и журналу.
Насколько я знаю, предложение по созданию совместного ДК студентов и школьников города Москвы на базе ГЦМСИР, РГГУ и школы №2054 принято коллегами в музее. В связи с этим уверена, что это начинание и первые номера журнала «Живая история» должны стать необходимой частью в организации учебного процесса и дополнительного образования московского (и, надеюсь, российского) образовательного сообщества.

Наталья АНДРИАНОВА,
доцент кафедры Мировой истории и международных отношений РГГУ,
учитель школы №2054, кандидат исторических наук


Статьи не только передают факты, но и рисуют портреты
Прочитала несколько номеров журнала «Живая история» и хотела бы поделиться некоторыми своими впечатлениями по этому поводу. «Живая история» выпускается одним из интереснейших московских музеев - Музеем современной истории. И уже это делает журнал достойным внимания. Редакция привлекает к сотрудничеству авторитетных авторов, чьи статьи позволяют читателю получить разностороннее представление о событиях и явлениях истории.
Безусловно, журнал может стать хорошим подспорьем в работе преподавателя. В наше время на учителей и учащихся обрушивается огромное количество информации различной степени достоверности. Интернет, СМИ, экскурсоводы-профессионалы и экскурсоводы-любители не столько дают знания, сколько создают мифы. История все больше и больше воспринимается как нечто несерьезное, как материал для легкого чтения. Даже коллеги учителя, преподающие другие предметы, порой не относят историю к науке. На этом фоне источник систематизированной информации и аналитических материалов дает опору для аргументированной защиты нашего предмета.
Журнал можно с успехом использовать для проведения уроков по соответствующим темам. В первую очередь вызвали у меня интерес материалы №5 за 2015 год. Этот номер посвящен первой русской революции 1905-1907 годов. Обращают на себя внимание такие статьи, как «Манифест 17 октября: как граф Витте Россию спасал»; «Из подполья в легальную политику»; «На злобу дня». Распечатки этих статей с заданиями позволят учащимся самостоятельно найти ответы на вопросы, выявить проблему, сделать выводы. Это очень важно для работы в рамках деятельностного подхода и формирования учебных компетенций.
Статьи не только передают факты, приводят статистику, но и рисуют портреты политических деятелей новыми красками. Известно, что, выполняя экзаменационные задания, учащиеся должны уметь давать характеристику исторической личности на фоне соответствующей эпохи. Материалы «Живой истории», безусловно, позволят сделать это с успехом.
И еще одно: журнальные публикации дают богатый материал для написания рефератов, эссе, конкурсных работ, могут быть использованы в проектной деятельности. В журнале размещаются интересные, редкие фотографии, используются яркие репродукции малоизвестных эскизов и картин знаменитых художников.
Если читать журнал регулярно, то можно всегда быть в курсе выставок и новых экспозиций в музее, которые тоже можно использовать в работе с учащимися. Я бы очень рекомендовала использовать публикации журнала в работе своим коллегам, а друзьям - просто читать его для расширения кругозора и углубления знаний по родной истории.

Галина КРИВОЛАПОВА,
учитель истории
«Школы на Яузе»


Проект очень полезен для школьников и учителей и требует расширения содержания
Некоторое время назад меня заинтересовали публикации нового журнала «Живая история» на сайте ГМЦ Департамента образования Москвы. Проект, безусловно, интересен и полезен для учителей истории по ряду причин, хотя есть и определенные недоработки, впрочем, вполне устранимые.
1. Отсутствует навигация, позволяющая быстро перейти к интересующей учителя теме. Скачать напрямую материал или картинки для использования в презентации нельзя (придется использовать либо перенабор, либо окольные пути). Можно увеличить картинку или статистические материалы, чтобы показать на экране через проектор, но все упирается в п. 1 - может не загрузиться. Скачать номер целиком на жесткий диск нельзя.
2. Очень интересно решен подбор материалов - освещение одной темы на протяжении столетия. Это позволяет посмотреть перспективу, тенденции развития. Такой номер может стать основой и для заседания дискуссионного клуба, и для подготовки к семинару, но работать с ним придется дома или составлять подборку и раздавать детям в распечатанном виде.
3. Текст в основном все-таки рассчитан на взрослого или на одаренного и мотивированного ученика, а вот картинки с подписями привлекут внимание всех. Подбор иллюстративного материала в тех номерах, что загрузились, очень понравился.
4. Думаю, такие номера могут быть использованы при реализации требований ФГОС к организации внеурочной деятельности и проектной работе. Во время простого урока с ними работать тяжело, а вот порекомендовать их как один из источников информации при работе над проектом или исследованием можно и нужно. Удачно, что обращение к номерам не требует регистрации на сайте, можно дать детям ссылку, и они все посмотрят вместе с родителями, не вводя личных данных (для некоторых этот момент очень важен).
5. Если решить вопрос с распечаткой информации и картинок, то такой номер мог бы стать основой для оформления интересного тематического стенда в кабинете истории или на предметной неделе в школе.
Безусловно, проект очень полезен для школьников и учителей и требует расширения содержания.
Дарья ЛЬВОВА,
учитель истории школы №171


Важнейшее из искусств
Большое спасибо Государственному центральному музею современной истории России за издание замечательного и интересного журнала «Живая история». Материалы, которые публикуются в журнале, дают возможность и нам, учителям, и нашим ученикам расширить свои знания о прошлом, ознакомиться с неизвестными ранее фактами истории и включать их в канву урока. После прочтения каждого номера появляются новые идеи по использованию материалов, опубликованных в журнале, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Особенно меня заинтересовали статьи, посвященные советскому кинематографу, из №1, 2, 4 за 2016 год: «Важнейшее из искусств»; «Война и мир»: самый масштабный проект ХХ века»; «Россия. Власть. Кинематограф»; «Солярис». Информация, которая в них содержится, подходит для изучения тем, связанных с динамикой отечественной культуры в разные периоды истории СССР.
Я рекомендую и своим ученикам, и коллегам по цеху использовать статьи из журнала для подготовки сообщений, проектных работ. Даже простое чтение статей журнала доставляет удовольствие, так как авторы доступно и в то же время на высоком научном уровне доносят материал до читателей. Название журнала «Живая история» в этом качестве действительно оправдывает себя. Далекая история становится ближе и понятнее учащимся.
Большое спасибо и методисту Городского методического центра Наталье Советовой за информацию о таком замечательном журнале.

Марина ВАСЯЕВА,
учитель истории школы №2114


Образовательный ресурс по воспитанию гражданственности
Журнал «Живая история» трудно назвать очередной попыткой популяризировать историю. В сущности это целый большой проект, способствующий расширению исторических знаний, который может, да и должен быть интересен широким слоям населения. Не побоюсь громких слов - этот образовательный ресурс может внести достаточно крупный вклад в дело воспитания гражданственности, патриотизма и исторической памяти.
Материалы, представленные в номерах «Живой истории», разнообразны, они затрагивают подчас те вопросы отечественной истории, которые в силу различных причин оставались за чертой исторического образования.
Способ подачи исторических данных своеобразен и интересен. Это не статьи из монографий, читать которые интересно лишь специалистам. Это грамотные с исторической точки зрения, удачно литературно скомпонованные публицистические материалы, щедро сопровождаемые иллюстративным материалом.
К тому же журнал достаточно удобно использовать для подготовки к урокам по определенным темам. Опираясь на свой опыт, могу привести несколько подобных примеров: при подготовке к урокам по Второй мировой войне я использовала статьи «Трагический урок», «Дальневосточный блицкриг» (№3 за 2015 год), по Великой Отечественной войне - весь номер №1 (№1 за 2015 год), и это лишь некоторые моменты.
С удовольствием читаю статьи, в том числе и вместе с учениками.
Александра БАХРЕХ,
учитель истории «Школы на Таганке» №2104


Помогает учителю и его ученикам разобраться даже в самых трудных вопросах истории России XX века
На сайте ГМЦ Департамента образования Москвы ознакомилась с материалами журнала «Живая история». Журнал сразу заинтересовал меня как историка и педагога.
В журнале публикуются материалы о драматических и героических страницах истории России, малоизвестных фактах из истории России XX века. В условиях возрастающего интереса к отечественной истории журнал позволяет удовлетворить запрос на получение качественной информации по историческим вопросам.
Весьма ценно для учителя и обучающихся, что публикуемые в журнале материалы в основном опираются на документальные свидетельства, подлинные исторические источники, собранные в фондах музея. Это позволяет использовать материалы журнала на уроках истории и во внеурочной деятельности в полном объеме, ничего не упуская, тем более что тематикой охвачены самые драматические периоды истории нашего государства. В качестве иллюстрации упомянем материалы по истории «холодной войны», опубликованные в №3, 4 (2016). №3 целиком посвящен этой проблеме, а в №4 о ней рассказывает статья «На грани». Эти публикации - пример удачного совмещения документальных материалов и авторских рассуждений.
Очень надеюсь, что и все последующие выпуски журнала «Живая история» будут размещаться на портале ГМЦ, что поможет учителю и его ученикам разобраться даже в самых трудных вопросах истории России XX века, так как публикуемые материалы журнала «Живая история» отвечают критериям исторической достоверности и объективности.

Елена АСТАФЬЕВА, учитель истории школы №480