Оборудование: репродукции картин, магнитофон, фортепиано, аудиозаписи.

Форма: урок-диалог.

Эпиграф:

1. «Перов - губитель искусства, опасный революционер»

2. «Не пропустил он момент, когда народу захотелось сокровенного. И он рассказал о простом, не героическом, близком, так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и широкий отклик нашло творчество в сердцах многих людей».

М.Шолохов о В. Шукшине

Литература:

И. Долгополов. «Мастера и шедевры» в 3 томах, т.2. – М.: «Изобразительное искусство», 1987.

Н.А.Некрасов. «Стихотворения и поэмы». – М.,1976.

А.П.Чехов. «Сочинения в четырех томах», т.2. – М., Изд. «Правда», 1984.

М.Ю. Лермонтов. «Стихотворения». – М., «Художественная литература», 1984.

И.А.Химик. «Как преподавать мировую художественную культуру». – М., Просвещение, 1994.

Этюды об изобразительном искусстве /сост. Н.И.Платонова, В.Ф. Тарасов/, М. - Просвещение, 1994.

Ф.А. Брокгауз, Н.А.Эфрон. «Энциклопедический словарь», современная версия, - М. Эксмо, 2000.

При изучении культуры на уроках истории иногда уместно использовать принцип минимакса. Показать большое явление через обращение к конкретным его проявлениям, воздействуя на эмоциональную сферу учащихся. При традиционном подходе к изучению культуры деятельность педагога и учащихся похожа на серфинг, скольжение, блуждание без порядка и глубины. Интеграция урока истории с уроком мировой художественной культуры позволяет учащимся прочувствовать человека-современника изучаемого периода, что нравственно и духовно возвышает, актуализирует творческий потенциал ребят. Используя полученный на уроке опыт диалога с веком, позднее дети не пройдут мимо выразительности образов музыкального произведения, живописного полотна или литературного текста. А этот опыт должен стать силой, способной удержать от вольного или невольного варварского отношения к культурно-историческим памятникам. «Дети проходят сквозь отражение жизни в искусстве.., но уже не в качестве читателей, зрителей, а как бы в качестве творцов новой действительности» (М. Горький).

В старшем звене общеобразовательной школы за рамками программы оказывается огромный пласт художественного наследия деятелей отечественной культуры, представляющий богатейшую сокровищницу субъективных переживаний, чувств, мыслей, историко-культурных комментариев. Обращение к этому художественному наследию окажет благотворное влияние на умонастроение учащихся, компенсирует пробелы в учебных программах. Размышления, постановка диалога будут активно способствовать становлению человека и гражданина, постижению своего духовного мира.

Успех урока зависит от умения учителя создать эмоциональный настрой и уровня обученности учащихся в данной области знания. Ученики, которые не проявили активности на уроке, как правило, продолжают размышления после него и выполняют домашнее задание творчески, учитывая успешные и не вполне удачные пробы сил одноклассников.

Ход урока

I. Краткая социально-политическая характеристика времени, в котором жили и творили художники.

- Мы продолжаем знакомство с русской художественной культурой XIX века. Ведущим художественным методом продолжал оставаться реализм. Развитие критического реализма в русской живописи было тесно связано с развитием литературы. Первоначально критический реализм развивался в творчестве писателей-демократов: Чернышевского, Герцена, Некрасова, Успенского. В живописи критический реализм достиг особой силы в творчестве П. Федотова. Во второй половине XIX века наступает новый этап художественного развития, ведущая роль стала принадлежать разночинной интеллигенции, в живописи новое направление нашло яркое выражение в движении передвижников.

9 ноября 1863 г. Девять лучших выпускников Петербургской академии художеств отказались выполнять дипломную работу на заданную мифологическую тему и потребовали себе права свободного выбора, намереваясь написать картины на современные темы. Получив отказ от руководства, бунтари покинули академию и объединились в артель художников. Возглавил бунтовщиков-художников Иван Николаевич Крамской (профессор Тон: «Случись это прежде, вас бы всех в солдаты!», демонстрация портрета Крамского).

В ноябре 1870 г. члены-учредители подписали устав товарищества, предусматривающий не только организацию выставок в Москве и Петербурге, но и в других городах России с целью знакомства широких провинциальных масс с достижениями современной живописи. Всего за годы существования Товарищества передвижных выставок было организовано сорок восемь выставок, пользующихся огромной популярностью.

- Почему? (Учащиеся высказывают предположения).

Большую помощь передвижникам оказал П.М.Третьяков, приобретавший их полотна для своей галереи.

Большинство работ, представленных на уроке, ныне выставлены в Третьяковской галерее.

II. Литературность живописи.

- Вы видите незнакомые картины и уже хрестоматийные, памятные с детства: «Тройка», «Проводы покойника», «Спящие дети»… Шедевры. Но некто, наморщив нос, молвит вяло: «Литературность в живописи XIX века - моветон. Эти иллюстрации рассчитаны на сентиментального зрителя».

Не вступая в споры, прочтем высказывание Репина: «Пусть новейшая художественная критика упрекает наших художников в идеях, называя эти идеи тенденциями. Мы не имеем причины стыдиться этих тенденций, завещанных нам такими писателями, которым как гениальным художникам поклоняется современная Европа (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Тургенев, Толстой). Тенденции эти не идут в разрез с идеалами нашего искусства. Напротив, они одухотворяют и возвышают его. Чистые от всяких корыстных и эгоистических побуждений, они-то и есть идеалы этого искусства, без которых оно не могло бы существовать». Давайте попытаемся почувствовать эту связь. Я прочту фрагменты известных и неизвестных литературных произведений, а вы назовите картину, связанную с ним каким-либо образом.

1. «Что ты жадно глядишь на дорогу» (Н. Некрасов).

2. «Саврасушка, трогай!» (Н. Некрасов).

3. «Губы бескровные, веки упавшие» (Н. Некрасов).

4. «Женщины вообще, после вашего поступка» («Бесприданница». Н. Островский).

5. «За обедом Модест Алексеич ел много…» («Анна на шее». А.Чехов).

6. «Товарищ, я вахту не в силах стоять» (русская народная песня).

7. «Подмастерья надо мной насмехаются…» («Ванька Жуков». А. Чехов).

8. «Кусок лишь хлеба он просил» (М. Лермонтов).

- А какие ассоциации с литературными произведениями возникли у вас? (Учащиеся высказывают предположения, что, например, с картиной В. Перова «Проводы покойника» созвучно стихотворение Некрасова «Саврасушка, трогай!»)

IV. Анализ произведений (самостоятельная деятельность учащихся).

Художник, писатель, композитор – каждый их них летописец своего времени. Но поистине права народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Взгляните на картины! Вмиг станет ясно, в какую невозвратную пропасть кануло прошлое. Голос совести, гражданское чувство художника сделало, казалось бы, невозможное.

Пластически совершенно, остро раскрыты будни трудового народа. Но не ждите в его полотнах страстей, эффектов. Все обыденно. Скупо. Правдиво.

И эта истина куда ужаснее любой лжи. Тишина, царящая почти на всех холстах, куда пронзительнее шума и грохота, крика.

Внимательно пронаблюдайте, посмотрите на репродукции и сформулируйте по 1-2 вопроса, который вы зададите классу. Вопросы задавайте любые, используйте понятия: композиция, композиционный центр, колорит, сюжет, гармония, цветовой тон, симметрия, ритм, интерьер, а также свои знания, полученные при работе дома. Время – 3 мин.

(Работают учащиеся при музыкальном сопровождении: Л. Бетховен. Соната № 8).

- Задавайте вопросы. Спасибо!

Хотелось бы, чтобы вы замечали второстепенные детали, то, что скрыто от беглого первоначального взгляда. Когда вы работали над фантазиями по картинам П. Федотова, интерпретировать характер персонажа и роль предметов можно было свободно. Сегодня учитывайте только факты, мыслите логически. Как, например, Д. Вивгарь и К. Шишов написали анализ картины В. Перова «Проповедь в селе».

В село приехал проповедник,

Стал говорить, чтоб в ведьм

бросали веник,

Чтоб колдунов сжигали на кострах,

И не внушали они людям страх.

Запоминали все внимательно

крестьяне,

И станут воевать они с чертями,

Но засыпали многие селяне –

Гореть в аду им алыми огнями.

А кто-то чешет ухо:

Ведь проповедь наводит скуку;

Заигрывал с девицей молодец,

А рядом спит ее отец.

А кто-то думает:

«Вдруг люстра упадет

И голову кому-то разобьет.

И только дети слушают

внимательно,

Им это кажется все занимательным.

- Еще вопросы? Спасибо.

Станковая картина имеет свою судьбу, она подобна живому существу. Ее появление связано с любовью к искусству, вначале лишь чистый холст, час за часом, день за днем, а иногда год за годом, и, наконец, наступает миг, когда, одетая в раму, появляется она перед людьми, юная, неповторимая, дышащая свежестью первооткрытия. Потом у картины начинается биография: она поступает либо на выставку, либо в музей или к коллекционеру.

Иногда пора зрелости картины продолжается веками, холст переживает иногда годы славы, а порою его постигает забвение, и картина пылится во тьме непризнания.

Впрочем, полотно понемногу стареет, постепенно краски меркнут, масла темнеют, холст покрывается трещинами. Но его старение лишь внешнее, физическое. Ни трещины, ни пятна не могут погасить огонь вечной души искусства, той, которую вложил в картину создатель-художник.

Известно, что цветы реагируют не только на свет, влагу, тепло, но и на добро и зло, тянутся к тем, кто ухаживает за ними, чахнут и болеют, если их оставляют в небрежении. Словом, им свойственны многие чудесные качества.

Не менее сложна жизнь картины – этого цветка, созданного человеком.

Картина отвечает нам добром за внимание, она как бы раскрывается навстречу нам, если мы внимательно изучаем ее. Тогда она отдает нам часть огромного духовного заряда, который вложил в нее когда-то художник.

- Знакома вам эта картина?

(Демонстрируется «Над вечным покоем» И. Левитана).

- Вглядитесь в нее повнимательнее. Выразите свое ощущение одним-двумя словами.

- Послушайте песню «Владимирская Русь» в исполнении группы «Черный кофе». Сравните созвучие образов картины и музыки, а также своего настроения. (Звучит музыка).

- Пожалуйста, ваши впечатления.

V. Итог урока.

- Что на уроке показалось вам важным? Интересным? Как изменился ваш взгляд на культуру второй половины XIX века?

VI. Домашнее задание.

На выбор:

- Выскажите собственное отношение к творчеству мастеров этого периода.

- Составьте проверочный тест по изученной теме.

- Вы составитель сборника о русской живописи второй половины XIX века. Статьи о каких художниках вы включите в него и почему?