Так или иначе, над этими вопросами задумывался или задумывается любой директор. Каждый директор представляет себе модель такой школы: это и капитальный ремонт, и новая мебель, и новое современное оборудование, и светлые классные комнаты, и педагоги - энтузиасты своего дела.
Мои размышления - это не рецепт и не руководство к действию. Это заметки на полях, возможность оценить происходящие в системе столичного образования изменения, как-то отнестись к ним, то есть выработать свое понимание пути достижения статуса современной столичной школы конкретным образовательным учреждением - школой №283.
Проводя очередную генеральную уборку, обнаружила каким-то чудом сохранившиеся старые мобильные телефоны. Сразу же вспомнилось, как мечтала об очередной новинке, с каким интересом осваивала новые, доселе недоступные функции: полифония, 3G, push-сообщения... Год-два, и новинка уже не новинка, а вполне себе обыденная реальность, и хочется новее, современнее, сложнее.
Для меня это самая яркая иллюстрация постоянно ускоряющегося процесса обновления знаний, смены технологий. И точно так же, как затруднительно дать определение «современная техника, технологии», сложно определить все, что относится к категории «современная школа». Совсем недавно проектор в классе казался показателем оснащенности, а его использование на уроке - чуть ли не главным показателем ИКТ-компетентности учителя, а сегодня СМИ говорят о том, что Финляндия полностью переходит на электронные планшеты в образовании, сохранив в начальной школе несколько уроков чистописания в неделю.
Давно стали общим местом слова о том, что образование должно модернизироваться, а преподавать в современной школе нужно по-современному. Вот только каждый по-разному понимает слова «модернизация» и «по-современному».
Не будем замахиваться на российскую систему образования вообще, так как условия, в которых существуют сегодня и сейчас школы в России, очень разные. Поговорим о современной московской школе - какой директор ей необходим, чему учить столичных школьников и каким должен быть учитель современной московской школы?
Столичная школа сегодня - это, как правило, большая образовательная организация: несколько учебных корпусов, штат сотрудников в несколько десятков, а то и сотен человек, несколько тысяч обучающихся и воспитанников. Роль директора как учителя учителей, как администратора, который должен выполнять определенные нормы и правила жизни школы как большой образовательной организации, неизбежно меняется, пересматривается. Традиционное: директор-хозяйственник, директор-администратор, директор-менеджер - дополняется необходимостью досконального знания нормативно-правовой базы (степень свободы, а вместе с ней и ответственность в современной школе несоизмеримо больше, чем даже 5 лет назад), включенность в финансово-хозяйственную деятельность школы, навыки стратегического и оперативного планирования, а еще необходимость 24 часа в сутки быть на связи, способность дать исчерпывающие ответы на возникающие у участников образовательных отношений вопросы. Подтверждением этому является тот факт, что у директора сегодня гораздо больше ответственности перед родителями, чем раньше, потому что нынешний родитель гораздо более заинтересованный, интересующийся, заботящийся и пристрастный по отношению к школе. И если раньше директор мог сказать родителю, чтобы он не вмешивался в учебный процесс, который идет по плану, то сегодня директор - главный коммуникатор с родителями.
Чем больше задумывалась над этим, тем больше крепло мое убеждение в том, что современная столичная школа - это прежде всего авторская школа. Авторская в том смысле, что начинается она в голове ее директора, как человека сознательно и ответственно подошедшего к этой должности, отдающего себе отчет в том, зачем он собирается возглавить школу, что даст его образовательная организация детям и их родителям, городу. Эти идеи, безусловно, не должны являться некими оторванными от реальности мечтами - фантазиями директора; цели и задачи деятельности начинаются с проблемно-ориентированного анализа исходной ситуации, существующих реалий и запросов, вызовов времени. Это очень тяжелая деятельность и огромная ответственность, которая ощущается ежеминутно. Огромного мужества, например, требует необходимость самого такого анализа, ведь в процессе может выясниться, что школа находится в сложном запущенном состоянии, у нее низкие показатели качества, недружественная атмосфера для детей, которые не любят школу и не хотят туда ходить. Но, повторюсь, это не повод для самобичевания, это точка отсчета реализации авторской модели.
Определив приоритеты, наметив направления, можно делать следующий шаг - формирование административной команды. И это моя вторая твердая убежденность на сегодняшний день: директор современной московской школы - это человек, создавший команду управленцев, разделяющих его видение будущего школы, готовых идти к намеченной цели и способных брать на себя ответственность за реализацию принимаемых решений. То есть, говоря о некой авторской школе, я имею в виду школу, где сотрудники разделяют и ответственно претворяют в жизнь общие для них ценности и смыслы, объединены общей целью и пониманием путей ее достижения. Дети и родители в такой школе - ее соавторы, поскольку сознательно выбирают именно эту концепцию организации образовательного маршрута, готовы ему следовать. В авторской школе нет и не может быть позиции, оправданий: «Посмотрите на этих детей, они ничего не соображают», «...А что вы хотите от нас, вы должны быть нам благодарны, что мы вообще их учим». Поэтому шаг третий - формирование, подбор педагогического коллектива, подчеркну, большого педагогического коллектива.
Какой учитель нужен современной школе? К сожалению, сегодня такая тема, как «современный учитель и требования к нему», при всей ее актуальности и безусловной популярности почти всегда остается на этапе абстрактных обсуждений, жарких дебатов, после которых следует громкое оглашение списка качеств учителя, в котором в принципе ничего радикально нового нет, и все радостно принимают эти давно знакомые постулаты.
Да, о качествах современного учителя можно говорить часами, обсуждая и выводя некий идеальный набор «педагогических компетенций». Все знают, что надо быть честным, ответственным, уважать других только за то, что они есть, стремиться всегда и везде быть лучше, быть добрым, любящим свой предмет и детей и еще многое, многое другое. Но первостепенно, на мой взгляд, осознание того, что сам по себе процесс обучения детей - это есть великая ответственность, ответственность за судьбы этих детей, осознание того, что образование не есть рейтинг и посещаемость учеников, не есть успеваемость и наличие формы, образование - это стремление, это жажда к познанию со стороны учащихся, это способность и желание отдать как можно больше этих знаний своим ученикам со стороны учителей.
Кадровый вопрос остро стоит на повестке дня в большинстве столичных школ, и образовательная организация, которой руковожу я, не является исключением. Именно поэтому я не считаю себя вправе сейчас предлагать какие-то готовые чудодейственные методы и приемы кадрового менеджмента. Скажу лишь одно, я не считаю, что директор авторской школы вместе с административной командой имеет полное право на обновление, даже кардинальное обновление педагогического коллектива. Естественно, если он этим правом пользуется бездумно, то в конечном итоге педагогический коллектив, родительская общественность выразят свое вполне обоснованное недовольство.
Технологии заполонили школу. Образовательный и профессиональный стандарты предъявляют высокие требования к современным детям и педагогам. Нужный текст к уроку литературы проще скачать в Интернете, чем сходить в библиотеку и взять книгу. Да и вообще, зачем брать книгу на урок литературы, если для этого есть приложение в смартфоне или планшете? Арифметические действия на уроке математики легче произвести на калькуляторе, чем делить или умножать в столбик. Реферат к уроку проще взять из базы готовых рефератов все в том же Интернете, чем написать от руки, выбрав из источника лишь самое главное.
И вот в один далеко не прекрасный момент, придя на урок, понимаешь, что дети совершенно разучились говорить, не умеют высказать свое мнение и грамотно его аргументировать, не способны написать сочинение по картине, так как у них недостаточно развита для этого речь.
Современная школа - школа противоречий. С одной стороны, детям легче получать образование, пользуясь понятными и доступными им ресурсами, но не стоит забывать и о фундаментальных навыках, которыми должен обладать человек. Личность, умеющая размышлять, грамотно говорить и писать, аргументировать свои мысли и выражать их, всегда в цене. Всегда в цене личность, богатая нравственно и духовно. Заслуженный учитель, директор одной из лучших и, несомненно, авторских московских школ Евгений Ямбург говорит: «Можно поставить в школах какие угодно интерактивные доски и компьютеры, но это всего лишь удобный сервис. Впереди технологий информационных должны идти технологии педагогические». Надежный фундамент школы будущего - это, на мой взгляд, классическое образование как гуманистический подход и развитие духовных качеств личности как главный педагогический принцип.
В современной столичной школе нет особых проблем с учебниками и техническим оснащением, кадровый дефицит в последнее время не ощущается столь остро. Это действительно так. Но по-прежнему вызывает серьезное беспокойство отсутствие конкретных, практико-ориентированных задач перед современным школьником. Именно оно и порождает существующие противоречия во всей системе в целом. Новые образовательные программы, инновационные технологии, методы преподавания должны существовать не сами по себе, а в контексте одной общей национальной идеи. Отражением такой идеи, государственного заказа к образованию являются новые образовательные стандарты. Но будет печально, если лет через 50 мы обнаружим, что большая часть идей ФГОС так и осталась на бумаге.
Школа - это прежде всего люди, и именно люди, будь то члены административной команды или педагогический коллектив, родители или ученики, как полноправные участники образовательных отношений - это моя самая большая тревога как руководителя образовательной организации. Страшно, когда родитель перекладывает всю ответственность за обучение своего ребенка на школу, сдав его и желая получить с рук на руки уже готового выпускника, не вникая в трудности, которые неизбежны на этой сложной и извилистой дороге воспитания и обучения. Страшно, когда отношения «наставник - ученик», на которых строился учебный процесс в школе, меняются на отношения «менеджер - клиент», а учителя превращаются в менеджеров по оказанию образовательных услуг. Страшно, если в школе охранник или уборщица позволяют себе кричать на ребенка, а учитель способен равнодушно повернуться спиной к ребенку, который просит помощи. Это вещи, которые не зависят от Минобрнауки и не прописаны как критерии при составлении рейтинга лучших столичных школ. Но именно это главная сфера и мерило профессиональной компетентности и ответственности директора как руководителя коллектива единомышленников современной столичной школы.

Ирина ВОРОНОВА, директор школы №283