Н​ачиная с древних времен, человечество стремится совершенствовать системы образования, отбирая адекватное времени содержание, методы и формы, для того чтобы сформировать всесторонне и гармонично развитую личность.
Московское образование сегодня представлено широким спектром образовательных организаций, реализующих программы, способные удовлетворить самые разнообразные потребности обучающихся в выборе собственных траекторий развития. Более 90 процентов московских школ предлагают своим ученикам профильное обучение, позволяющее не только выбрать интересующие направления подготовки (гуманитарное, физико-математическое, химико-биологическое и другие), но также и установить тесную связь с вузом, профессионалами соответствующей сферы деятельности и социальными партнерами, получить первые практические навыки в выбранной профессии.
Профильное обучение является в настоящее время одним из перспективных направлений развития московского образования. Отличительной организационной особенностью профильного обучения является гибкость. Это позволяет не только сочетать разные типы учебных предметов (базовые общеобразовательные, профильные, элективные), но и обеспечивать их углубленное изучение, дифференцировать содержание обучения старшеклассников, выстраивать для них индивидуальные образовательные программы. Это также дает возможность обеспечивать равный доступ к образованию разным категориям обучающихся, расширять их возможности социализации, обеспечивать преемственность с программами высшего профессионального образования.
Моделирование профильного обучения в конкретной школе расширяет для обучающихся возможности выбора и одновременно гарантирует им освоение образовательного стандарта.
Модели профильного обучения условно разделяют на два типа - внутришкольной профилизации и сетевой организации.
В первом случае школа может быть однопрофильной или многопрофильной, или не ориентированной на четкие профили, но путем увеличения количества элективных курсов для обучающихся иметь возможность реализовывать профильные образовательные программы.
Во втором случае происходит целенаправленное привлечение образовательных ресурсов целого ряда образовательных организаций, когда несколько школ объединяются вокруг наиболее сильной ресурсной школы, но вместе с этим каждая наряду с базовым образованием реализует профильное обучение, имея для этого все необходимые условия. Или же выстраивается кооперация образовательного учреждения с другими учреждениями (например, среднего, начального, высшего профессионального образования), которые совместно, в том числе с применением дистанционных форм, осуществляют профильное обучение. Решения о подобных объединениях и сотрудничестве принимаются с учетом обоснованного мнения администрации образовательного учреждения и органов его самоуправления.
Решение о введении профильного обучения в нашей школе №1353 с углубленным изучением английского языка было принято на педагогическом совете в апреле 2007 года. В 2008-2009 учебном году открылись две первые профильные группы: социально-гуманитарная (с профильными предметами - история, обществознание, английский язык) и филологическая (русский язык, литература, английский язык). В последующие годы количество профильных групп росло. Сначала появилась биолого-химическая, через год - физико-математическая группа. В следующем, 2016-2017 учебном году мы открываем социально-экономическую группу с такими профильными предметами, как экономика, география и математика. Также на старшей ступени общего среднего образования мы планируем организовать сетевое взаимодействие с высшими учебными заведениями: создать специализированные классы и перейти на индивидуальные учебные траектории для каждого ученика старшей ступени.
Мониторинг результативности профильного обучения показывает рост качества знаний обучающихся, что подтверждается результатами ЕГЭ за несколько последних лет. В 2013 году 100 баллов по итогам ЕГЭ получили двое выпускников профильных групп (русский язык и литература), в 2014 году - двое (литература и биология) и в 2015 году - один (химия).
Ежегодно 80-85% наших выпускников поступают в вузы, преимущественно на бюджетные места. Так, в 2014 и 2015 годах 83 процента выпускников поступили в выбранные вузы на факультеты с профилирующими дисциплинами: МГУ, МГЛУ, РГГУ, МГИМО, Первый МГГУ имени Сеченова, РЭУ имени Плеханова, ВАВТ и другие гуманитарные и технические вузы, высшие военные училища.
Ежегодно в марте мы проводим собрание для обучающихся 9-х классов и их родителей, во время которого подробно рассказываем об организации профильного обучения на старшей ступени и предлагаем учебные планы для каждого профиля на два предстоящих учебных года. Учащиеся выбирают образовательную траекторию, по которой будут обучаться в 10-11-м классах, вполне осознанно, так как с ними заранее, с 8-го класса, проводится предпрофильная работа. Для тех, кто не определился с выбором профиля или не захотел обучаться по какому-то конкретному направлению, мы предлагаем обучение по базовым предметам.
Таким образом, реализация профильного обучения на старшей ступени дает обучающимся возможность не только изучать интересующие их учебные дисциплины на более глубоком уровне, но также и помогает определиться с будущей профессией. Именно поэтому старшеклассники и их родители не просто поддерживают развитие профильного обучения, но и являются активными участниками в определении индивидуальных образовательных траекторий.

Светлана ДОРОНИЧЕВА, директор школы с углубленным изучением английского языка №1353 имени генерала Дмитрия Алексеева